Чухонка рыба – Рыба чехонь содержание полезных веществ, польза и вред, свойства

Рыба чехонь содержание полезных веществ, польза и вред, свойства

Свойства Рыбы чехонь

Пищевая ценность | Витамины | Минеральные вещества

Сколько стоит Рыба чехонь ( средняя цена за 1 кг.)?

Москва и Московская обл.

65 р.

 

Рыба чехонь относится к полупроходным стайным рыбам семейства карповых. Однако, не смотря на такую принадлежность, по внешнему виду она в значительной степени отличается от других карповых рыб. Прежде всего, по форме тело рыбы чехонь внешне напоминает саблю — прямая спина, немного сплюснутые бока и весьма объемное брюшко.

Являясь промысловой рыбой, чехонь высоко ценится не только рыболовами за увлекательный процесс ловли, но и гурманами за счет отменных вкусовых качеств. Однако, в последнее время во многих районах ее обитания промысел рыбы чехонь официально запрещен – эта представительница водоемов находится под охраной ввиду резкого сокращения численности. Связано это с многочисленной и неконтролируемой рыбной ловлей рыбы чехонь.

Ареалом обитания рыбы чехонь можно считать достаточно широкое водное пространство. Так как в морях рыба является полупроходной, то в основном стайки чехони заселяют пресные водохранилища, озера и реки. Но это не мешает рыбе чехонь жить и в морской воде при абсолютно любом уровне солености.

В кулинарных целях эта рыба используется достаточно широко благодаря своим приятным вкусовым качествам. Чехонь отличается слегка сладковатым мясом, от употребления которого остается особое изумительное послевкусие. Но есть у рыбы чехонь и один хоть и небольшой, но существенный минус – ее повышенная костлявость. Калорийность чехони составляет около 88 ккал на сто граммов свежего мяса.

Тем не менее, во вкусном мясе рыбы чехонь содержится немалое количество питательных макро- и микроэлементов, а также витаминов. Присутствует в ее составе молибден, никель, цинк, фтор, хром и некоторые другие полезные вещества, поэтому употребление блюд из чехони полезно для здоровья человека. Ее рекомендуют кушать даже детям, правда, если не имеется никаких предостережений, в частности общей аллергии на рыбные продукты.

Примечательно, что эту рыбу не принято использовать для приготовления ухи, опять-таки ввиду ее костлявости, нежирности и незначительной калорийности чехони. Зато она выступает в роли отличного продукта для других кулинарных рецептов и блюд. Наибольшей популярностью пользуется соленая, сушеная и вяленая чехонь. Причем в соленом виде она получается очень вкусной, ничем не уступая в этом качестве сельди. Кроме того, нередко рыбу чехонь коптят, маринуют, жарят, консервируют, запекают и тушат – в общем, относятся к ней аналогично, как и к другим видам рыбы.

Пищевая ценность

Витамины

Макроэлементы

Микроэлементы

Чухонцы (чудь) — происхождение народа, где и как живут, фото

Чухонцы — наименование группы этносов, принадлежащих к прибалтийско-финским этническим группам. К ним относятся следующие народности:

  1. ижора
  2. сету
  3. ливвики
  4. весь
  5. вепсы
  6. карелы
  7. ливы
  8. ингерманландцы

Впервые о них было упомянуто во второй Псковской летописи в 1444 году, где этнос упоминался как «чухно». Позже в Российской империи так называли карело-финское население, в основном ингерманландских финнов, проживающих в окрестностях Петербурга.

Где живут

Народность населяет территории Российской Федерации, области рядом с Санкт-Петербургом, Псковскую область, Прибалтику, Финляндию, Карелию, и район Уральских гор.

Название

Другие наименования этноса чудь, чухна, чухонь. Этноним «чухонцы» использовался в официальных документах Российской империи, при этом слово «чудь» обозначало разные группы народов, чудь и финны были синонимами. От термина произошло наименование местности, где живут чухонцы — «Чухляндия». Александр Сергеевич Пушкин в своей переписке с Дельвигом называл так Петербургскую губернию. В своем толковом словаре В.И. Даль определяет слово «чухна» как петербургское название пригородных финнов.

Религия

Часть этноса исповедует лютеранство, протестантизм. Водь, ижора, вепсы, карелы являются православными.

Язык

Народ говорит на прибалтийско-финских языках. Это одна из групп финно-волжских языков. Делится на две подветви: южную и северную. Южная включает в себя языки:

  • водский
  • южноэстонский
  • северноэстонский
  • выруские диалекты (включает диалект сету)

Языки северной подветви:

  • финский (квенский и меянкиели)
  • карельский
  • ижорский
  • вепский

Кухня

В традиционных блюдах присутствуют элементы ижорской, водской, финской кухни. При этом она сильно подверглась влиянию и русской деревенской, в которой в пищу употребляется много грибов, квашеная капуста, соленые огурцы. Оставила свой отпечаток и городская кухня Петербурга, откуда народ перенял употребление кофе.

До середины 19 века основной пищей народа были капуста, картофель, которые считались даже важнее хлеба. По утрам пили кофе, заменитель из молотого цикория, прожаренных ржаных зерен с молоком. Во второй половине дня пили чай, в обеденное меню входил суп и каша. В домах у всех были самовары, в которых чаще готовили кофе, а не чай. Хлеб пекли из ржаной муки, делали лепешки, ели их с яичным маслом. Много в кухне чухонцев было молочных продуктов: сметана, простокваша, молоко, творог. Из овса варили кисель, ели его со сливками, молоком, вареньем, ягодами, растительным маслом.

Праздничным напитком у чухонцев было пиво, но существовали отличия в способе приготовления у вепсов, карелов, ижоров и води. В давние времена пиво обязательно присутствовало в различных ритуалах, его приносили в жертву при некоторых обрядах.

Внешность

Мужчины летом носили штаны из полотна, зимой надевали суконные. Рубахи шили из холщевых тканей, с разрезом в области груди, застегнутым на пуговицу. В холодное время года надевали овчинные шубы, поддевки, суконные длинные кафтаны. На голове носили войлочные шляпы с широкими полями, кепки, фуражки. Женщины носили рубахи, поверх них надевали сарафан, передник с орнаментом. Обувь шили из кожи, покупные сапоги обували на праздники, была такая обувь в основном у более зажиточных.

Жизнь

Главным занятием до 20 века было сельское хозяйство, животноводство. На собственных огородах выращивали для пропитания капусту, морковь, репу, лук, фасоль. Поля обустраивали на выжженных участках леса. Там, где больше преобладали песчаные почвы, народ выращивал картофель, постепенно урожайность выросла, чухонцы стали продавать картофель на рынке. Народ занимался поставками в Санкт-Петербург льна, гороха, ржи, овса, рыбы, ивовой коры. Распространен был «питомнический промысел», в хозяйствах всегда было большое количество животных.

Важное место занимал молочный промысел. Из деревень чухонцы поставляли в город молоко, масло, творог, сметану. Проживающие близко к морю ловили рыбу, охотились на тюленей, чей жир широко использовали.

В зимнее время многие уходили на работу в лесозаготовки, работали в Санкт-Петербурге извозчиками, занимались вывозом снега. Очень много у народа было ремесел, видов кустарных производств, которых в общем насчитывалось до 100.

Репрессии 1930-х годов и коллективизация в 20 веке подорвали традиционную систему хозяйства чухонцев. Многие были вынуждены в послевоенные годы покинуть свои деревни, кому не удалось вернуться домой, остались жить в городах.

У чухонцев преобладали малые семьи, в некоторых областях долго сохранялись большие. После свадьбы молодожены оставались жить в семье родителей мужа, у невестки было подчиненное положение. Особенно сложно приходилось молодой замужней женщине в большой семье, где свекровь была хозяйкой, приходилось уживаться с золовками, братьями мужа, их женами.

Жилище

Жилища чухонцев делились на 4 типа:

  1. савоские
  2. южнокарельские
  3. хямзские
  4. похьянмаские

Строили срубные деревянные избы. Большое значение придавали форме и положению очага в доме. У кого жилища располагались на открытом месте, возвышенности, обносили их досками. Красили дома в основном в коричневый или красно-коричневый цвет. Обшивку углов, наличники, косяки — в белый. В пригородах встречались дома, крашеные в светлые цвета. Крыша в основном была двускатного типа. В качестве кровельного материала использовали дранку, щепу, хозяйственные постройки часто покрывали соломенными, дощатыми крышами.

Планировка домов обычно узкая, вытянутая. Помещения были большие и маленькие, подсобные, хозяйственные. У бедняков дома были более простой формы, часто двухкамерные, состоящие из холодных сеней и одного отапливаемого помещения.

Важная особенность чухонских деревень — сильная разбросанность поселков. Часто в одной деревне было 5-6 поселков, которые были раскиданы в пространстве на 15 верст. Все потому, что когда народ пришел осваивать земли, он был вынужден заселяться на разных пригорках из-за болотистой местности. Поэтому деревни так отличаются от русских, которые располагаются скученно. Другая особенность деревень чухонцев — обилие гранита. Часто ограды на кладбищах, стены построек выкладывали булыжником. Это говорит о том, что этого материала у чухонцев было в изобилии.

Культура

В фольклоре чухонцев есть много общих черт с культурой других прибалтийско-финских народов. В устном творчестве характерен жанр баллады, значительное влияние на фольклор оказали русские. Много присутствовало русских свадебных песен, формулировок, произносимых на свадьбе, при сватовстве.

Сохранились у народа древние традиции плача, причитаний, исполняли их женщины. Была распространена инструментальная музыка, оригинальные танцы.

Народное художественное творчество представлено декоративно-прикладным искусством:

  • вышивкой
  • художественным ткачеством
  • вязанием
  • художественной обработкой дерева
  • декоративной росписью

Традиции

Несмотря на церковную форму погребения, долгое время сохранялись обычаи древнего культа предков, представления о плотной связи живых с миром умерших.

Свадьба до 1930-х годов сохраняла эгалитарный, семейно-родовой характер. Свадебный ритуал был однотипным, независимо от достатка в семье. Состоятельные тратили больше средств на приданое, угощение и подарки. При выборе невесты, принятии сватовства право слова имели не только родители, но и близкие родственники. Для участия в свадебной церемонии гостей приглашали не по социальному статусу, а по степени родства.

Главным зимним праздником у чухонцев было Рождество. Накануне топили баню, приносили в дом рождественскую солому, на которой спали в ночь на Рождество. Когда темнело, зажигали свечи, читали рождественские тексты, пели, потом ужинали. На Рождество готовили много еды, если она заканчивалась до окончания праздника, считалось что в дом придет бедность. Кололи свинью или теленка, варили заранее рождественское пиво, делали студень. На стол ставили различные соленья, мясные, рыбные блюда, пироги с различными начинками. Долгое время сохранялся обычай прихода рождественского козла. Человек одевался в овчинную шубу навыворот, меховую шапку, делал себе искусственную бороду, в руках держал шишковатый посох. Дети его боялись, но он приносил им подарки.

Тапани — второй рождественский день в честь Святого Стефана, почитаемого как покровитель лошадей. Рано утром чухонцы надевали чистую одежду, шли в конюшню поить лошадей. Заранее в питье для животных клали брошь или кольцо из серебра. Считалось, что серебро приносит удачу в разведении скота. Главным был этот праздник для молодых, с этого дня начинались гулянья. Люди старшего возраста проводили время в молитвах, молодые ходили по домам, колядовали, пели песни, восхваляющие хозяев, которые угощали их водкой, пивом.

Чухна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чухонский мужик.

Чухна́, чухо́нцы — устаревший этноним прибалтийско-финских народов в новгородских землях (весь, сету, ижора, ливвики и прочие). Впервые упоминается в Псковской второй летописи под 1444 г. в форме «чухно». Позднее, в Российской империи — народное название карело-финского населения окрестностей Петербурга, в основном ингерманландских финнов.

Согласно словарю Фасмера, слово образовано от этнонима «чудь» путём прибавления экспрессивного суффикса «-хно» (по аналогии с собственными именами «Михно» — «Михаил», «Яхно» — «Яков», «Дахно» — «Даниил», «Махно» — «Максим», «Ивахно» — «Иван»).

Этноним употреблялся и в официальных документах империи, но единообразия не было, поскольку уже слово «чудь» могло обозначать разные группы: финны и чудь могли быть синонимами, но могли и разбиваться на «чудь в пространном смысле» и «карелов», при этом первая группа делилась на «чудь/чухарей в тесном смысле» и водь/эстов — «чухну»[1]. По Л. В. Выскочкову, «водь» — это «чудь»[2].

От термина происходит также «Чухляндия» — место, где живут чухны. А. С. Пушкин в переписке с А. А. Дельвигом называл так Петербургскую губернию[3] (по другим данным сам город Петербург[4]).

По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;

Близко знакомый с Пушкиным В. И. Даль, в своём Толковом словаре, определяет слово как петербургское прозвание пригородных финнов[5]. Заинтересовавшись этнографией чухонцев В. И. Даль написал очерк «Чухонцы в Питере»

[6]. В нём он отметил в частности, что чухонки составляют большинство кухарок, но чухонцев не найти ни среди сидельцев, ни среди разносчиков[7] и особо подчёркивает честность этого народа.

Характерная черта стереотипного чухонца — пьянство: «Сначала чухонец требует выпивку, потом выпивка требует выпивки, потом выпивка требует чухонца»[8]. В то же время В. И. Даль в своей статье отмечал, что «чухон отнюдь нельзя назвать пьяницами, но напротив, народом весьма трезвым»[6].

  1. ↑ Лескинен, Мария Войттовна. Финны и карелы на страницах российских этногеографических описаний второй половины XIX в. // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» 3 (2014).
  2. ↑ Л. В. Выскочков. Историко-этнические карты Северо-Запада России (Конец XVIII — первая треть XX в.) // Историческая этнография: Русский Север и Ингерманландия. (Проблемы археологии и этнографии. № 5). 60-летию со дня рождения проф. А. В. Гадло. СПб., 1997.
  3. ↑ Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908—1914
  4. Гукова Л., Фомина Л. Образно-прагматический потенциал топонимов в творчестве А. С. Пушкина // Текст, культура, перевод. Сборник статей по материалам международной конференции 23-25 мая 2012 года. — Рига, 2012. — С. 75—77.
  5. ↑ Чухонец // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  6. 1 2 Даль, 1861.
  7. Юган Н. Л. Инонациональная этнография в творчестве В. И. Даля как этап развития русской литературно-этнографической школы. // Науковий вісник Міжнародного гуманітарного університету. Сер.: Філологія. 2015 № 19 том 2. (рус.)
  8. ↑ Кашкин, В. Б., Е. М. Смоленцева. Этностереотипы и табуированные темы в межкультурной коммуникации. Жарчысы вестник (2005): 175. (рус.)

…Чухонь, это где???. и почему???.

рыба есть такая. потому что

Это рыба такая. Очень вкусная

чухня-это эстонцы а почему не знаю!!!

финляндия, фино-угоры…

Чухонь это обалденная рыба… вкусненькая, жирненькая… Мммм пальчики оближешь… У нас в Саратовской области в Волге её навалом, приезжайте ловите и кушайте на здоровье….

По-моему чухонцами называют скандинавов (шведы, фины, норвежцы).

чухонь рыба много в Астрахани

так петербуржцы окрестили Финляндию, пчему — не очень понятно, то ли по названию рыбы, то ли иронизируя над медлительностью северных соседей…

Это старинное название эстонцев.

Это народность в Карелии. Чухонцы.

ЧУХОНЕЦ, чухонца, м. (дореволюц.) . Пренебрежительное обозначение финна (в разг. речи, напр. в старом Петербурге, могло употр. и без пренебрежительного оттенка) . По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там, приют убогого чухонца. Пушкин. А яйца славные: чухонец только сегодня принес. Гончаров.

Фины.. . почему? Спроси у Яндекса…

Финнов так называют, и всех финно-угров!

Древними жителями на территории России до прихода славян были финно-угры. Одно таинственное племя называлось чудь . Почему таинственное . У саамов и карелов есть предания о чуди. В одной из былин «белоглазая чудь» осаждает Иерусалим при царе Соломоне. Скрываясь от преследования (христианизации), чудь живет в ямах в лесу (исчезает в ямах), прячет там свои сокровища (клады), которые невозможно добыть, т.к. они «закляты» чудью. Земляные бугры и курганы называются «чудскими могилами». Сходные предания о чуди известны у коми и саами. Современная чудь — это потомки заволоцкой чуди, которая письменными источниками помещается в границах нынешней Вологодской и Архангелськой области. Несмотря на сходство и родственные связи с вепсским миром чудь чётко отделяет себя от собственно вепсов, как и от западных коми, соседствоваших с чудью по реке Верколе. Собственно ЧУДЬ исчезла и славяне стали называть чудью другие финские народы. Часть финских племен растворилась в славянах. Это мурома , часть мери , нарова и другие . Славяне стали называть ЧУДЬЮ вепсов. А потом это название перешло на финнов. В 13 веке чудью называли эстов. В ХХ веке, после возвращения большинства финно-угорских народов к своим автеничным этнонимам (вадьялайсет, бепся, изури, коми, коми-морт), слово «чудь» как бы потеряла своего собственника. Только это и помогло малым группам финно-угорского населения в Архангелськой области обрести собственное имя, использовав для самоназвания вакантное «чудь». Чудь — финно-угорский народ. В 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом №351 в Перечень национальностей и языков РФ. Достоверно неизвестно сколько человек отнесло себя к этой национальности. Известно, что большинство из них проживают в Пинежском районе Архангелськой области. Нельзя не считаться с явлением мифологизации «чудского вопроса» в русском самосознании. Здесь речь идёт о внутреннем диалоге русского человека со своим финским прошлым, которое никак не пропадает совсем. Массовая культура, художественная литература на протяжении вот уже трёх веков подогревает это внутреннее напряжение русского-чудского диалога в формате московской государственной традиции. Над Чудью-лесом пролетел совиный крик, Протяжный крик. Зачем пришел я в этот лес, скажи, старик, Скажи, старик? Звездное небо над головой Шепчет признания и ненавидит Над Чудью-лесом. Над Чудью-лесом… Это слова поэта Игоря Белого. Они написаны уже во времена «просвещённого финно-унгаризма» — в 1988 году. Ещё ранее «чудскими сказами» будоражили русское воображение Блок, Клюев, Есенин, Бажов, Рерих и многие другие. В данный момент необходимо разделение образа «коллективного чудина» от конкретного носителя чудского самосознания. Это живой человек, гражданин Российской Федерации, на которого распространяются все права по защите национального идентитета, предусмотренных Конституцией РФ. История Чуди. На первых страницах летописи мы постоянно встре­чаем упоминания Чуди. До 882 г., т.е. до года, когда происходит окончательное сплочение восточнославянской государственности вокруг Киева, Чудь упоминается всегда непосредственно после варягов или Руси. Вступительная часть летописи: „В Афетове же части седять Pусь, Чудь и вси языци: Меря, Мурома, Весь, Мордва…» Там же: „А се суть инии языци, иже дань дають Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Мещера, Черемиса, Мордва…» 859г.: „Имаху дань варязи на Чуди и на словенех, на Мери и на Всих и на кривичих». 862 г.; Реша Руси Чудь и словене и кривичи и Вси…» 882 г.: „Приде Олег поим вое многи варяги, Чудь, словени, Мерю, Весь, кри­вичи». Под Чудью тут надо понимать прежде всего Волхов­скую Чудь, которая состояла в значительной мере из прибалтийско-финских спутников варягов. Такие прибалтий­ско-финские спутники известны отчасти по именам (Чудин и т.п.). Вполне естественно, что, говоря о варягах или Руси на первом месте, летопись, связывающая Русь с варя­гами, говорит с их спутниках на втором. http://www.youtube.com/watch?v=7JRsErHQ4tg&feature=related

Рыбы чУхонь НЕТ! А вот чЕхонь, есть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *