Гиганты щуки – Джуутку-наен – кошмар севера — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Джуутку-наен – кошмар севера — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Огромные пространства Сибири очень удобно рассматривать на карте. Это сплошное зеленое пятно, которое пересекают тоненькие ниточки рек. Оно упирается в камчатские горы, Северный Ледовитый океан и казахские степи.

Все компактно и понятно. На самом деле трудно даже представить огромную тайгу и тундру – десятки тысяч километров глуши, где не ступала нога человека. Многие районы Сибири известны только благодаря аэросъемке, и даже геологи изучают их, в основном продвигаясь по руслам рек. Вдоль рек предпочитает селиться и местное население – ханты, манси и якуты в центре Сибири, а восточнее и севернее – чукчи, долганы, нганасаны, юкагиры.

Что скрывают таежные дебри, не знает никто. Ходят слухи, что здесь до сих пор живут мамонты и духи-великаны, похожие на первобытных людей. Есть и другие таинственные существа, в том числе гигантские щуки-людоеды.

Легенды рассказывают, что этих рыб можно встретить в больших озерах. По словам селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти. Узнать местообитание монстра легко – у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера пурулто – «озерами черной воды», и никогда не будут удить здесь рыбу и плавать на лодке. Они боятся подходить к ним даже зимой, полагая, что чудовищные щуки могут проломить лед и полакомиться путником.

Щука это не рыба, а зверь, которого верховный бог Торум создал безголовым. Бог опасался его жестокости. Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова. Так описывает историю появления щуки легенда сибирской народности хантов. До сих пор, приготовив щуку, ханты разбирают ее череп по кусочкам, рассказывая детям, кого съела первая щука. Кости щучьей головы действительно напоминают по форме фигурки людей, животных и птиц. Таким образом, ханты не только развлекают детей, но и внушают им, насколько опасен водяной людоед.

 

Похожие истории рассказывают якуты. Советский этнограф Алексей Окладников записал от одного охотника рассказ, как щука съела юношу.

«Жил старик с парнем. В один жаркий день уплыли олени от старика к острову, находящемуся на озере. Парень сел на берестяную лодочку и погнался за оленями, чтобы не ушли далеко. Старик в это время сидит дома. Вдруг взволновалась вода без ветра. Показался большой хвост, и огромная рыба-щука проглотила парня, опрокинув лодку большой волной. Оленя эта щука тоже пастью своей захлопнула. Старик горько зарыдал, оплакивая гибель сына. На следующее утро он все озеро на олене объехал, пытаясь отыскать хотя бы кости погибшего парня.

В руках старика был топор. И вдруг, когда он ехал у самого берега, снова вода, как бугор, взволновалась. Из озера к нему огромная щука ринулась. Берег был низкий и пологий. Щука кинулась с такой громадной силой, что осталась на сухом берегу, не достав старика. Старик же подскочил и убил ее топором. Разрезал ей брюхо и нашел кости – от парня остались; от лодки же одни щепки остались. Старик челюсть той рыбы взял и поставил вроде ворот на дороге, которая ведет от этого горного озера к озеру Сыалах. Через эти ворота все, не слезая с оленя, проезжали, столь высока и широка была челюсть».

Якутов и селькупов разделяют многие километры непроходимых болот и чащоб. Вряд ли они могли позаимствовать друг у друга истории о людоедах. Еще труднее поверить, что такие истории от них узнали чукчи. Однако и те рассказывают про огромных щук.

В великолепной монографии Владимира Богораза «Чукчи» есть отдельная глава, посвященная чудовищам. Упоминаются там и щуки, которых жители Колымы называют джуутку-наен – «кусливая рыба». Согласно легендам, гигантские рыбы живут в далеких тундровых озерах и охотятся на людей, особенно на купальщиков. Не брезгуют и рыбаками.

У чукчей есть история о том, как щука сожрала юношу, удившего на озере. Людоедку поймали весьма оригинальным способом. Чукчи спустили на дно озера четыре нарты, нагруженные оленьим мясом. Когда щука попыталась съесть приманку, ее зубы застряли в обломках саней. Понадобилось несколько человек, чтобы вытащить рыбу на берег.

Юкагирам, живущим рядом с чукчами, тоже известны гигантские щуки. Они рассказывали историю о рыбаке, который поехал осматривать свои сети и в воде – по обеим сторонам челнока – увидел два больших желтых глаза, расстояние между которыми равнялось двум веслам. По словам рыбака, это была огромная щука, неподвижно лежавшая в воде.

Похожие истории слышал от якутов Окладников: «На озере раньше щуку видали: глаза ее по обе стороны берестяной лодки видны были».

Переместимся на шесть тысяч километров с Колымы на запад, на Ямал, где ходят легенды про пырю – рыбу-людоеда с рогами на голове. Валерий Чернецов, который записывал местные предания, считал, что прототипом чудища были огромные щуки. Ненецкий охотник рассказал ему, что однажды трое мужчин убили в озере в дельте Енисея громадную рыбину, в желудке которой нашли пряжку от пояса. Акулы в этих местах – редкость. Акул-людоедов нет вовсе, тем более в пресных озерах. Чернецов полагал, что речь шла об огромной щуке.

Теперь спустимся на юг, в бассейн великой Оби, к хантам, которые считают, что в гигантских щук превращается водяной дух Сарт-лунг. Рыба-оборотень живет в глубоких омутах и озерах и легко может перекусить лодку.

Кстати, ханты считают щуку не рыбой, а зверем, которого верховный бог Торум создал безголовым, видимо, опасаясь его жестокости. Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова.

Приготовив щуку, ханты разбирают ее череп по кусочкам, рассказывая детям, кого съела первая щука. Кости щучьей головы действительно напоминают по форме фигурки людей, животных и птиц. Таким образом ханты не только развлекают детей, но и внушают им, насколько опасен водяной людоед.

Знают о существовании чудовищных щук и соседи хантов. Манси рассказывали фольклористам про йур-сорт – гигантскую озерную щуку с худым телом и большой головой и про аньтэн-сорт – четырехсаженную рогатую щуку, которая при случае может съесть человека.

Невероятно, чтобы у столь разных народов, как чукчи и манси, были бы одинаковые сказания об одном и том же животном, если бы на то не было веских причин. Но все же допустим, что каким-то невероятным образом истории о щуках-людоедах придумали, например, селькупы, а всем остальным народностям они так понравились, что те начали пересказывать их на свой лад. В таком случае непонятно, как быть с аналогичными историями, которые есть у канадцев, финнов и даже калмыков.

В преданиях канадских эскимосов рассказывается, как гигантская рыба съела сразу двух рыбаков. Это случилось, когда трое мужчин переплывали большое озеро у Санинайока. Двое сидели в связанных друг с другом каяках, третий плыл отдельно и неожиданно услышал громкий крик о помощи. Это громадная рыба напала на скрепленные каяки и проглотила их. Эскимос понял, что спасти товарищей не удастся, и быстро поплыл к берегу. Чудище пустилось за ним. Оно мчалось так быстро, что гнало перед собой волны, и те подталкивали каяк вперед. Как только лодка коснулась берега, человек выскочил и убежал.

В финском эпосе «Калевала» говорится о щуке с реки Туонела, из челюстей которой были сделаны большие гусли-кантеле.

Самое интересное поверье – у калмыков, которые считают, что в отдаленных степных озерах водятся очень старые, покрытые мхом щуки, которые проглатывают людей и лодки. Мало того, в полнолуние они выбираются на берег и ползают по полям в поисках еды, нападая на телят и коров.

Сказания о щуках-гигантах распространены очень широко. Примечательно, что в них говорится не просто о рыбах-людоедах, но именно о щуках. Вряд ли это случайно. Помимо щук в мифологии есть множество других чудовищ, в том числе жестоких духов воды. Почему бы не списать беды и катастрофы на их счет? Зачем приписывать их рыбам, и не тайменям или, например, сомам, а именно щукам?

Значит, истории имеют под собой реальное основание? Почему же гигантские щуки не встречаются нигде, кроме фольклора? В том-то и дело, что встречаются. Те же этнографы неоднократно видели останки чудовищных щук.

Один из старых, еще дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются «в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека». Он рассказывал, что в лесу «вблизи села Кетского» долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине.

Видели огромные останки и советские ученые. Этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки. У челюсти были такие зубы, что рыбаки вешали на них плащи и телогрейки.

Мой прадед, живший на Дону, во время большого паводка увидел на заливном лугу возле стога сена огромную щуку, похожую на старое замшелое бревно. Он убил ее вилами и скормил свиньям.

А путешественник Анатолий Панков в «Оймяконском меридиане» рассказал о бульдозеристе, который застрелил гигантскую щуку из ружья. Это произошло в Якутии, в низовьях Индигирки. Рыба была старая, покрытая водорослями, зелено-бурая, дряблая, как вата. В длину она достигала четырех метров. Кроме того, Панков привел еще одну любопытную историю.

«Работник совхоза «Силянняхский», центр которого расположен на притоке Индигирки, молодой эрудированный специалист, узнав о моем пристрастии к водным путешествиям, предложил себя в качестве спутника.

– По Силянняху поплывем? – полушутя спросил я.

– По Силянняху?! На брезентовой байдарке? Там такие щуки водятся, что или байдарку пропорят, или самого вытащат из лодки. Сколько было случаев, когда щуки за ноги хватали. Такой они величины – страшно подумать…»

Биологи не признают существование гигантских щук, тем более людоедок. Самое большее, на что они готовы, это признать, что те достигают двухметровой длины. Однако что может помешать щуке вырасти еще больше – ведь она, как и большинство рыб, растет в течение всей жизни!

Записи этнографов о челюстях, выходящих за рамки признанных размеров щук, предания самых разных народов, посвященные щукам, свидетельствуют, что те действительно могут достигать огромной величины.

Почему же они неизвестны ученым? Ответ на самом деле прост. Почти все истории рассказывают про озерных, а не речных рыб. Это неудивительно – в реках у щук есть серьезные конкуренты, их вылавливают рыбаки и они просто не могут достичь огромного размера в старости.

В озерах же щукам никто не угрожает, тем более в затерянных таежных водоемах. Люди здесь бывают редко, крупных хищников почти нет. Правда, и пищи немного. Может быть, этим объясняется то, что щуки нападают на человека. Если четырехметровая хищница может утащить под воду лося или рыбака, почему ей этого не сделать? Тем более если она голодна.

Большинство же таежных и тундровых озер, в которых могут встретиться такие гиганты, не исследовались. Просто за ненадобностью. Да и встречаются огромные щуки, по всей видимости, редко. Причина тоже простая – чтобы вырасти до гигантских размеров, щука должна прожить более ста лет.

Сомнительно, чтобы в одном водоеме обитало сразу несколько чудовищ – экосистема даже большого озера вряд ли прокормит двух гигантов. Значит, после смерти монстра в лучшем случае пройдет сто лет, пока не появится другой. А скорее всего, пройдет намного больше времени – не всякая щука сможет дожить до столь преклонного возраста.

 

[источники]

источники

http://www.ohotniki.ru/editions/oir/news/2008/11/24/11512-dzhuutkunaen-koshmar-severa-.html

http://warfiles.ru/show-41863-gigantskie-schuki-monstry-sibirskih-ozer.html

http://ughunter.ru/topic/159-shuka/

 

А помните, мы с вами как то обсуждали вот такую тему: Бывают ли сомы — ЛЮДОЕДЫ ? или например что это за Рыба с человеческими зубами.  Вспомним еще раз прошло не примере вот такой рыбищи — Грустная рыба или царь-белуга. А вот посмотрите, что мне эта рыбка напомнила — Я водяной, я водяной … Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=68886

Джуутку-наен: Легенды об огромных щуках-людоедах

Каждый рыбак мечтает поймать большую, а еще лучше – гигантскую рыбу. А некоторые рыбы мечтают поймать рыбака. Такие хищники обитают не только в морских глубинах и тропических реках, но и у нас на севере.

Огромные пространства Сибири очень удобно рассматривать на карте. Это сплошное зеленое пятно, которое пересекают тоненькие ниточки рек. Оно упирается в камчатские горы, Северный Ледовитый океан и казахские степи. Все компактно и понятно.

На самом деле трудно даже представить огромную тайгу и тундру – десятки тысяч километров глуши, где не ступала нога человека. Многие районы Сибири известны только благодаря аэросъемке, и даже геологи изучают их, в основном продвигаясь по руслам рек. Вдоль рек предпочитает селиться и местное население – ханты, манси и якуты в центре Сибири, а восточнее и севернее – чукчи, долганы, нганасаны, юкагиры.

Что скрывают таежные дебри, не знает никто. Ходят слухи, что здесь до сих пор живут мамонты и духи-великаны, похожие на первобытных людей. Есть и другие таинственные существа, в том числе гигантские щуки-людоеды.

Легенды рассказывают, что этих рыб можно встретить в больших озерах. По словам селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти. Узнать местообитание монстра легко – у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера пурулто – «озерами черной воды», и никогда не будут удить здесь рыбу и плавать на лодке. Они боятся подходить к ним даже зимой, полагая, что чудовищные щуки могут проломить лед и полакомиться путником.

Похожие истории рассказывают якуты. Советский этнограф Алексей Окладников записал от одного охотника рассказ, как щука съела юношу.

«Жил старик с парнем. В один жаркий день уплыли олени от старика к острову, находящемуся на озере. Парень сел на берестяную лодочку и погнался за оленями, чтобы не ушли далеко. Старик в это время сидит дома. Вдруг взволновалась вода без ветра. Показался большой хвост, и огромная рыба-щука проглотила парня, опрокинув лодку большой волной. Оленя эта щука тоже пастью своей захлопнула. Старик горько зарыдал, оплакивая гибель сына. На следующее утро он все озеро на олене объехал, пытаясь отыскать хотя бы кости погибшего парня.

В руках старика был топор. И вдруг, когда он ехал у самого берега, снова вода, как бугор, взволновалась. Из озера к нему огромная щука ринулась. Берег был низкий и пологий. Щука кинулась с такой громадной силой, что осталась на сухом берегу, не достав старика. Старик же подскочил и убил ее топором. Разрезал ей брюхо и нашел кости – от парня остались; от лодки же одни щепки остались. Старик челюсть той рыбы взял и поставил вроде ворот на дороге, которая ведет от этого горного озера к озеру Сыалах. Через эти ворота все, не слезая с оленя, проезжали, столь высока и широка была челюсть».

Якутов и селькупов разделяют многие километры непроходимых болот и чащоб. Вряд ли они могли позаимствовать друг у друга истории о людоедах. Еще труднее поверить, что такие истории от них узнали чукчи. Однако и те рассказывают про огромных щук.

В великолепной монографии Владимира Богораза «Чукчи» есть отдельная глава, посвященная чудовищам. Упоминаются там и щуки, которых жители Колымы называют джуутку-наен – «кусливая рыба». Согласно легендам, гигантские рыбы живут в далеких тундровых озерах и охотятся на людей, особенно на купальщиков. Не брезгуют и рыбаками.

У чукчей есть история о том, как щука сожрала юношу, удившего на озере. Людоедку поймали весьма оригинальным способом. Чукчи спустили на дно озера четыре нарты, нагруженные оленьим мясом. Когда щука попыталась съесть приманку, ее зубы застряли в обломках саней. Понадобилось несколько человек, чтобы вытащить рыбу на берег.

Юкагирам, живущим рядом с чукчами, тоже известны гигантские щуки. Они рассказывали историю о рыбаке, который поехал осматривать свои сети и в воде – по обеим сторонам челнока – увидел два больших желтых глаза, расстояние между которыми равнялось двум веслам. По словам рыбака, это была огромная щука, неподвижно лежавшая в воде.

Похожие истории слышал от якутов Окладников: «На озере раньше щуку видали: глаза ее по обе стороны берестяной лодки видны были».

Переместимся на шесть тысяч километров с Колымы на запад, на Ямал, где ходят легенды про пырю – рыбу-людоеда с рогами на голове. Валерий Чернецов, который записывал местные предания, считал, что прототипом чудища были огромные щуки. Ненецкий охотник рассказал ему, что однажды трое мужчин убили в озере в дельте Енисея громадную рыбину, в желудке которой нашли пряжку от пояса. Акулы в этих местах – редкость. Акул-людоедов нет вовсе, тем более в пресных озерах. Чернецов полагал, что речь шла об огромной щуке.

Теперь спустимся на юг, в бассейн великой Оби, к хантам, которые считают, что в гигантских щук превращается водяной дух Сарт-лунг. Рыба-оборотень живет в глубоких омутах и озерах и легко может перекусить лодку.

Кстати, ханты считают щуку не рыбой, а зверем, которого верховный бог Торум создал безголовым, видимо, опасаясь его жестокости. Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова.

Приготовив щуку, ханты разбирают ее череп по кусочкам, рассказывая детям, кого съела первая щука. Кости щучьей головы действительно напоминают по форме фигурки людей, животных и птиц. Таким образом ханты не только развлекают детей, но и внушают им, насколько опасен водяной людоед.

Знают о существовании чудовищных щук и соседи хантов. Манси рассказывали фольклористам про йур-сорт – гигантскую озерную щуку с худым телом и большой головой и про аньтэн-сорт – четырехсаженную рогатую щуку, которая при случае может съесть человека.

Невероятно, чтобы у столь разных народов, как чукчи и манси, были бы одинаковые сказания об одном и том же животном, если бы на то не было веских причин. Но все же допустим, что каким-то невероятным образом  истории о щуках-людоедах придумали, например, селькупы, а всем остальным народностям они так понравились, что те начали пересказывать их на свой лад. В таком случае непонятно, как быть с аналогичными историями, которые есть у канадцев, финнов и даже калмыков.

В преданиях канадских эскимосов рассказывается, как гигантская рыба съела сразу двух рыбаков. Это случилось, когда трое мужчин переплывали большое озеро у Санинайока. Двое сидели в связанных друг с другом каяках, третий плыл отдельно и неожиданно услышал громкий крик о помощи. Это громадная рыба напала на скрепленные каяки и проглотила их. Эскимос понял, что спасти товарищей не удастся, и быстро поплыл к берегу. Чудище пустилось за ним. Оно мчалось так быстро, что гнало перед собой волны, и те подталкивали каяк вперед. Как только лодка коснулась берега, человек выскочил и убежал.

В финском эпосе «Калевала» говорится о щуке с реки Туонела, из челюстей которой были сделаны большие гусли-кантеле.

Самое интересное поверье – у калмыков, которые считают, что в отдаленных степных озерах водятся очень старые, покрытые мхом щуки, которые проглатывают людей и лодки. Мало того, в полнолуние они выбираются на берег и ползают по полям в поисках еды, нападая на телят и коров.

Сказания о щуках-гигантах распространены очень широко. Примечательно, что в них говорится не просто о рыбах-людоедах, но именно о щуках. Вряд ли это случайно. Помимо щук в мифологии есть множество других чудовищ, в том числе жестоких духов воды. Почему бы не списать беды и катастрофы на их счет? Зачем приписывать их рыбам, и не тайменям или, например, сомам, а именно щукам?

Значит, истории имеют под собой реальное основание? Почему же гигантские щуки не встречаются нигде, кроме фольклора? В том-то и дело, что встречаются. Те же этнографы неоднократно видели останки чудовищных щук.

Один из старых, еще дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются «в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека». Он рассказывал, что в лесу «вблизи села Кетского» долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине.

Видели огромные останки и советские ученые. Этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки. У челюсти были такие зубы, что рыбаки вешали на них плащи и телогрейки.

Мой прадед, живший на Дону, во время большого паводка увидел на заливном лугу возле стога сена огромную щуку, похожую на старое замшелое бревно. Он убил ее вилами и скормил свиньям.

А путешественник Анатолий Панков в «Оймяконском меридиане» рассказал о бульдозеристе, который застрелил гигантскую щуку из ружья. Это произошло в Якутии, в низовьях Индигирки. Рыба была старая, покрытая водорослями, зелено-бурая, дряблая, как вата. В длину она достигала четырех метров. Кроме того, Панков привел еще одну любопытную историю.

«Работник совхоза «Силянняхский», центр которого расположен на притоке Индигирки, молодой эрудированный специалист, узнав о моем пристрастии к водным путешествиям, предложил себя в качестве спутника.

– По Силянняху поплывем? – полушутя спросил я.

– По Силянняху?! На брезентовой байдарке? Там такие щуки водятся, что или байдарку пропорят, или самого вытащат из лодки. Сколько было случаев, когда щуки за ноги хватали. Такой они величины – страшно подумать…»

Биологи не признают существование гигантских щук, тем более людоедок. Самое большее, на что они готовы, это признать, что те достигают двухметровой длины. Однако что может помешать щуке вырасти еще больше –  ведь она, как и большинство рыб, растет в течение всей жизни!

Записи этнографов о челюстях, выходящих за рамки признанных размеров щук, предания самых разных народов, посвященные щукам, свидетельствуют, что те действительно могут достигать огромной величины.

Почему же они неизвестны ученым? Ответ на самом деле прост. Почти все истории рассказывают про озерных, а не речных рыб. Это неудивительно – в реках у щук есть серьезные конкуренты, их вылавливают рыбаки и они просто не могут достичь огромного размера в старости.

В озерах же щукам никто не угрожает, тем более в затерянных таежных водоемах. Люди здесь бывают редко, крупных хищников почти нет. Правда, и пищи немного. Может быть, этим объясняется то, что щуки нападают на человека. Если четырехметровая хищница может утащить под воду лося или рыбака, почему ей этого не сделать? Тем более если она голодна.

Большинство же таежных и тундровых озер, в которых могут встретиться такие гиганты, не исследовались. Просто за ненадобностью. Да и встречаются огромные щуки, по всей видимости, редко. Причина тоже простая – чтобы вырасти до гигантских размеров, щука должна прожить более ста лет.

Сомнительно, чтобы в одном водоеме обитало сразу несколько чудовищ – экосистема даже большого озера вряд ли прокормит двух гигантов. Значит, после смерти монстра в лучшем случае пройдет сто лет, пока не появится другой. А скорее всего, пройдет намного больше времени – не всякая щука сможет дожить до столь преклонного возраста.

Поэтому вряд ли редкий зверь скоро попадет к ученым. Но если вы вдруг окажетесь в глухом месте и станете удить рыбу в темном озере без истока, будьте внимательны. Может быть, увидите огромную, многометровую щуку и захотите поймать ее во славу науки. Правда, я бы на вашем месте поскорее выбрался на берег. Возможно, чудище плывет, чтобы перекусить вами. А поймать его все равно не удастся. Такую щуку не ловят ни удочкой, ни спиннингом.

Комментарий к статье из интернета:

— Гигантские щуки это реальность, в моём детстве, не в глухомани, а Вологодской обл. рядом с Красавиным, в озере Романовском приезжий рыбак услышав про щуку атакующую плоскодонки рыбаков решил поймать её, и заказал в кузнице тройник, зажарил курицу, но тройник только буксировал по озеру, а конец очень толстой лески мужики держали на берегу. Как только щука схватила тройник, он бросил леску и быстро выбрался на берег и присоединился к мужикам.

Для меня тогда все мужики были высокими, но когда щуку подвесили на сук дерева, рыболов дотянулся до жабр щуки встав на цыпочки, а около метра хвоста лежало на земле. Рыбак забрал голову и хвост, а остальное бросил на берегу. Озеро Романовское по всему подходит к описанным в статье: километра четыре в длину, с тремя перепадами, с двойным или тройным дном, как говорили водолазы, пытавшиеся отыскать в нём утопленников, но чаще всего безрезультатно.

Это уже было, когда мне было не 8 лет, а 12. Узкое не более 20 метров в ширину, берега словно вырезанные ножом, чтобы вылезти на берег надо сделать жим силой, так как опоры даже для пальцев ног очень трудно найти. Но многие описания вводят в ступор, достаточно вспомнить, что глаза щуки находятся на голове очень близко, а сама пасть головы на много шире глаз, и если глаза светились по обе стороны каяка, то ширина пасти должна быть метра три или больше. Океанский мостодонт и тот имеет меньшие размеры челюстей.

Но автор не хочет вспоминать, что в Якутии, Сибири и даже в Рязанской обл. есть озёра с настоящими доисторическими монстрами, у которых глаза расположены сбоку головы, так как они атакуют свои жертвы, или атаковали, спереди, а не снизу, как это делает засадный хищник — щука. И у многих из них головы напоминают щучьи, да ещё и с зубами наружу. Такие монстры из Африки перекусывают гиппопотамов одним укусом. И этому свидетельство международной экспедиции, которые решили проверить сообщение людей живущих на берегах озера, что монстр питается гиппопотамами, перевезли семью гиппопотамов из соседнего озера, и через несколько дней обнаружили взрослого самца гиппопотама перекушенного пополам, за один укус.

И ещё… когда щука плывёт близко к поверхности, то волна идёт впереди её от верхнего плавника, но не от морды, я сам это видел с высокого берега Северной Двины, и хорошо запомнил, что если плавника щуки не видно на поверхности, то хорошо видно как плавник рассекает воду, но около головы никакой волны нет,

И ещё из особенностей атакующей щуки и других хищников, резко открытая пасть хищника создаёт вакуум, и вода стремясь заполнить этот вакуум, сама засасывает добычу в пасть, пасть захлопывается и вода их пасти выбрасывается через жабры, или через не плотно сжатые зубы. Так что одна из деталей описанной выше атаки, указывает на отсутствие у атакующего жабр. Может быть у вас другое мнение, но анатомия щук отвергает некоторые детали описания хищника.

Интересная легенда о щуке-людоеде

Существует интересная легенда о неком озерном монстре, два столетия назад обитавшем в одном из самых известных озер Южного Урала — Чебаркуль (в том самом, куда в 2013 году свалился с неба метеорит).

Согласно легенде, озерным монстром была гигантская щука-людоед.

Эпос рассказывает о бравом подвиге русских солдат изловивших щуку, наводившую ужас на жителей близлежащих башкирских поселений. Ее размеры оказались колоссальными, так длина туши достигала нескольких метров, а вес превышал две сотни килограмм.

Местные жители прозвали озерного монстра — Укту. Казалось бы, легенда про Укту это не более чем миф, однако, это оказалось не совсем так.

В мифологии многих народов Севера, Европы и даже Северной Америки встречаются примерно схожие рассказы о гигантских щуках, достигающих колоссальных размеров.

Тот факт, что истории про гигантских щук появлялись независимо друг от друга, у разных народностей, несвязанных зачастую культурными, либо торговыми связями заставило задуматься о существовании ранее неисследованного криптозоологами вида.

Легенда о Чебаркульском Укту.

275 лет назад на том месте, где ныне располагается город Чебаркуль, стояли лишь небольшие башкирские деревни. Миасская крепость была единственным крупным населенным пунктом в тех краях, крепость Челяба располагалась значительно дальше.

В начале весны из Миасской крепости вышел военный отряд под руководством полковника Тевкелева Алексея Ивановича. Татищевым ему был поставлен приказ о необходимости основать крепость и военные поселения в районе современного Чебаркуля.

В военную экспедицию отправились пехотный батальон, казаки и несколько сотен переселенцев, которым предстояло обживаться на новых местах. Перед полковником стояла важная и ответственная задача не только заложить крепость, но и установить дружественные отношения с башкирскими племенами, заселявшими этот край.

На пятый день пути экспедиция вышла на пологий берег красивого озера, окруженного со всех сторон густым лесом. Озеро было скованно льдом, но все же кое-где виднелись полыньи, а вдоль берега была небольшая полоска талой воды. Местами лед был разломан как бы изнутри, словно какая-то неведомая сила подкинула его вверх.

Один из башкир, что был в отряде, внимательно осмотрев с берега открывшийся вид, побледнел и, отойдя от берега подальше, прошептал: «Черная здесь вода, злое это озеро, надо быть настороже, тут опасно». Но русские разведчики и охотники не заметили ничего странного.

Стемнело, и отряд встал на ночевку. Ночь прошла спокойно и только утром была обнаружена пропажа двух овец из отары. Остальные овцы вели себя крайне тревожно, а лошади ржали и периодически, с опаской, смотрели на лед, отказывались ступать на него и вообще приближаться к озеру, чего раньше с ними не происходило.

Рядом с местом исчезновения двух овец виднелась полынья. Ощущение спокойствия оставило участников экспедиции, беспокойный башкир, накануне пытавшийся предупредить об опасности, стал рисовать на снегу большую пасть крупного хищника, а рядом с ней маленькую фигурку человека. Он знаками показывал на озеро и на людей, а затем открывал рот и делал вид, что ест.

Солдаты посмеялись над ним и в рассказ аборигена не поверили. Тем временем за водой на лед озера вышел один из участников экспедиции. Слева от стоянки отряда послышались гомон людей и стук копыт, это возвращалась казачья полусотня, посланная в обход озера. Вместе с ними в лагерь вошло около трех десятков местных башкир.

От башкир Тевкелев узнал, что местные озадачены проблемой – им никак не удается изловить местное чудовище, обитающее в озере которое они называли Укту. Башкиры сообщили, что вчера утром у их вождя погиб единственный сын и два лучших охотника, гибель настигла их при попытке уничтожить чудовище.

Башкиры обратились к начальнику экспедиции с просьбой оказать содействие в поимке монстра. В этот же самый момент с ледяной глади озера, раздался крик «водоноса».

Под его ногами разверзся лед, вода хлынула фонтаном и на месте, где только что стоял человек, осталось только несколько пятен крови и сломанное коромысло. Никто ничего не успел заметить или увидеть, только один из солдат, заикаясь, добавил, как что-то большое набросилось на человека и утащило его в воду.

Убедившись, что башкиры говорят правду, полковник понял, что помощь в поимке Укту необходима с целью поймать жуткое существо. Оперативно был составлен хитроумный план. Выяснилось, что монстра привлекает огонь костра, а любимая добыча — овца или птица, но и человеченкой не брезгует.

Местные указали, что возле острова, есть глубокий омут, где и обитает озерный монстр. Засаду устроили близ полыньи. В качестве приманок использовали овец, а сами вооружились острогами и зарядили мушкеты. Ночью хищник напал на приманку. Подсвеченная кострами полынья выдала положение Укту, охотники открыли шквальный огонь.

Туша загадочного Укту была изрешечена пулями. Монстра удалось подцепить острогами, и обвязав могучий хвост веревкой, вытянули существо на берег.

Оказалось, что Укту это огромная щука! Так как в ночи уже было ничего не разобрать, было решено провести все замеры ранним утром. Длина щуки оказалась две сажени и аршин, то есть около пяти метров, а весила рыбина более пятнадцати пудов, что составляет около 250 килограммов.

Якобы о своей поимке Тевтелев оповестил Татищева, в личной переписке. А чучело хищницы еще долгое время находилось в одной из изб Чебаркуля, пока в начале XX века не сгорело в результате пожара. Даже ее огромная челюсть не смогла устоять против огненной стихии.

Судить о том, насколько эта легенда близка к истине крайне сложно, нет никаких исторических свидетельств. Да и могла ли щука достигать столь внушительных размеров? Как оказалось, могла.

Сказа ложь, да в ней намек…

Сама идея существования огромной щуки на первый взгляд может показаться мифом или некой «рыбацкой байкой», где, как правило, габариты пойманного улова непременно «приукрашиваются». Так и в данном случае история о поимке Укту могла быть выдумана в стародавние времена, с целью поднять авторитет колонизаторов среди местных башкир, либо вовсе это продукт наших современников.

Достоверных источников, указывающих на реальность событий двухсотлетней давности, произошедших на озере Чебаркуль попросту нет. Хотя при поиске информации о гигантских щуках мне удалось наткнуться на интересные материалы, которые заставляют по-другому взглянуть на легенду об Укту.

Оказалось, что гигантские щуки издревле описывались в различных легендах и историях, причем, их габариты оказываются сопоставимыми с тем как описывали Укту.

Особенно популярной среди рассказов такого типа является история «гейльброннской щуки», которую якобы в октябре 1230 года поймал лично император Фридрих II, обозначил золотым кольцом и выпустил в озеро Бьоккинген вблизи Гейльбронна, где эту щуку выловили через 267 лет, в 1497 году.

При этом она достигала длины 570 сантиметров и весила 140 кг. Позвоночник этой щуки был передан на хранение в собор города Мангейм.

Эта история вызвала интерес немецкого натурфилософа Лоренца Окена. Он подробно изучил историческую хронику и установил, что Фридрих II в те времена безвыездно жил в Италии и никак не мог выловить щуку на территории Германии.

Удалось также исследовать позвоночник гигантской щуки, выставленный в соборе Мангейма. Оказалось, что это фальсификация, и что он скомпонован из позвонков нескольких отдельных щук.

Не менее удивительна история «щуки царя Бориса Фёдоровича», произошедшая в 1794 году, когда при чистке Царицынских прудов под Москвой была поймана щука с кольцом на жаберной крышке. Надпись, выгравированная на кольце, гласила: «Посадил царь Борис Фёдорович».

Поскольку Борис Годунов правил с 1598 по 1605 годы, то, значит, пойманной щуке должно было быть около 200 лет. Но сегодня правдивость этого факта оспаривается, так как не сохранилось никаких доказательств.

Информация о гигантских щуках не ограничивается двумя представленными историями. Проанализировав мифологию народов населяющих бескрайние просторы Сибири и Урала, становится очевидным, что их народная память до сих пор хранит предания о гигантских щуках.

Причем, легенды вполне могут оказаться былью. Так согласно мифологемам, гигантские рыбы обитают в больших озерах. По словам Селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти.

Узнать местообитание монстра легко — у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера Пурулто – «озерами черной воды», в таких водоемах они никогда не будут удить рыбу и плавать на лодке. Люди боятся подходить к берегам пурулто даже зимой, полагая, что чудовище может проломить лед и полакомиться путником.Похожие истории рассказывают якуты.

Советский этнограф Алексей Окладников записал от одного охотника рассказ, как щука съела юношу:

«Жил старик с парнем. В один жаркий день уплыли олени от старика к острову, находящемуся на озере. Парень сел на берестяную лодочку и погнался за оленями, чтобы не ушли далеко.

Старик в это время сидит дома. Вдруг взволновалась вода без ветра. Показался большой хвост, и огромная рыба-щука проглотила парня, опрокинув лодку большой волной. Оленя эта щука тоже пастью своей захлопнула».

Якутов и Селькупов разделяют многие сотни километров непроходимых болот и чащоб. Вряд ли они могли позаимствовать друг у друга истории о щуках-людоедах, еще труднее поверить, в то что такие истории от них узнали жители бескрайних северных просторов -Чукчи.

Но и они в своих легендах рассказывают про огромных щук. В монографии Владимира Богораза «Чукчи» есть отдельная глава, посвященная чудовищам, упоминаются там и щуки, которых местные называют Джуутку-наен – «Кусливая рыба».

Согласно легендам, гигантские рыбы живут в далеких тундровых озерах и охотятся на людей. Юкагирам, живущим рядом с Чукчами, тоже известны гигантские щуки.

Они рассказывали историю о рыбаке, который поплыл осматривать свои сети и в воде – по обеим сторонам лодки – увидел два больших желтых глаза, расстояние между которыми равнялось двум веслам. По словам рыбака, это была огромная щука, неподвижно лежавшая в воде.

Переместимся на шесть тысяч километров, с Колымы на запад, на Ямал, где ходят легенды про Пырю – рыбу-людоеда с рогами на голове (вспоминаем истории и русские сказки о «замшелых», древних щуках – прим).

Валерий Чернецов, который записывал местные предания, считал, что прототипом чудища были огромные щуки. Ненецкий охотник рассказал ему, что однажды трое мужчин убили в озере, в дельте Енисея, громадную рыбину, в желудке которой нашли пряжку от пояса. Чернецов полагал, что

речь шла об огромной щуке.

Теперь переместимся в бассейн Оби, в предгорья Урала, к Хантам. Они считают, что в гигантских щук превращается водяной дух Сарт-лунг. Рыба-оборотень живет в глубоких омутах и озерах и легко может перекусить лодку и съесть человека, размеры позволяют.

Знают о существовании чудовищных щук и соседние с Хантами народности. Так, к примеру, Манси рассказывали фольклористам про Йур-сорт гигантскую озерную щуку с худым телом и большой головой и про Аньтэн-сорт четырехсаженную рогатую щуку, которая при случае может напасть на человека.

Невероятно, но у столь разных народов, как Чукчи и Манси, в мифологии встречаются почти одинаковые сказания фактически об одном и том же существе.

Но все же допустим, что каким-то невероятным образом истории о щуках-людоедах придумали, например, Селькупы, а всем остальным народностям они так понравились, что те начали пересказывать их на свой лад.

Но в таком случае непонятно, как быть с аналогичными историями, которые есть у Канадцев, Финнов и даже…Калмыков.

Так что дыма без огня не бывает, соответственно, все эти истории должны иметь под собой реальное основание.

Но почему же в наши дни гигантских монстров не ловят рыбаки? Оказалось, что есть подобные факты, но ввиду удаления от цивилизации подобные истории становятся известны лишь исследователям – фольклористам.

Гигантская щука неопровержимый миф.

Однако не все так «сказочно» как может показаться, факты существования гигантских щук есть, точнее сказать, они были зафиксированы вполне достойными учеными.

Один из дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека.

Он рассказывал, что в лесу вблизи села Кетского долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине.

Видели останки огромных рыб и советские ученые. Так этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки.

Размеры это челюсти были столь внушительными, что зубы озерного монстра, рыбаки использовали в качестве крючков вешалки верхней одежды.

Но биологи все же не признают существование гигантских щук, а тем более людоедов. Науке нужен образец, а его нет, так те районы, где такие гиганты могут водиться, находятся в глуши и человек на берегах таких озер крайне редкий гость.

Наука признает лишь то, что щука может достичь двухметровой длины, а официально подтвержденный возраст старейшей щуки равняется тридцати трем годам.

Итак, на сегодняшний день наука признает лишь один вид «гигантских щук» и это Щука-маскинонг (Esox masquinongy) — большая, сравнительно редкая пресноводная рыба семейства щуковых. Самый крупный представитель семейства. Водится в Северной Америке.


Название происходит от слова maashkinoozhe, что означает «уродливая щука». Почему она считается «уродливой» — не понятно.

Гигант предпочитает озёра, озёроподобные расширения и заливы рек. Щука крайне агрессивная и считается идеальным убийцей в пресных водоёмах, мальки переходят на хищное питание в первый год жизни, при длине около 5 см, отличаются быстрым темпом роста.

Достигают значительных размеров до 2 м и массы около 30 кг. Продолжительность жизни рыбины до 30 лет. Таким образом, наука заявляет, что лишь данный вид способен вымахать до столь внушительных размеров. Но как быть с рыбами, пойманными в России и в Европе, размеры которых превышают обозначенные учеными размеры для обыкновенной щуки (Esox lucius).

Множество фактов подтверждающих, что даже обыкновенная щука может достигать размеров маскинонга. Соответственно, можно сделать вывод о том, что проблема жизни щук не исследована до конца, а значит существование гигантских щук также вполне реально.

Почему же они неизвестны ученым? Ответ на самом деле прост. Почти все истории рассказывают про озерных, а не речных рыб. Это неудивительно – в реках у щук есть серьезные конкуренты, их вылавливают рыбаки, и они просто не успевают достичь колоссального размера.

В озерах же щукам никто не угрожает, тем более в затерянных таежных водоемах, люди здесь бывают редко, да и крупных хищников почти нет.

Большинство таежных и тундровых озер, в которых могут встретиться такие гиганты, не исследовались, такой необходимости просто не было. Да и встречаются огромные щуки, по всей видимости, все же крайне редко.

Причина тоже простая – чтобы вырасти до гигантских размеров, щука должна прожить более ста лет. Сомнительно, что в одном водоеме может обитать сразу несколько чудовищ – экосистема даже большого озера вряд ли прокормит двух гигантов.

Значит, после смерти монстра в лучшем случае пройдет сто лет, пока не появится другой. А, скорее всего, пройдет намного больше времени – не всякая щука сможет дожить до столь преклонного возраста. Поэтому вряд ли редкий экземпляр скоро попадет к ученым.

Но если Вы вдруг окажетесь в глухом месте и станете удить рыбу в темном озере без истока, может быть, когда Вы увидите огромную, многометровую щуку и захотите поймать ее во славу науки, будьте внимательны и осторожны, возможно, чудище плывет, чтобы перекусить Вами. А поймать его все равно не удастся. Такую щуку не ловят ни удочкой, ни спиннингом.

Гигантские щуки — монстры сибирских озер

Щука это не рыба, а зверь, которого верховный бог Торум создал безголовым. Бог опасался его жестокости. Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова. Так описывает историю появления щуки легенда сибирской народности хантов. До сих пор, приготовив щуку, ханты разбирают ее череп по кусочкам, рассказывая детям, кого съела первая щука. Кости щучьей головы действительно напоминают по форме фигурки людей, животных и птиц. Таким образом, ханты не только развлекают детей, но и внушают им, насколько опасен водяной людоед.

Истории о гигантских щуках широко распространены среди всех народностей Сибири. Народности эти живут в сотнях километров друг от друга и, скорее всего, не могли перенять эти легенды друг от друга.

Советский этнограф Алексей Окладников записал от одного якутского охотника рассказ, как щука съела юношу: «Жил старик с парнем. В один жаркий день уплыли олени от старика к острову, находящемуся на озере. Парень сел на берестяную лодочку и погнался за оленями, чтобы не ушли далеко. Вдруг взволновалась вода без ветра. Показался большой хвост, и огромная рыба-щука проглотила парня, опрокинув лодку большой волной. Оленя эта щука тоже пастью своей захлопнула. На следующее утро старик все озеро на олене объехал, пытаясь отыскать хотя бы кости погибшего парня. В руках старика был топор. И вдруг, когда он ехал у самого берега, снова вода, как бугор, взволновалась. Из озера к нему огромная щука ринулась. Берег был низкий и пологий. Щука кинулась с такой громадной силой, что осталась на сухом берегу, не достав старика. Старик же подскочил и убил ее топором. Разрезал ей брюхо и нашел кости – от парня остались; от лодки же одни щепки остались. Старик челюсть той рыбы взял и поставил вроде ворот на дороге, которая ведет от этого горного озера к озеру Сыалах. Через эти ворота все, не слезая с оленя, проезжали, столь высока и широка была челюсть».

Легенды рассказывают, что этих рыб можно встретить в больших озерах. По словам селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти. Узнать местообитание монстра легко – у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера пурулто – «озерами черной воды», и никогда не будут удить здесь рыбу и плавать на лодке. Они боятся подходить к ним даже зимой, полагая, что чудовищные щуки могут проломить лед и полакомиться путником.

В монографии Владимира Богораза «Чукчи» есть отдельная глава, посвященная чудовищам. Упоминаются там и щуки, которых жители Колымы называют джуутку-наен – «кусливая рыба». Согласно легендам, гигантские рыбы живут в далеких тундровых озерах и охотятся на людей, особенно на купальщиков. Не брезгуют и рыбаками. Есть у чукчей и история о том, как щука сожрала юношу, удившего на озере. Людоедку поймали весьма оригинальным способом. Чукчи спустили на дно озера четыре нарты, нагруженные оленьим мясом. Когда щука попыталась съесть приманку, ее зубы застряли в обломках саней. Понадобилось несколько десятков человек, чтобы вытащить рыбу на берег.

Интересно, что истории о гигантских щуках распространены не только в Сибири. Они известны и в Канаде, в Калмыкии, в Финляндии. В финском эпосе «Калевала» говорится о щуке с реки Туонела, из челюстей которой были сделаны огромные гусли.

Самое интересное поверье – у калмыков, которые считают, что в отдаленных степных озерах водятся очень старые, покрытые мхом щуки, которые проглатывают людей и лодки. Мало того, в полнолуние они выбираются на берег и ползают по полям в поисках еды, нападая на телят и коров.

Почему же гигантские щуки не встречаются нигде, кроме фольклора? В том-то и дело, что встречаются. Те же этнографы неоднократно видели останки чудовищных щук. Один из старых, еще дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский, в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются «в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека». Он рассказывал, что в лесу, вблизи села Кетского, долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине. Видели огромные останки и советские ученые. Этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки. У челюсти были такие зубы, что рыбаки вешали на них плащи и телогрейки.

Однако биологи не признают существование гигантских щук, тем более людоедок. Самое большее, что они готовы признать, что те достигают двухметровой длины. Однако что мешает щуке вырасти еще больше – ведь она, как и большинство рыб, растет в течение всей жизни?

Видимо, причина того, что официальной биологии неизвестны гигантские щуки, кроется в том, что все истории рассказывают про озерных, а не речных рыб. Это неудивительно – в реках у щук есть серьезные конкуренты, их вылавливают рыбаки и они просто не могут достичь огромного размера в старости. В озерах же щукам никто не угрожает, тем более в затерянных таежных водоемах. Люди здесь бывают редко, крупных хищников почти нет. Правда, и пищи немного. Может быть, этим объясняется то, что щуки нападают на человека. Если четырехметровая хищница может утащить под воду лося или рыбака, почему ей этого не сделать? Тем более если она голодна. Большинство же таежных и тундровых озер, в которых могут встретиться такие гиганты, не исследовались – за ненадобностью…

Если вы вдруг окажетесь в глухом месте и станете удить рыбу в темном озере без истока, будьте внимательны. Может быть, увидите огромную, многометровую щуку и захотите поймать ее во славу науки. Правда, я бы на вашем месте поскорее выбрался на берег. Возможно, чудище плывет, чтобы перекусить вами. Поймать же его все равно не удастся. Если конечно, у Вас нет четырех нарт с оленьим мясом.

Гигантские щуки-людоеды Чукотки — 27 Мая 2014 – Земля

Многие районы Сибири известны только благодаря аэросъемке, и даже геологи изучают их, в основном продвигаясь по руслам рек. Вдоль рек предпочитает селиться и местное население – ханты, манси и якуты в центре Сибири, а восточнее и севернее – чукчи, долганы, нганасаны, юкагиры. Что скрывают таежные дебри, не знает никто. Ходят слухи, что здесь до сих пор живут мамонты и духи-великаны, похожие на первобытных людей. Есть и другие таинственные существа, в том числе гигантские щуки-людоеды.

Легенды рассказывают, что этих рыб можно встретить в больших озерах. По словам селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти. Узнать местообитание монстра легко – у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера пурулто – «озерами черной воды», и никогда не будут удить здесь рыбу и плавать на лодке. Они боятся подходить к ним даже зимой, полагая, что чудовищные щуки могут проломить лед и полакомиться путником.

Похожие истории рассказывают якуты. Советский этнограф Алексей Окладников записал от одного охотника рассказ, как щука съела юношу.

«Жил старик с парнем. В один жаркий день уплыли олени от старика к острову, находящемуся на озере. Парень сел на берестяную лодочку и погнался за оленями, чтобы не ушли далеко. Старик в это время сидит дома. Вдруг взволновалась вода без ветра. Показался большой хвост, и огромная рыба-щука проглотила парня, опрокинув лодку большой волной. Оленя эта щука тоже пастью своей захлопнула. Старик горько зарыдал, оплакивая гибель сына. На следующее утро он все озеро на олене объехал, пытаясь отыскать хотя бы кости погибшего парня.

В руках старика был топор. И вдруг, когда он ехал у самого берега, снова вода, как бугор, взволновалась. Из озера к нему огромная щука ринулась. Берег был низкий и пологий. Щука кинулась с такой громадной силой, что осталась на сухом берегу, не достав старика. Старик же подскочил и убил ее топором. Разрезал ей брюхо и нашел кости – от парня остались; от лодки же одни щепки остались. Старик челюсть той рыбы взял и поставил вроде ворот на дороге, которая ведет от этого горного озера к озеру Сыалах. Через эти ворота все, не слезая с оленя, проезжали, столь высока и широка была челюсть».

Якутов и селькупов разделяют многие километры непроходимых болот и чащоб. Вряд ли они могли позаимствовать друг у друга истории о людоедах. Еще труднее поверить, что такие истории от них узнали чукчи. Однако и те рассказывают про огромных щук.

В великолепной монографии Владимира Богораза «Чукчи» есть отдельная глава, посвященная чудовищам. Упоминаются там и щуки, которых жители Колымы называют джуутку-наен – «кусливая рыба». Согласно легендам, гигантские рыбы живут в далеких тундровых озерах и охотятся на людей, особенно на купальщиков. Не брезгуют и рыбаками.

У чукчей есть история о том, как щука сожрала юношу, удившего на озере. Людоедку поймали весьма оригинальным способом. Чукчи спустили на дно озера четыре нарты, нагруженные оленьим мясом. Когда щука попыталась съесть приманку, ее зубы застряли в обломках саней. Понадобилось несколько человек, чтобы вытащить рыбу на берег.

Юкагирам, живущим рядом с чукчами, тоже известны гигантские щуки. Они рассказывали историю о рыбаке, который поехал осматривать свои сети и в воде – по обеим сторонам челнока – увидел два больших желтых глаза, расстояние между которыми равнялось двум веслам. По словам рыбака, это была огромная щука, неподвижно лежавшая в воде.

Похожие истории слышал от якутов Окладников: «На озере раньше щуку видали: глаза ее по обе стороны берестяной лодки видны были».

Переместимся на шесть тысяч километров с Колымы на запад, на Ямал, где ходят легенды про пырю – рыбу-людоеда с рогами на голове. Валерий Чернецов, который записывал местные предания, считал, что прототипом чудища были огромные щуки. Ненецкий охотник рассказал ему, что однажды трое мужчин убили в озере в дельте Енисея громадную рыбину, в желудке которой нашли пряжку от пояса. Акулы в этих местах – редкость. Акул-людоедов нет вовсе, тем более в пресных озерах. Чернецов полагал, что речь шла об огромной щуке.

Теперь спустимся на юг, в бассейн великой Оби, к хантам, которые считают, что в гигантских щук превращается водяной дух Сарт-лунг. Рыба-оборотень живет в глубоких омутах и озерах и легко может перекусить лодку.

Кстати, ханты считают щуку не рыбой, а зверем, которого верховный бог Торум создал безголовым, видимо, опасаясь его жестокости. Но щука не растерялась и сделала себе голову самостоятельно. Она поплыла по Оби, проглатывая все, что встречалось на пути, – лося, медведя, женщину с вязанкой дров, рыбака, ворона. Из съеденного получилась голова.

Приготовив щуку, ханты разбирают ее череп по кусочкам, рассказывая детям, кого съела первая щука. Кости щучьей головы действительно напоминают по форме фигурки людей, животных и птиц. Таким образом ханты не только развлекают детей, но и внушают им, насколько опасен водяной людоед.

Знают о существовании чудовищных щук и соседи хантов. Манси рассказывали фольклористам про йур-сорт – гигантскую озерную щуку с худым телом и большой головой и про аньтэн-сорт – четырехсаженную рогатую щуку, которая при случае может съесть человека.

Невероятно, чтобы у столь разных народов, как чукчи и манси, были бы одинаковые сказания об одном и том же животном, если бы на то не было веских причин. Но все же допустим, что каким-то невероятным образом  истории о щуках-людоедах придумали, например, селькупы, а всем остальным народностям они так понравились, что те начали пересказывать их на свой лад. В таком случае непонятно, как быть с аналогичными историями, которые есть у канадцев, финнов и даже калмыков.

В преданиях канадских эскимосов рассказывается, как гигантская рыба съела сразу двух рыбаков. Это случилось, когда трое мужчин переплывали большое озеро у Санинайока. Двое сидели в связанных друг с другом каяках, третий плыл отдельно и неожиданно услышал громкий крик о помощи. Это громадная рыба напала на скрепленные каяки и проглотила их. Эскимос понял, что спасти товарищей не удастся, и быстро поплыл к берегу. Чудище пустилось за ним. Оно мчалось так быстро, что гнало перед собой волны, и те подталкивали каяк вперед. Как только лодка коснулась берега, человек выскочил и убежал.

В финском эпосе «Калевала» говорится о щуке с реки Туонела, из челюстей которой были сделаны большие гусли-кантеле.

Самое интересное поверье – у калмыков, которые считают, что в отдаленных степных озерах водятся очень старые, покрытые мхом щуки, которые проглатывают людей и лодки. Мало того, в полнолуние они выбираются на берег и ползают по полям в поисках еды, нападая на телят и коров.

Сказания о щуках-гигантах распространены очень широко. Примечательно, что в них говорится не просто о рыбах-людоедах, но именно о щуках. Вряд ли это случайно. Помимо щук в мифологии есть множество других чудовищ, в том числе жестоких духов воды. Почему бы не списать беды и катастрофы на их счет? Зачем приписывать их рыбам, и не тайменям или, например, сомам, а именно щукам?

Значит, истории имеют под собой реальное основание? Почему же гигантские щуки не встречаются нигде, кроме фольклора? В том-то и дело, что встречаются. Те же этнографы неоднократно видели останки чудовищных щук.

Один из старых, еще дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются «в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека». Он рассказывал, что в лесу «вблизи села Кетского» долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине.

Видели огромные останки и советские ученые. Этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки. У челюсти были такие зубы, что рыбаки вешали на них плащи и телогрейки.

Мой прадед, живший на Дону, во время большого паводка увидел на заливном лугу возле стога сена огромную щуку, похожую на старое замшелое бревно. Он убил ее вилами и скормил свиньям.

А путешественник Анатолий Панков в «Оймяконском меридиане» рассказал о бульдозеристе, который застрелил гигантскую щуку из ружья. Это произошло в Якутии, в низовьях Индигирки. Рыба была старая, покрытая водорослями, зелено-бурая, дряблая, как вата. В длину она достигала четырех метров. Кроме того, Панков привел еще одну любопытную историю.

«Работник совхоза «Силянняхский», центр которого расположен на притоке Индигирки, молодой эрудированный специалист, узнав о моем пристрастии к водным путешествиям, предложил себя в качестве спутника.

– По Силянняху поплывем? – полушутя спросил я.

– По Силянняху?! На брезентовой байдарке? Там такие щуки водятся, что или байдарку пропорят, или самого вытащат из лодки. Сколько было случаев, когда щуки за ноги хватали. Такой они величины – страшно подумать…»

Биологи не признают существование гигантских щук, тем более людоедок. Самое большее, на что они готовы, это признать, что те достигают двухметровой длины. Однако что может помешать щуке вырасти еще больше –  ведь она, как и большинство рыб, растет в течение всей жизни!

Записи этнографов о челюстях, выходящих за рамки признанных размеров щук, предания самых разных народов, посвященные щукам, свидетельствуют, что те действительно могут достигать огромной величины.

Почему же они неизвестны ученым? Ответ на самом деле прост. Почти все истории рассказывают про озерных, а не речных рыб. Это неудивительно – в реках у щук есть серьезные конкуренты, их вылавливают рыбаки и они просто не могут достичь огромного размера в старости.

В озерах же щукам никто не угрожает, тем более в затерянных таежных водоемах. Люди здесь бывают редко, крупных хищников почти нет. Правда, и пищи немного. Может быть, этим объясняется то, что щуки нападают на человека. Если четырехметровая хищница может утащить под воду лося или рыбака, почему ей этого не сделать? Тем более если она голодна.

Большинство же таежных и тундровых озер, в которых могут встретиться такие гиганты, не исследовались. Просто за ненадобностью. Да и встречаются огромные щуки, по всей видимости, редко. Причина тоже простая – чтобы вырасти до гигантских размеров, щука должна прожить более ста лет.

Сомнительно, чтобы в одном водоеме обитало сразу несколько чудовищ – экосистема даже большого озера вряд ли прокормит двух гигантов. Значит, после смерти монстра в лучшем случае пройдет сто лет, пока не появится другой. А скорее всего, пройдет намного больше времени – не всякая щука сможет дожить до столь преклонного возраста.

Поэтому вряд ли редкий зверь скоро попадет к ученым. Но если вы вдруг окажетесь в глухом месте и станете удить рыбу в темном озере без истока, будьте внимательны. Может быть, увидите огромную, многометровую щуку и захотите поймать ее во славу науки. Правда, я бы на вашем месте поскорее выбрался на берег. Возможно, чудище плывет, чтобы перекусить вами. А поймать его все равно не удастся. Такую щуку не ловят ни удочкой, ни спиннингом.

Джуутку — наен — загадочная щука Севера

Как-то раз мне попалась интересная легенда о неком озерном монстре, два столетия назад обитавшем в одном из самых известных озер Южного Урала — Чебаркуль (в том самом, куда в 2013 году свалился с неба метеорит). Согласно легенде, озерным монстром была гигантская щука-людоед. Эпос рассказал о бравом подвиге русских солдат изловивших щуку, наводившую ужас на жителей близлежащих башкирских поселений. Ее размеры оказались колоссальными, так длина туши достигала нескольких метров, а вес превышал две сотни килограмм. Местные жители прозвали озерного монстра — Укту. Казалось бы, легенда про Укту это не более чем миф, однако, это оказалось не совсем так. В мифологии многих народов Севера, Европы и даже Северной Америки встречаются примерно схожие рассказы о гигантских щуках, достигающих колоссальных размеров. Тот факт, что истории про гигантских щук появлялись независимо друг от друга, у разных народностей, несвязанных зачастую культурными, либо торговыми связями заставило задуматься о существовании ранее неисследованного криптозоологами вида.
Легенда о Чебаркульском Укту.

275 лет назад на том месте, где ныне располагается город Чебаркуль, стояли лишь небольшие башкирские деревни. Миасская крепость была единственным крупным населенным пунктом в тех краях, крепость Челяба располагалась значительно дальше. В начале весны из Миасской крепости вышел военный отряд под руководством полковника Тевкелева Алексея Ивановича. Татищевым ему был поставлен приказ о необходимости основать крепость и военные поселения в районе современного Чебаркуля. В военную экспедицию отправились пехотный батальон, казаки и несколько сотен переселенцев, которым предстояло обживаться на новых местах. Перед полковником стояла важная и ответственная задача не только заложить крепость, но и установить дружественные отношения с башкирскими племенами, заселявшими этот край. На пятый день пути экспедиция вышла на пологий берег красивого озера, окруженного со всех сторон густым лесом. Озеро было скованно льдом, но все же кое-где виднелись полыньи, а вдоль берега была небольшая полоска талой воды. Местами лед был разломан как бы изнутри, словно какая-то неведомая сила подкинула его вверх. Один из башкир, что был в отряде, внимательно осмотрев с берега открывшийся вид, побледнел и, отойдя от берега подальше, прошептал: «Черная здесь вода, злое это озеро, надо быть настороже, тут опасно». Но русские разведчики и охотники не заметили ничего странного. Стемнело, и отряд встал на ночевку. Ночь прошла спокойно и только утром была обнаружена пропажа двух овец из отары. Остальные овцы вели себя крайне тревожно, а лошади ржали и периодически, с опаской, смотрели на лед, отказывались ступать на него и вообще приближаться к озеру, чего раньше с ними не происходило. Рядом с местом исчезновения двух овец виднелась полынья. Ощущение спокойствия оставило участников экспедиции, беспокойный башкир, накануне пытавшийся предупредить об опасности, стал рисовать на снегу большую пасть крупного хищника, а рядом с ней маленькую фигурку человека. Он знаками показывал на озеро и на людей, а затем открывал рот и делал вид, что ест. Солдаты посмеялись над ним и в рассказ аборигена не поверили. Тем временем за водой на лед озера вышел один из участников экспедиции. Слева от стоянки отряда послышались гомон людей и стук копыт, это возвращалась казачья полусотня, посланная в обход озера. Вместе с ними в лагерь вошло около трех десятков местных башкир. От башкир Тевкелев узнал, что местные озадачены проблемой – им никак не удается изловить местное чудовище, обитающее в озере которое они называли Укту. Башкиры сообщили, что вчера утром у их вождя погиб единственный сын и два лучших охотника, гибель настигла их при попытке уничтожить чудовище. Башкиры обратились к начальнику экспедиции с просьбой оказать содействие в поимке монстра. В этот же самый момент с ледяной глади озера, раздался крик «водоноса».

Под его ногами разверзся лед, вода хлынула фонтаном и на месте, где только что стоял человек, осталось только несколько пятен крови и сломанное коромысло. Никто ничего не успел заметить или увидеть, только один из солдат, заикаясь, добавил, как что-то большое набросилось на человека и утащило его в воду. Убедившись, что башкиры говорят правду, полковник понял, что помощь в поимке Укту необходима с целью поймать жуткое существо. Оперативно был составлен хитроумный план. Выяснилось, что монстра привлекает огонь костра, а любимая добыча — овца или птица, но и человеченкой не брезгует. Местные указали, что возле острова, есть глубокий омут, где и обитает озерный монстр. Засаду устроили близ полыньи. В качестве приманок использовали овец, а сами вооружились острогами и зарядили мушкеты. Ночью хищник напал на приманку. Подсвеченная кострами полынья выдала положение Укту, охотники открыли шквальный огонь. Туша загадочного Укту была изрешечена пулями. Монстра удалось подцепить острогами, и обвязав могучий хвост веревкой, вытянули существо на берег. Оказалось, что Укту это огромная щука! Так как в ночи уже было ничего не разобрать, было решено провести все замеры ранним утром. Длина щуки оказалась две сажени и аршин, то есть около пяти метров, а весила рыбина более пятнадцати пудов, что составляет около 250 килограммов. Якобы о своей поимке Тевтелев оповестил Татищева, в личной переписке. А чучело хищницы еще долгое время находилось в одной из изб Чебаркуля, пока в начале XX века не сгорело в результате пожара. Даже ее огромная челюсть не смогла устоять против огненной стихии. Судить о том, насколько эта легенда близка к истине крайне сложно, нет никаких исторических свидетельств. Да и могла ли щука достигать столь внушительных размеров? Как оказалось, могла.
Сказа ложь, да в ней намек…
Сама идея существования огромной щуки на первый взгляд может показаться мифом или некой «рыбацкой байкой», где, как правило, габариты пойманного улова непременно «приукрашиваются». Так и в данном случае история о поимке Укту могла быть выдумана в стародавние времена, с целью поднять авторитет колонизаторов среди местных башкир, либо вовсе это продукт наших современников. Достоверных источников, указывающих на реальность событий двухсотлетней давности, произошедших на озере Чебаркуль попросту нет. Хотя при поиске информации о гигантских щуках мне удалось наткнуться на интересные материалы, которые заставляют по-другому взглянуть на легенду об Укту. Оказалось, что гигантские щуки издревле описывались в различных легендах и историях, причем, их габариты оказываются сопоставимыми с тем как описывали Укту.

Особенно популярной среди рассказов такого типа является история «гейльброннской щуки», которую якобы в октябре 1230 года поймал лично император Фридрих II, обозначил золотым кольцом и выпустил в озеро Бьоккинген вблизи Гейльбронна, где эту щуку выловили через 267 лет, в 1497 году. При этом она достигала длины 570 сантиметров и весила 140 кг. Позвоночник этой щуки был передан на хранение в собор города Мангейм. Эта история вызвала интерес немецкого натурфилософа Лоренца Окена. Он подробно изучил историческую хронику и установил, что Фридрих II в те времена безвыездно жил в Италии и никак не мог выловить щуку на территории Германии. Удалось также исследовать позвоночник гигантской щуки, выставленный в соборе Мангейма. Оказалось, что это фальсификация, и что он скомпонован из позвонков нескольких отдельных щук.
Не менее удивительна история «щуки царя Бориса Фёдоровича», произошедшая в 1794 году, когда при чистке Царицынских прудов под Москвой была поймана щука с кольцом на жаберной крышке. Надпись, выгравированная на кольце, гласила: «Посадил царь Борис Фёдорович». Поскольку Борис Годунов правил с 1598 по 1605 годы, то, значит, пойманной щуке должно было быть около 200 лет. Но сегодня правдивость этого факта оспаривается, так как не сохранилось никаких доказательств.

Информация о гигантских щуках не ограничивается двумя представленными историями. Проанализировав мифологию народов населяющих бескрайние просторы Сибири и Урала, становится очевидным, что их народная память до сих пор хранит предания о гигантских щуках. Причем, легенды вполне могут оказаться былью. Так согласно мифологемам, гигантские рыбы обитают в больших озерах. По словам Селькупов, щука, достигшая столетнего возраста, специально ищет глубокий водоем во время разлива рек и остается в нем до самой смерти. Узнать местообитание монстра легко — у такого озера нет истока, его избегают птицы и звери. Селькупы называют эти озера Пурулто – «озерами черной воды», в таких водоемах они никогда не будут удить рыбу и плавать на лодке. Люди боятся подходить к берегам пурулто даже зимой, полагая, что чудовище может проломить лед и полакомиться путником.

Похожие истории рассказывают якуты. Советский этнограф Алексей Окладников записал от одного охотника рассказ, как щука съела юношу: «Жил старик с парнем. В один жаркий день уплыли олени от старика к острову, находящемуся на озере. Парень сел на берестяную лодочку и погнался за оленями, чтобы не ушли далеко. Старик в это время сидит дома. Вдруг взволновалась вода без ветра. Показался большой хвост, и огромная рыба-щука проглотила парня, опрокинув лодку большой волной. Оленя эта щука тоже пастью своей захлопнула».

Якутов и Селькупов разделяют многие сотни километров непроходимых болот и чащоб. Вряд ли они могли позаимствовать друг у друга истории о щуках-людоедах, еще труднее поверить, в то что такие истории от них узнали жители бескрайних северных просторов -Чукчи. Но и они в своих легендах рассказывают про огромных щук. В монографии Владимира Богораза «Чукчи» есть отдельная глава, посвященная чудовищам, упоминаются там и щуки, которых местные называют Джуутку-наен – «Кусливая рыба». Согласно легендам, гигантские рыбы живут в далеких тундровых озерах и охотятся на людей. Юкагирам, живущим рядом с Чукчами, тоже известны гигантские щуки. Они рассказывали историю о рыбаке, который поплыл осматривать свои сети и в воде – по обеим сторонам лодки – увидел два больших желтых глаза, расстояние между которыми равнялось двум веслам. По словам рыбака, это была огромная щука, неподвижно лежавшая в воде.
Переместимся на шесть тысяч километров, с Колымы на запад, на Ямал, где ходят легенды про Пырю – рыбу-людоеда с рогами на голове (вспоминаем истории и русские сказки о «замшелых», древних щуках – прим). Валерий Чернецов, который записывал местные предания, считал, что прототипом чудища были огромные щуки. Ненецкий охотник рассказал ему, что однажды трое мужчин убили в озере, в дельте Енисея, громадную рыбину, в желудке которой нашли пряжку от пояса. Чернецов полагал, что речь шла об огромной щуке.

Теперь переместимся в бассейн Оби, в предгорья Урала, к Хантам. Они считают, что в гигантских щук превращается водяной дух Сарт-лунг. Рыба-оборотень живет в глубоких омутах и озерах и легко может перекусить лодку и съесть человека, размеры позволяют. Знают о существовании чудовищных щук и соседние с Хантами народности. Так, к примеру, Манси рассказывали фольклористам про Йур-сорт гигантскую озерную щуку с худым телом и большой головой и про Аньтэн-сорт четырехсаженную рогатую щуку, которая при случае может напасть на человека.
Невероятно, но у столь разных народов, как Чукчи и Манси, в мифологии встречаются почти одинаковые сказания фактически об одном и том же существе. Но все же допустим, что каким-то невероятным образом истории о щуках-людоедах придумали, например, Селькупы, а всем остальным народностям они так понравились, что те начали пересказывать их на свой лад. Но в таком случае непонятно, как быть с аналогичными историями, которые есть у Канадцев, Финнов и даже…Калмыков. Так что дыма без огня не бывает, соответственно, все эти истории должны иметь под собой реальное основание. Но почему же в наши дни гигантских монстров не ловят рыбаки? Оказалось, что есть подобные факты, но ввиду удаления от цивилизации подобные истории становятся известны лишь исследователям – фольклористам.
Гигантская щука неопровержимый миф.


Однако не все так «сказочно» как может показаться, факты существования гигантских щук есть, точнее сказать, они были зафиксированы вполне достойными учеными. Один из дореволюционных исследователей сибирских народностей Н. Григоровский в своей работе «Очерки Нарымского края» писал, что гигантские щуки на самом деле встречаются в здешних глухих местах, где еще не бывала нога человека. Он рассказывал, что в лесу вблизи села Кетского долгое время висела прибитая к дереву нижняя челюсть щуки длиной с лошадиную голову. Кстати, по его словам, местные жители называли челюсти щук салазками, что также говорит об их немалой величине. Видели останки огромных рыб и советские ученые. Так этнографы Владислав Кулемзин и Надежда Лукина в одной из своих книг упоминают щучью челюсть, прибитую к стенке хантовской избушки. Размеры это челюсти были столь внушительными, что зубы озерного монстра, рыбаки использовали в качестве крючков вешалки верхней одежды.

Но биологи все же не признают существование гигантских щук, а тем более людоедов. Науке нужен образец, а его нет, так те районы, где такие гиганты могут водиться, находятся в глуши и человек на берегах таких озер крайне редкий гость. Наука признает лишь то, что щука может достичь двухметровой длины, а официально подтвержденный возраст старейшей щуки равняется тридцати трем годам. Итак, на сегодняшний день наука признает лишь один вид «гигантских щук» и это Щука-маскинонг (Esox masquinongy) — большая, сравнительно редкая пресноводная рыба семейства щуковых. Самый крупный представитель семейства. Водится в Северной Америке.

Название происходит от слова maashkinoozhe, что означает «уродливая щука». Почему она считается «уродливой» я понять не смог. Гигант предпочитает озёра, озёроподобные расширения и заливы рек. Щука крайне агрессивная и считается идеальным убийцей в пресных водоёмах, мальки переходят на хищное питание в первый год жизни, при длине около 5 см, отличаются быстрым темпом роста. Достигают значительных размеров до 2 м и массы около 30 кг. Продолжительность жизни рыбины до 30 лет. Таким образом, наука заявляет, что лишь данный вид способен вымахать до столь внушительных размеров. Но как быть с рыбами, пойманными в России и в Европе, размеры которых превышают обозначенные учеными размеры для обыкновенной щуки (Esox lucius). Множество фактов подтверждающих, что даже обыкновенная щука может достигать размеров маскинонга. Соответственно, можно сделать вывод о том, что проблема жизни щук не исследована до конца, а значит существование гигантских щук также вполне реально. Почему же они неизвестны ученым? Ответ на самом деле прост. Почти все истории рассказывают про озерных, а не речных рыб. Это неудивительно – в реках у щук есть серьезные конкуренты, их вылавливают рыбаки, и они просто не успевают достичь колоссального размера. В озерах же щукам никто не угрожает, тем более в затерянных таежных водоемах, люди здесь бывают редко, да и крупных хищников почти нет. Большинство таежных и тундровых озер, в которых могут встретиться такие гиганты, не исследовались, такой необходимости просто не было. Да и встречаются огромные щуки, по всей видимости, все же крайне редко. Причина тоже простая – чтобы вырасти до гигантских размеров, щука должна прожить более ста лет. Сомнительно, что в одном водоеме может обитать сразу несколько чудовищ – экосистема даже большого озера вряд ли прокормит двух гигантов. Значит, после смерти монстра в лучшем случае пройдет сто лет, пока не появится другой. А, скорее всего, пройдет намного больше времени – не всякая щука сможет дожить до столь преклонного возраста. Поэтому вряд ли редкий экземпляр скоро попадет к ученым.

Но если Вы вдруг окажетесь в глухом месте и станете удить рыбу в темном озере без истока, может быть, когда Вы увидите огромную, многометровую щуку и захотите поймать ее во славу науки, будьте внимательны и осторожны, возможно, чудище плывет, чтобы перекусить вами. А поймать его все равно не удастся. Такую щуку не ловят ни удочкой, ни спиннингом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *