Узел штык — как вязать штык с обносом, простой штык, рыбацкий штык
У любого рыбака любимое дело не обходится без узлов. Опытный рыбак всегда сумеет надёжно объединить в удочке несколько видов лески, привязать крепко крючок, блесну или другую снасть, зафиксировать все необходимое на леске.
С умом привязать садок под улов, чтобы тот не отвязался. Особенно полезно знание узлов тем, кто ходит рыбачить в море. Всегда необходимо владеть информацией о том, как правильно завязать узел, чтобы он не развязался в неподходящий момент.
Статья посвящена разновидностям узлов, которые найдут свое применение не только в указанных ситуациях. Каждый из узлов можно считать уникальным, так как может применяться где угодно.
Мы расскажем, что собой представляет узел, какой вид узла уместнее использовать в той или иной ситуации, а так же как правильно их вязать.
Как поймать больше рыбы?

Он привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов, входящих в состав и стимулирует ее аппетит. Подходит как для летней, так и для зимней рыбалки.
ПОДРОБНЕЕ ОБ АКТИВАТОРЕ ЗДЕСЬ. ЖМИ!
Узел – это старый способ соединения одной или более верёвок. Происходит оно с помощью связывания и переплетения «ходового» и «коренного» концов каната, веревки, лески.
Ходовым концом называется незакрепленная часть троса, которой мы образовываем узел. Коренной конец представляет собой вторую часть троса, зафиксированную в неподвижном состоянии.
Все существующие узлы разделены на группы по их назначению. В нашем рассказе речь пойдёт о незатягивающихся узлах, широко используемых в морском и даже рыболовном деле.
Если быть конкретным, мы рассмотрим следующие узлы:
- Простой штык.
- Простой штык со шлагом.
- Простой штык с двумя шлагами.
- Штык с обносом.
- Рыбацкий штык.
- Простой полуштык.
Когда мы определились с узлами, можем приступать их подробному разбору: что за узел, как делается, где применяется, пошаговая инструкция выполнения узла.
Чтобы создать крепкий качественный узел, для начала нужно ознакомиться с главными принципами и техниками вязания узлов.
«Простой штык»
«Простой штык» — это узел, образованный двумя простыми полуштыками. Он позволяет нам образовать незатягивающуюся петлю.
Вязать на нём более трёх полуштыков бессмысленно, от дополнительного полуштыка полученный узел не станет прочнее.
Узел «простой штык» один из самых простых незатягивающихся узлов.
Рыбаки могут использовать его для крепления фалиня шлюпки за рым на стенке или при необходимости без труда привязать крючок к леске.
Обратите внимание, чтобы узел был завязан правильно. Определить правильность узла, можно сдвинув петли.
Правильно узел будет завязан в том случае, если ходовой конец, как в первом полуштыке, так и во втором, выходит на одну и ту же сторону.
Если сдвинуть петли и их вид будет напоминать вам коровий узел вместо выбленочного узла, значит, вы сделали его неверно и при чрезмерном натяжении, полуштыки будут сходиться и узел затянется.
Как правильно вязать « Простой штык»?
Технология вязания простого штыка практически не отличается от «полуштыка». Следует только добавить еще один полуштык.
- Оборачиваем ходовой конец вокруг объекта, начиная сзади;
- Вяжем последовательно два полуштыка;
- Стягиваем оба конца веревки бечевкой;
- Затягиваем узел.
Замечание: применять подобный узел для привязывания крючка на синтетическую леску неудачная идея. При слишком большой тяге ваш узел начнёт скользить.
«Простой штык со шлагом»
«Простой штык со шлагом» отличается от простого штыка только дополнительным шлагом. Шлаг – это оборот каната вокруг зафиксированного объекта.
Простые штыки со шлагами используют, когда необходимо крепко привязать верёвку к неподвижному объекту, например, лодку к пирсу.
Этот узел могут запомнить те рыбаки, которые выходят рыбачить на суднах и не хотят, чтобы в какой-то момент оно покинуло причал без хозяина. Правильно завязанный простой штык со шлагом не затягивается даже при длительном натяжении.
Как остальные виды узлов, штык со шлагом имеет преимущество – его можно без лишних усилий развязать. Не смотря на то, что этот узел довольно трудно назвать надежным, он все равно пользуется спросом у моряков и рыбаков.
Дабы избежать неприятных ситуаций, даем совет: для повышения уровня надёжности узла, перед тем как закреплять концы, затяните узел.
- Оберните объект ходовым концом вокруг объекта по направлению сзади наперед;
- Сделайте еще два оборота в том же направлении;
- Образуйте ходовым концом вокруг коренного полуштык;
- Сделайте на коренном конце еще один полуштык;
- Крепко стяните оба конца тонкой бечевкой;
- Затяните узел.
- Поздравляем, узел готов!
«Простой штык с двумя шлагами»
«Простой штык с двумя шлагами» отличается от предыдущего узла дополнительным шлагом. Добавочный шлаг создает дополнительную надежность узлу, благодаря чему канат протирается с меньшей скоростью.
Узел никогда не затянется намертво, какая бы нагрузка на него ни шла, но может распуститься, если на ходовой конец не будет поступать соответствующая нагрузка.
Совет: скрепите концы каната тонкой бечёвкой, а для надёжности можете предварительно затянуть узел.
В случае, когда канат может подвергнуться частому трению или длительной тяге, лучше всего вспомнить о простом штыке с двумя шлагами.
Так вы предотвратите быстрый износ каната при большом натяжении. Применяться может тогда, когда есть необходимость в долговременном закреплении каната судна на пристани.
Как правильно вязать «Простой штык с двумя шлагами»:
- Оберните вокруг объекта ходовой конец, заводите его сзади;
- Сделайте еще два оборота ходовым концом;
- Подтяните ходовой конец, оберните его вокруг коренного конца и, в образовавшуюся петлю, протяните ходовой конец. Таким образом, получается полуштык.
- Сделайте еще один полуштык;
- Стяните оба конца тонкой бечевкой и затяните узел.
«Штык с обносом»
«Штык с обносом» — узел, который в несколько раз крепче по сравнению с обычным штыком с двумя шлагами. Его отличие заключается в отсутствие скольжения троса по объекту, за которым закреплен узел, и поэтому крепёж концов на этом узле необязателен.
Отсутствие скольжения даёт преимущества при резком изменении направления тяги.
Неплохо подойдет, чтобы надежно привязать садок к неподвижному объекту и даже если в воде присутствует течение, садок не развяжется и вода не заберет ваш улов.
Как правильно вязать «Штык с обносом»:
- Сделайте оборот ходового конца вокруг предмета, направление: сзади наперед;
- Протяните ходовой конец за коренным и сделайте оборот предмета теперь спереди назад;
- Далее заведите ходовой конец над коренным, после чего выведите его за коренной и протяните в образовавшуюся петлю – у вас образуется один полуштык;
- Повторите действия, чтобы сделать еще один полуштык;
- Закрепите концы друг с другом бечевкой, затяните узел.
«Рыбацкий штык»
«Рыбацкий штык» – один из примеров незатягивающихся узлов, а также из древнейших и надёжнейших способов, до сих пор имеющий спрос у моряков.
По своему плетению он схож с простым штыком со шлангом, однако, отличие всё-таки имеется. В рыбацком штыке, перед тем как вязать два полуштыка, канат протягивается через дополнительный шлаг.
Его второе название «Якорный узел», что говорит о его прямом предназначении. В основном этот узел применяется с целью крепко и надежно закрепить трос с якорем.
Им пользуются не только моряки, но и рыбаки, которые любят выйти порыбачить на лодке или катере. Использовать этот узел можно во всех тех случаях, когда на трос будет проложена огромная тяга – он не стянется, но и не развяжется.
Как правильно вязать «Рыбацкий штык»:
- Проденьте ходовой конец в якорное кольцо сзади;
- Пропустите в кольцо в том же направлении еще один раз;
- Проведите конец за коренным и протяните через образовавшиеся петли;
- Проведите ходовой конец сначала «за», а потом «перед» коренным, затем направьте в петлю – образуется полуштык;
- Затяните узел.
- Стяните два конца каната и закрепите их бечевкой.
«Простой полуштык»
«Простой полуштык» — самый распространенный и давний вид узлов. Он имеет широкий круг применения, поскольку является одним из элементарных незатягивающихся узлов.
Сам по себе этот узел не представляет никакой надёжности, однако, с зафиксированным ходовым концом эффективно справляется с любой тягой.
Неважно, какая сила натяжения будет на узел, он ни за что не затянется, максимум он затянет петлю и тем самым передвинется к предмету.
Основной его задачей является закрепление других видов узлов.
Однако и рыбакам он может пригодиться: например, быстро привязать ваше судно к пирсу, если остановка будет недолгой, или при необходимости временно соединить части лески.
Как правильно вязать «Простой полуштык»:
- Следует обернуть ходовой конец вокруг предмета, заведя его сзади;
- Далее протяните, оберните его вокруг коренного конца и проденьте ходовой конец в образовавшуюся петлю;
- Закрепите оба конца тонкой бечевкой;
- Затяните узел.
- После проделанных движений простой полуштык готов!
Как и говорилось в начале статьи, мы рассказали вам о понятии «узел», предоставили вам описание нескольких незатягивающихся морских узлов, которые могут использоваться в рыболовном деле, сообщили пошаговую инструкцию по вязанию каждого из узлов.
Все узлы по своему хороши и в той или иной ситуации покажут свои способности. Если у вас узел не держится, развязывается, пересмотрите пошаговую инструкцию по вязанию того или иного узла и повторите снова.
Правильно завязанный узел никогда не подведет. Положительной стороной этих всех узлов является то, что они не развязываются самостоятельно под влиянием натяжения и при необходимости, если узел был завязан правильно, его можно быстро развязать.
Давно вы имели по-настоящему КРУПНЫЙ УЛОВ?
Когда последний раз ловили десятки ЗДОРОВЕННЫХ щук/карпов/лещей?

Нам всегда хочется получать результат от рыбалки – поймать не три окунька, а десяток килограммовых щук – вот это будет улов! Каждый из нас мечтает о таком, но далеко не каждый умеет.
Хорошего улова можно достичь (и мы это с вами знаем) благодаря хорошей прикормке.
Ее можно приготовить в домашних условиях, можно купить в рыбацких магазинах. Но в магазинах дорого, а чтобы приготовить прикормку дома, нужно потратить уйму времени, да и, по правде говоря, далеко не всегда домашняя прикормка хорошо работает.
Вам знакомо то разочарование, когда вы купили прикормку или приготовили ее дома, а поймали три-четыре окунька?
Так может быть пора воспользоваться действительно рабочим продуктом, эффективность которого доказана как научно, так и практикой на реках и прудах России?
Прикормка FishAngry дает тот самый результат, который мы не можем достичь сами, тем более, стоит она дешево, что отличает от других средств и времени тратить на изготовление не нужно – заказал, привезли и вперед!
Конечно, лучше один раз попробовать, чем тысячу раз услышать. Тем более сейчас – самый сезон! Скидка в 50% при заказе это отличный бонус!
Узнайте подробнее про приманку!
основные схемы в картинках для начинающих моряков ТОП 10
Помимо рыболовных узлов для привязывания крючка, вертлюжка или карабина к леске, существуют морские узлы. Они служат морякам верой и правдой уже многие годы и отличаются высокой надежностью. Рыболовам у кого есть своя лодка, эта информация, так же, лишней не будет.
Морские узлы не только завязывают. Морской узел – это морская мера скорости. Один морской узел равняется скорости судна проходящего одну морскую милю (1852 метра) за один час. Удобство узла как единицы скорости обусловлено тем, что судно которое идет вдоль меридиана со скоростью в один узел, за один час проходит расстояние равное в одну минуту широты.
Давайте разберем подробнее, что такое морские узлы и как их вязать правильно?
Морские узлы для начинающих
Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.
Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.
Важно! Коренной участок каната – участок, закрепленный стационарно. Ходовый конец – свободный край, который ни к чему не крепится, с него начинают завязывать веревку.
Видео: 5 основных морских узлов
Первый совет будущим «морским волкам» – изучаем термины. Без теории не стоит приниматься за узлы. Начнем с правильных названий:
- «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно;
- «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел;
- «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы;
- «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой;
- «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок;
- «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются;
- «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны.
Теперь о других терминах. Не лишним будет ориентироваться в международных, читайте английских, обозначениях и основных типах, которые применяются на практике:
- Переплетающиеся или связанные концы – KNOT
- Переплетающаяся пара ходовых концов – BEND
- Крепление ходовых концов к объекту – HITCH
МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ. У моряков Северной Европы было поверье о трех магических узлах – правильно завязанные на корабельных снастях они хранили от крушения. Существовал даже ритуал по развязыванию, который должен был вызвать ветер.
С названиями разобрались. Дальше нужно освоить основные схемы, так сказать, принцип вязания. Остальные узлы пойдут проще. К начальным узлам относятся: булинь, восьмерка, прямые узлы, простые полуштык и штык.
Основные морские узлы: схемы вязания
1. Прямой узел
Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.
Затянутый узел показан на рис. 1, в.
Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.
При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.
2. Рифовый узел
Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.
Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.
3. Двойной прямой узел
Выполнение. Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3, а) и повторяют начальную операцию (рис. 3, 6). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. 3, в).
Применение. Двойной прямой узел рекомендуется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.
4. Плоский узел
Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.
Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.
5. Простой штык
Выполнение. Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5,а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5, б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5, в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5, г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.
Применение. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).
6. Штык со шлагом
Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6, а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6, е).
Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.
Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.
7. Штык с обносом
Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.
Законченный узел изображен на рис. 7, в.
Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Часто используется на практике.
8. Рыбацкий штык
Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8, а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8, б). После образования второго полуштыка (рис. 8, в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8, г).
Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накла-дывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.
9. Связывание тросов штыками
Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя-тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, а, б, в.
По другому, конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, г, д.
10. Выбленочный узел
Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10, а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10, б). Затянутый узел показан на рис. 10, в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10, г, д), надевают их на предмет (рис. 10, е) и затягивают узел (рис. 10, ж).
Применение. Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.
11. Задвижной штык
Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.
Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.
12. Беседочный узел
Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 12, а). Конец троса проводят в колышку (рис. 12, б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 12, в). Затянутый узел изображен на рис. 12, г.
Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Один из самых нужных узлов.
13. Двойной беседочный узел
Выполнение. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 13, а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 13, б), который затем расширяют и обносят вокруг узла. Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры.
Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. п. 12), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.
Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.
14. Калмыцкий узел
Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 14, а, б), после этого ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис.14, в, г). Затянутый узел показан на рис. 14, д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.
Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт, узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.
15. Сваечный узел
Выполнение. На тросе в там месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 15, а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 15, б). Затянутый сваечный узел показан на рис. 15, в.
Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте, или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки. Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 15, г.
16. Шкотовый узел
Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рис. 16, а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рис. 16, б). Затянутый узел показан на рис. 16, в.
Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.
17. Брамшкотовый узел
Выполнение. Конец троса проводят в коуш (рис. 17, а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рис. 17, б, в). Затянутый узел показан на рис. 17, г.
Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями. Применение узла в последнем случае показано на рис. 17, д, е, ж.
18. Удавка
Выполнение. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рис. 21, а, б). Затянутый узел изображен на рис. 18, в. Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рис. 18, г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.
Применение. Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен, и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.
19. Затягивающаяся удавка
Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.
Применение. Узел «затягивающаяся удавка» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.
20. Гачный узел
Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 20, а) закладывают в гак (рис. 20,6) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 20, е). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.
Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдержи-вает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.
21. Буксирный узел
Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 21, а). Её проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 21, б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 21, в, г). Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 21, д).
Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.
22. Узел «Кошачьи лапки»
Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 22, а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис.22, б) и надевают на гак (рис. 22, в).
Применение. Узел «кошачьи лапки» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 22, г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.
23. Узел для уменьшения длины троса
Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 23, а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, шкимушгаром или каболкой (рис. 23, б).
24. Узел «Восьмерка» (первый вариант)
Выполнение. На конце\» троса делают небольших размеров петлю (рис. 24, а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 24, б). Затянутый узел изображен на рис. 24, в.
Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.
25. Узел «Восьмерка» (второй вариант)
Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего, тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза. Выполнение узла приведено на рис. 25, а, б, в.
Применение. См. применение узла «восьмерка» (первый вариант).
26. Стопорный узел
Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).
В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).
27. Крепление троса на кнехтах
Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 27, а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три — пять шлагов — восьмерок.
С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис.27, г, д). На рис. 27, е, ж, з, и, а также 27, к, показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.
28. Шлюпочный узел
Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с по-мощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.
Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.
Настоящему моряку важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.
Как вязать якорный узел
Якорный узел, иначе называемый рыбацким штыком, относится к категории незатягивающихся. Он является одним из наиболее надёжных в своей группе.
Дата возникновения
Мнения на этот счёт расходятся. В одних источниках считают, что рыбацкий штык был придуман всего лишь в прошлом столетии, где-то на европейских судах. Однако существует и другая информация, согласно которой данный узел отсчитывает уже пятое тысячелетие. Опираясь на эту теорию можно полагать, что ранее штык использовался и в других целях. Вероятно, он был заимствован кем-то из владельцев судов, после чего получил широкую огласку.
Область применения
Как и следует из названия, якорный узел используется в сфере судоходства. Считается, что не было придумано более надёжного штыка для тросов, которые подвергаются усиленному натяжению. До появления пароходов и других современно оснащённых судов с помощью данного узла осуществлялось крепление скобы якоря к канату. Конечно, сейчас он не пользуется такой популярностью из-за появления иных технологий, но способен пригодиться в других бытовых целях.
Рыбацкий штык схож с другим простым узлом, применяемым в морском деле. Его отличает техника вязки: когда нужный предмет обносят тросом, последний пропускают под первым слоем верёвки, т. е. шлагом. При использовании в судоходстве свободный конец каната скрепляют с неподвижным. Так, якорный узел способен выдержать любую тягу. Главное, верно выбрать трос. Поскольку именно он может порваться вне зависимости от техники крепления его к объекту. Штык часто применяется в других сферах, где в работе используют канаты для поднятия или удержания крупногабаритного предмета. Например, в частном строительстве.
Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)
Якорный узел: как вязать?
Чтобы избежать непонимания у читателей, далее будет представлена пошаговая инструкция без применения морской терминологии:
- Вокруг предмета дважды обернуть трос. Второй обнос делать без затяга, иначе под него не пройдёт верёвка.
- Ходовой конец каната опустить поверх неподвижного, провести под свободно лежащей петлёй, слегка затянуть.
- Оставшийся отрезок обернуть вокруг основной части троса. Просунуть его в получившуюся петлю.
- Свободный конец закрепить с неподвижным при помощи стяжки или проволоки для дополнительной безопасности.
Как ранее было сказано, якорный узел крайне схож с другим, название которого — простой штык со шлагом. Люди, не связанные с судоходной сферой, обычно часто их путают. И это неудивительно. Однако стоит помнить: при выполнении серьёзных работ данный узел подходит намного лучше.
Дополнительные полуштыки (действия, описанные во 2 и 3 пункте) делают его более безопасным. И если бы тот узел, с которым путают якорный, в действительности использовался для крепления каких-либо частей судна, он быстро получил бы новые модификации. Иначе ему нельзя было доверить тросы с сильной тягой.
Морские узлы
К данной категории относятся штыки — незатягивающиеся узлы, служащие для крепления троса к предмету. Они обеспечивают удобство и надёжность использования. Морские узлы, в отличие от рыболовных, оставляют возможность многократного применения троса без его повреждений. Они позволяют использовать минимум усилия для освобождения груза.
Якорный узел, фото которого представлено выше, относится именно к этой категории. Сейчас его применяют в сфере альпинизма. Популярен он и среди владельцев некоторых моделей яхт. Изначально штыки использовались для пришвартовки судов к причальным быкам, но с течением времени их приспособили и под другие нужды. Однако стоит упомянуть, что узлы этого семейства требуют схватки. Иначе они не смогут выполнять своих функций из-за опасности самопроизвольного распускания.
В настоящее время на флотах применяется около сорока разных узлов . Владельцу прогулочного судна такого количества узлов не нужно. Здесь отобраны наиболее часто применяемые и наиболее простые для освоения морские узлы . Из предлагаемых судоводитель отберет несколько и их освоит. Он будет пользоваться узлом в том случае, если прием вязки будет отработан до автоматизма, а для этого нужно тренироваться. Некоторые понятия:
- Коренной конец — конец троса, закрепленный неподвижно или не используемый при вязке узла; противоположен ходовому концу;
- Ходовой конец — незакрепленный свободный конец троса, которым начинают движение при вязке узла.
Рис. 6.11. Стивидорный узел. Является стопорным для тросов. При затягивании надо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Если такой узел завязать на конце синтетического троса и ходовой конец отрезать и оплавить, это будет хорошим стопором на лине, привязанным к ведру или швабре.
Рис. 6.12. Простой полуштык — самый простой из незатягивающихся узлов. Правильно завязанный узел выдерживает сильную тягу. Он может придвинуться к предмету, но никогда не затянется.
Рис. 6.13. Простой штык: а — правильно завязанный; б — перевернутый (неправильный). Основное назначение — закрепление швартовых концов за причальные приспособления, буксировке автомобилей и т. д. Англичане говорят: «Два полуштыка спасли корабль королевы, а три полуштыка — это более чем достаточно и для королевской яхты». Будьте внимательны, чтобы завязать его правильно.
Рис. 6.14. Рыбацкий штык (якорный узел). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к якорю. Признан как самый надежный.
Рис. 6.15. Дубовый узел. Применяют в исключительных случаях, когда надо быстро связать два троса. Сильно затянутый узел трудно развязать, особенно если он намок. При работе с тросом может зацепляться за различные предметы, несколько ослабляет общую прочность снасти.
Рис. 6.16. Фламандский узел. Применяется для соединения двух тросов как тонких, так и толстых. Соединение двух тросов этим узлом считается очень прочным.
Рис. 6.17. Воровской узел. Отличается от прямого узла тем, что ходовые концы выходят по диагонали.
Рис. 6.18. Шкотовый узел. Лучше всего применять для крепления троса к готовой петле или коушу. При использовании синтетического троса, более скользкого нежели растительный, рекомендуется его вязать с дополнительным шлагом. Следует помнить, если снасть не натянуть, он может ослабнуть и развязаться.
Рис. 6.19. Самозатягивающийся узел. К коренному концу можно приложить усилие, соразмерное прочности троса. Работает тогда, когда к коренному концу приложено постоянное усилие. При переменном усилии может развязаться.
Рис. 6.20. Выбленочный узел: а — первый способ вязки; б — второй способ вязки. Свое название получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смольного троса, служащие ступеньками для подъема на мачты. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обеим концам троса. Прекрасно работает при вязке веников для бани. Для затяжки, когда веник высохнет и вязка ослабнет, достаточно потянуть за концы.
Рис. 6.21. Дубовая петля. Самая простая петля из всех незатягивающихся петель. Ослабляет трос, но хорошо держится на синтетических канатах. При затягивании плохо развязывается.
Рис. 6.22. Удавка: а — схема вязки; б — вязка удавки с полуштыками. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным. Узел нужно проверять перед каждым подъемом, чтобы он был натянут, потому что после опускания предмета на землю узел ослабевает, и предмет может выскользнуть.
Рис. 6.23. Беседочный узел. Получил свое название от морской беседки, на которой человек спускается за борт для окраски, осмотра корпуса и т. д. Известен египтянам и финикийцам за 3000 лет до н. э. Считается королем узлов. Универсален, легко вяжется, не затягивается и легко развязывается.
Рис. 6.24. Бочечный узел. Этот узел применяется когда нужно поднять открытый сосуд вертикально. В быту можно обвязать стеклянную банку и сходить за молоком. Наверху тросы можно связать прямым узлом.
Рис. 6.25. Схема крепления швартового троса за кнехт при длительной стоянке.
Рис. 6.26. Закрепление швартового троса на занятом кнехте или тумбе. Такой способ закрепления швартовного троса дает возможностъ швартоваться одновременно нескольким судам без съемки с кнехта огонов других тросов.
»
Отличная статья 0
Альпинистский узел УИАА: как вязать, пошаговая схема
Стандартный тормозной узел УИАА, используется при страховке, спускании по вертикальным перилам (веревке), эвакуации пострадавших. Большинством мировых альпинистских школ, рекомендуется к использованию, при невозможности применения специальных страховочно-спусковых приспособлений. Страхование таким способом, иногда считается более предпочтительной, чем использование «восьмерки».
Он получается в процессе небольшого изменения (одним из вариантов) узлов «стремя». Отличие заключается в создании большого трения, а не фиксации троса при его протягивании. Это происходит путем изменения геометрии узла, при вязании на карабин (лучше использовать специальные HMS модели, определенной формы).
Расшифровка УИАА
В начале 30-х годов прошлого века, стали возникать первые альпинистские формирования Европы. Съезд объединений альпинизма 18-ти стран (в Шамони, 1932 г), дал толчок созданию союза альпинистских ассоциаций. С этого момента, он становится международной организацией. Во французском варианте, Uni-pn Internationale des Associations Alpinisme, сокращенно UIAA (УИАА). Сейчас, союз насчитывает 88 федераций различных стран со всего мира.
Альпинистский узел UIAA, рекомендуется применять на мягких, эластичных шнурах во время динамического страхования.
При вязке необходимо правильно располагать кольца узла в карабине, с учетом предполагаемой стороны рывка.
Как вязать узел
Узел вяжется довольно просто, хотя и требует определенной тренировки на земле. Это необходимо при безошибочной заводке витков, уже непосредственно в работе:
Одиночный строп проводится через карабин. | ![]() |
На конце, который будет под нагрузкой делается петля. | ![]() |
Петля накидывается на карабин, через замок. | ![]() |
Узел УИАА готов к нагрузке. | ![]() |
Усиленный УИАА
Можно, для большей надежности, сделать усиленный вариант УИАА. Для этого потребуется сделать дополнительные витки.
Способ 1:
Способ 2:
Спуск при помощи узла UIAA
Спускаться на узле УИАА, необходимо без спешки. Веревка, при слишком быстром спуске, будет производить сильное трение, что неизбежно приведет к ее повреждению. Чтобы избежать закручивания стропа, потери контроля над спуском, необходимо придерживаться ногами о поверхность, по которой происходит спуск.
Для надежной работы с таким узлом, используется карабин с муфтой. Форма, должна быть грушевидная. Другие модели – ухудшают работу узла.