Карта иртыша с глубинами: Иртыш со спутника — Инфокарт – карта №4: вид со спутника

Глубина Иртыша на киргапских ямах глубина достигает 18 метров

Голубые дороги охраняет «Коршун»

Почти все речные суда, принадлежащие ФГУ «Обь-Иртышводпуть», носят птичьи имена: «Вьюрок», «Бекас», «Сокол», «Баклан», есть даже «Пингвин». «Коршун» из этой же пернатой флотилии, а местом его прописки является село Междуречье.

25 лет назад Булат Мухамадеев, капитан-механик и мастер пути, получил сошедшее со стапелей судно под свое командование. Белый теплоход доставили в Омск с волжских берегов по железной дороге, доукомплектовали и дали имя «Коршун». С тех пор каждую весну его экипажзанимается обслуживанием 70-километрового участка Иртыша от устья речки Тары до Самсоновского моста.

Путейцы, как называют команду «Коршуна», обеспечивают безопасность движения по голубым дорогам Иртыша. Их обстановочный теплоход первым открывает навигацию и последним бросает якорь на зимнюю стоянку. Задолго до навигации красятся и пронумеровываются плавучие знаки, подновляются створные, что установлены по берегам. Маяков на Иртыше нет, все суда ориентируются на буи, которые обозначают судовой коридор. Вышел из него – можешь сесть на мель. Случаи такие бывали, однако, не по вине путейцев. Чаще всего плывущее в ночное время судно, не заметив знака, сбивает его и идет дальше, а буй уплывает, меняет свое местоположение, границы нарушаются. Если теплоход-навигатор вовремя не обнаружил потерю, то другое судно, не сориентировавшись, может вспороть брюхом дно.Тарские речники, бывало, ловили у себя на участке буи из Омска, а междуреченские «поплавки» находили в Знаменском.

Рустам Муратов, сменный помощник капитана, рассказывает:

— Наш Иртыш – река спокойная, без особых сюрпризов, но беда в том, что с каждым годом мелеет. Нынче воды совсем мало. Июнь на исходе, а за бортом – уровень прошлого августа. В день на 2-3 см вода скатывается.

В среднем глубина Иртыша на участке «Коршуна» – 5 метров, но на перекате у деревни Речапово до дна всего 2,85, а на киргапских ямах глубина достигает 18 метров.

Навигационные знаки путейцы ставят по кромке судового хода. С левого берега – белые буи, с правого – красные. По мере спада воды экипаж делает промеры дна и меняет месторасположение навигационных знаков, чаще всего – с мая по июль. В августе-сентябре «поплавки» редко переносятся.

Каждый буй весит около 300 килограммов, а удерживает его в нужном месте груз в виде бетонного камня весом 60 кг. Если дно твердое – якорь составят сразу три таких груза. К концу навигации поднять буй на борт бывает сложно, поскольку камень буквально врастает в речное дно, особенно если оно песчано-илистое.

Сегодня, сожалеют путейцы, водная иртышская магистраль не столь судоходна, как в былые годы. Хотя, замечают, что в последние две навигации жизнь на реке заметно оживилась. Больше стали перевозить стройматериалов, уголя, песка, леса. Курсируют нефтеналивные танкеры, пассажирские теплоходы и скоростные суда на подводных крыльях класса «Восход».

Увы, экономическая нестабильность отразилась на работе путейского флота, и не только на суше процветают воровство и вандализм. Раньше огни на буях зажигались с началом навигации и светили до поздней осени. Сейчас в летний сезон коротких ночей плавзнаки оснащены лишь светоотражающими пленками. Сигнальные лампы на буях команда «Коршуна» установит лишь в августе. Чтобы маяки не потухли от воровских рук, на буях приходится ставить антивандальные решетки. А береговые створные знаки отдельные путешественники-отдыхающие сжигают в кострах. Самым неблагополучным в этом плане путейцы считают черняевский поворот, где несколько раз приходилось устанавливать новый ориентир для иртышских судов.

Булат Мухамадеев трудится на воде почти 30 лет. Его отец Начиулла был капитаном. У него Булат начинал матросом, потом стал путейским рабочим. Позже окончил школу командного состава и перенял у родителя капитанскую эстафету.

Его главный помощник на «Коршуне» – Рустам Муратов – тоже потомственный речник.

— Мой дед Камай Саитович, — не без гордости говорит Рустам, — организовал Муромцевскую пристань в 1938 году. А отец Руслан Камаевич всю жизнь отработал капитаном буксира-толкача на Иртыше. Я сам успел походить по Карскому и Баренцеву морю. Только кому мне передавать эстафету?

— В женские руки! Дочери Алине, — подсказывает Нагим Хабибулин, старейший из мотористов «Коршуна». – Бери пример с Ильнура (это он про самого молодого члена экипажа Ильнура Баширова). Всего четвертую навигацию ходит с нами, а второго сына народил. Ильнур, сколько твоему младшему?

— Пять месяцев, — смущенно улыбается парень.

… Сверкает начищенными до блеска медными боками судовой колокол. Он тоже рад тому, что служит на «Коршуне». По итогам смотра-конкурса, в рамках празднования 70-летия «Обь-Иртышводпути», коллектив теплохода назван в числе лучших, за что отмечен грамотой и ценным подарком. Большие и малые суда могут быть спокойны – на 70-километровом участке от устья речки Тары до одноименного города, где несет бессменную вахту профессиональная команда «Коршуна», с ними беды не случится.

Ирина Мезенина

 
На снимках: вахту несет сменный помощник капитана Рустам Муратов; матрос Ильнур Баширов

газета «Тарское Прииртышье» №27 (11464)

Нижний Иртыш от Тобольска до Ханты-Мансийска

Сегодня — фоторассказ о заключительном участке Иртыша, самых низовьях реки от Тобольска до Ханты-Мансийска, в 15 километрах ниже которого Иртыш впадает в Обь.

Приняв Тобол, Иртыш становится очень мощной рекой — водность его практически удваивается, а ширина достигает километра и более. Ниже Тобольска Иртыш резко поворачивает на север и сохраняет это направление до самого устья (собственно, он принимает направление своего крупнейшего притока Тобола — формирующего заключительный отрезок реки). Последние 650 километров своего пути от Тобольска до Ханты-Мансийска река течёт по покрытым лесами и болотами просторам Западно-Сибирской равнины. Эти края богаты нефтью и газом и, благодаря этому, в последние десятилетия получили мощное развитие. Но наступление индустрии и нефтегазовой промышленности при этом не помешало сохранить свой самобытный колорит простой сибирской глубинке.


1. Отправляемся из Тобольска. Взгляд с реки на панораму сибирского кремля.

2.

3. В северной части Тобольска берега Иртыша соединяет железнодорожный мост, по которому проходит магистраль, ведущая от Тюмени в Сургут, Новый Уренгой, Надым, Ямбург и районы крупных нефтегазовых месторождений Западной Сибири. Опоры и первая очередь моста были построены в 1969 году, а в 1990 году были установлены пролетные строения под второй путь.

4.

5.

6. Тобольский речной порт — один из крупнейших на Иртыше. Связанный с железной дорогой, он играет большую роль в перевалке грузов и осуществляет доставку в отдалённые уголки Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, районы нефтегазовых месторождений.  А с началом строительства в городе нового крупного нефтеперерабатывающего комбината значение порта ещё увеличилось — стройматериалы и ряд грузов для строительства доставляют в навигацию по Иртышу.

7. Причал нефтехимического холдинга «Сибур», в состав которого входят тобольские нефтеперерабатывающие производства, в том числе строящийся с 2014 года новый крупный комбинат.

8. Тобольск остаётся за кормой и мы, покинув на время городскую цивилизацию, оказываемся в сердце сибирской глубинки. Погода сегодня переменчивая — с утра поливало, потом прояснилось, а потом снова затянуло облаками. На прямом и широком плёсе Иртыша разыгрался даже небольшой шторм.

9.

10. Иртыш в низовьях намного шире, но река всё так же разнообразна. Широкие прямые плёсы сменяются крутыми живописными обрывами и резкими поворотами реки.

11.

12. В низовьях Иртыша, также как и выше по течению, встречается много колоритных татарских деревень с мечетями — вот, например, деревня Нижние Аремзяны.

13.

14.

15. Высокая вода…

16.

17. В низовьях Иртыша правый берег практически постоянно крутой и обрывистый — здесь к реке выходит возвышенность, которая называется Тобольский материк. На большей части она представляет собой возвышенную равнину, обращённую к Иртышу обрывами высотой 40-60 метров.

18.

19.

20. Ещё одна татарская деревня — Надцы. Никогда бы не подумал, что здесь, в Западной Сибири, так много старинных татарских поселений.

21. Русло вьющейся по пойме реки то чуть отдаляется от обрывистого края возвышенности, то снова приближается к ней. И снова правый берег поднимается обрывами прямо над головой.

22.

23.

24. Попутный толкач с двумя баржами. Идём на обгон.

25.

26.

27. Здесь очень много болот, которые часто выходят прямо к реке. Иногда с борта случается наблюдать совершенно невероятную картину — обрыв правого берега, на срезе которого видны все пласты, слагающие почву, а наверху — растут карликовые сосны и берёзы. Очень красиво! Живая геология.

28.

29. Глядя на подобные пейзажи, прямо нутром чувствуешь, что там в глубине всех этих напластований есть нефть и газ. Кажется, стоит только копнуть. :))

30. Разноцветные обрывы сменяются полузатопленными половодьем смешанными лесами.

31. Берёзовая роща.

32.

33.

34. Небо снова хмурится.

35. И снова — пейзажи невероятно высокого половодья 2016 года! Там, где берега пониже, Иртыш разлился на многие километры вокруг!

36.

37. В низовьях разлившаяся река не перестаёт петлять. На этой фотографии за узкой полоской земли видна соседняя излучина Иртыша, по которой наш теплоход пойдёт спустя полчаса. Идущие навстречу друг другу два участка одной реки, разделены лишь узкой перемычкой — а вокруг разлившееся паводком море…

38. В тюменской глубинке старые сибирские деревеньки соседствуют с активно развивающимися богатыми районами освоения нефтегазовых промыслов…

39. Село Уват.

40.

41. Освоение нефтегазовых недр часто начинается от берегов Иртыша.

42.

43. Давайте просто полюбуемся пейзажами!

44.

45.

46. Вечереет…

47.

48. Полуразрушенная церковь Прокопия и Иоанна Устюжских в селе Юровск 1804 года — старейшая церковь на Иртыше ниже Тобольска.

49.

50. Закат в облаках.

51. Огни и факелы ПСП «Демьянское», нефтеперекачивающей станции компании «Газпром-нефть». Через этот приёмосдаточный пункт в магистральный нефтепровод идёт нефть, добываемая на Южно-Приобском и Зимнем месторождениях.

52. Демьянское — старинное русское село, известное более 370 лет. С реки хорошо виден старый каменный Успенский собор 1831 года. Он действует и сейчас активно реставрируется.

53.

54. Демьянское прошли в двенадцатом часу… С сегодняшнего дня начались настоящие белые ночи. Мы сейчас находимся примерно на широте Санкт-Петербурга и продолжаем путь на север…

55. Речной трудяга…

56. Два часа ночи… Абсолютно светлая белая ночь… Уже не темнеет… Курс на север…

57. Полпятого утра… Над рекой стелется туман…

58.

59. Раннее утро. Как свежо и хорошо на реке. Наслаждаться тишиной, вдыхать запах воды и леса…

60. Ночью мы прошли границу Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа Югра… Строительство очередного нефтепровода…

61. Буровая установка. Добыча «чёрного золота» Югры.

62.

63. Село Тюли.

64.

65. В озерцах поймы реки плавают гуси… Или лебеди. 🙂

66. Низовья Иртыша. Очень широко… Иртыш здесь примерно втрое полноводнее, чем в Омске, где мы начинали маршрут.

67. Скоростное судно «Восход», обслуживающее линию Ханты-Мансийск — Горноправдинск. В ЯНАО и ХМАО водный транспорт хорошо развит и востребован. На Оби, Иртыше и малых реках действует более трёх десятков региональных линий, обслуживаемых скоростными судами «Метеор», «Восход», «Линда», «Заря» и другими.

68.

69. Вдали показались характерные очертания холма с пирамидой — мы приближаемся к Ханты-Мансийску, столице Югры, последнему городу на Иртыше, за которым река сливается с могучей Обью.

70. Эстакада вдоль обрывистого берега.

71. А вот и речной вокзал Ханты-Мансийска, у причала которого стоит теплоход «Родина», наш «брат-близнец», однотипное нашему судно, на пару с «Калашниковым» обслуживающее Обь-Иртышскую линию.

72. Ханты-Мансийск за последние 30 лет преобразился, превратившись из небольшого городка в настоящую Столицу региона, во многом формирующего экономику нашей страны (в Югре добывается 60% российской и 7% мировой нефти). Новенький речной вокзал города совмещён с автовокзалом и своими очертаниями напоминает корабль.

Швартуемся к пристани. В Ханты-Мансийске предусмотрена часовая стоянка, а наш путь по Иртышу практически закончен. Где-то тут, совсем-совсем недалеко за холмом, Иртыш поглощается могучей Обью. Место встречи двух великих сибирских рек — это будет одним из самых ярких моментов маршрута.

К оглавлению >>>

Путь по Иртышу. Окрестности Омска

Примерно через час-полтора после отправления от речной пристани Омска теплоход «Родина» вышел за пределы города, продолжая неспешное движение по извилистому Иртышу в северном направлении. Жилые районы и промзоны Омска сменились лесостепной Западно-Сибирской природой, где по берегам густо растут ивы, вокруг широкие поля с берёзовыми рощицами, а песчаные берега то стелются, то высятся на каждой излучине.

Карта, на которую я нанёс цифры, обозначающие номер фотографии в посте, в соответствии с местом. Две красных черты внизу и вверху приблизительно отмечают границы участка реки, который показан здесь. Карта кликабельна.

2. Иногда в русле Иртыша появляются островки, омываемые протоками. Причём судовой фарватер в ряде случаев может проходить и по более узкой протоке, — всё зависит от глубины.

3. На правом берегу показался советский посёлок Береговой при деревообрабатывающем заводе. Официально он, кстати, ещё числится частью Омска, но при этом как бы «оторванной».

4. На высоком берегу живописной речной излучины стоят сёла Новотроицкое и Малокулачье. Как уже говорилось, по радиотрансляции в дневное время суток на теплоходе исправно объявляли названия населённых пунктов, мимо которых мы проходим (при том, что теплоход, напомню, далеко не круизный, а вполне обычный пассажирский). Хоть и природные пейзажи здесь в целом довольно однообразны, интересно хотя бы уже посмотреть на сибирские деревни с необычного ракурса. Впрочем, на самом деле, ракурс этот, по сути, парадный. Ведь деревни основывались именно по берегам реки, которая исторически здесь и есть основная дорога.

5. И на реке — своя жизнь. Местные жители рыбачат на лодках, радуются проходящего мимо них белому теплоходу, издающему грозные гудки, и машут пассажирам. А иногда фотографируют в ответ.

6. Погода в Сибири меняется часто. Вот тучи рассеялись, в речной воде заблестело солнце…

7. Но проходит всего десять минут, и холодный ветер нагоняет тучу. На крутой песчаный яр проливается сильный дождь. А нам на палубе приходится под навес прятаться.

8. А затем и снова выглядывает солнце. Трудно в это поверить, но этот снимок сделан через две минуты после предыдущего!

9. А где-то вдалеке на фоне туч показалась едва заметная радуга:

10. Как уже говорилось, идти нам до Ханты-Мансийска — четыре дня. И первые часы мы не только смотрели на окружающие пейзажи, но и просто обживались на судне. Во-первых, поначалу было немного трудно свыкнуться с совершенно новым видом транспорта, а во-вторых, теплоход большой, и потребовалось некоторое время, чтобы попросту выучить, где там что находится.

11. А мы тем временем, приближаемся к Чёрной Луке — одному из, пожалуй, красивейших мест Омской области.

12. Вокруг продолжается движение грузового речного транспорта. Буксир толкает нефтеналивную баржу. Если проводить аналогии с железнодорожным транспортом (а на реке они, надо сказать, напрашиваются постоянно), то это как грузовой состав из цистерн.

13. На правом берегу показалось село Чернолучье, основанное в 1670 году, то есть почти на полвека раньше Омска. С борта теплохода отлично просматриваются сельские улицы, дома и огороды. А вот и люди с берега снова машут руками.

14. А здесь, кажется, чьи-то палатки на берегу стоят:

15. Слева тянется пойма. В конце мая и начале июня все эти ивы стояли в воде.

16. На заливных лугах пасутся стада коров:

17. А за очередным поворотом (коих на реке очень много) показался живописный Чернолучинский бор. Прибрежный сосновый лес, тянущийся вдоль реки примерно на 15-20 километров, и являющий собой островок нетипичной для этих мест природы. Среди лесостепи с берёзовыми и ивовыми рощами здесь растёт сосновый лес.

18. Чернолучинский бор в советские времена стал курортной зоной, и здесь появилось несколько баз отдыха и пионерских лагерей, многие из которых отлично видны с реки.

19. Стройные сосны возвышаются над рекой:

20.

Позади, с левой стороны, остался заказник Любинская пойма, с расположенной в нём речной старицей (меандрирование реки, как известно, ведёт к появлению большого количества стариц, то есть бывших излучин, ставших озёрами), а вблизи оттуда находится посёлок Красный Яр, где я был летом 2014 года. А ещё поблизости есть деревня с занятным названием Любино-Малороссы; в ней, к тому же есть, обособленная часть, именуемая Любино-Старожилы, в которую из основной части ведёт улица Москальская. В Омской области с времён столыпинских реформ проживает довольно много украинских переселенцев, часто приносивших с собой и названия родных деревень, благодаря чему в области есть такие районы, как Павлоградский, Одесский и Новокиевский, а среди деревень с завидной регулярностью встречаются названия с окончанием «-вка».

Но надо сказать, что топонимика Омской области и без этого весьма колоритна. Чего только стоят названия посёлков Политотдел и 18-й Партсъезд, а также расположенных вблизи Иртыша сёл Большекулачье и Увальная Бития.

21. Бор, тем временем, закончился. На правом берегу снова дома и улицы очередного населённого пункта. Это — крупное село Красноярка (4 тысячи жителей).

22. Обгоняем ещё один буксир с наливной баржей. А где-то вдалеке снова идёт сильный дождь.

23. Из которого просвечивает ещё одна слабо заметная радуга:

24. В пути мы уже четыре часа, но прошли лишь немного больше семидесяти километров (правда, потеряв время на бункеровку). Теплоход идёт спокойно и неторопливо. Столь же спокойна и водная гладь Иртыша: хоть и течение сильное, но река не столь широка, чтобы здесь расходилась волна. Но чем севернее, тем шире будет водное пространство вокруг нас. Ведь именно в Обскую губу, куда мы направляемся, течёт вода со всей Западной Сибири!

25. Вдалеке виднеются пятиэтажки. Это посёлок Крутая Горка, который, даром, что виден с реки, в советские времена был закрытым и не обозначался на картах, — здесь находился не действующий ныне химический завод, производивший ракетное топливо. Между прочим, на основе крайне ядовитого гептила.

26. А здесь, на высоком берегу, — по-видимому, дачные участки омичей. Над одним из них гордо развевается флаг ВДВ (в кадре он виден на заднем плане), вид которого породил у нас шутки, что второго августа Суровые Сибирские Десантники, вместо того, чтобы купаться в фонтанах, прыгают в Иртыш с высокого яра 🙂

27. Именно вот такие не густые берёзовые рощицы особенно характерны для Омской области. Надо сказать, что здесь такой рельеф и перепад высот в основном лишь на берегах рек и встречается. А в целом Западно-Сибирская равнина плоская как блин — от Уральских гор до Енисея, и от возвышенностей Казахстана до Арктики. Хотя в Югре холмистая местность иногда всё же встречается.

28. Какой-то катер стоит у берега:

29. Жилые кварталы Крутой Горки показались вблизи:

30. И снова песчаные яры, берёзовые рощи и заросли ивы, а слева — заливные луга. Пейзаж в целом довольно однообразный, но скучно от этого не становится даже при медленной скорости.

31. Плавучий бакен:

32. ЛЭП над рекой:

33. Иртыш настолько извилист, что путь по реке, наверное, раза в два длиннее прямого географического расстояния. Теплоход идёт не только на север, но и порой на запад и на восток (а иногда по крутым иртышским излучинам может и вовсе на юг пройти пару километров). Однако общее направление остаётся неизменным. И на север мы перемещаемся медленно, но верно.

34.

35. Наступал вечер. Поужинав в своей каюте, мы снова вышли на палубу уже после восьми часов, когда начинало темнеть. Погода к вечеру немного утихла. Хоть и было по-прежнему прохладно, но перестал дуть ветер, облака по небу плыли медленно, а иртышская вода стала напоминать зеркало. Вскоре на плавучих бакенах стали гореть фонари.

36. Тихий вечер на реке говорил о том, что завтрашний день обещает быть не менее увлекательным. Будут новые пейзажи, интересные места по берегам.

37. А природа уже и сейчас постепенно меняется. На место лесостепи уже плавно приходит сплошной лес, но пока ещё в основном лиственный.

38. Точное место, где мы проходим, я, правда, тогда не определил. Но похоже, что где-то в районе сёл Новопокровка и Серебряное.

39. Уже десятый час вечера. Небо становится всё темнее. Хоть и уже август — конец лета, а всё же, там, куда мы направляемся, ночи по-прежнему светлые. Но пока мы ещё находимся на широте Москвы.

Затем Илья ушёл в каюту, а я ещё довольно долго, и уже при стемневшем небе, проводил время на палубе в компании кировских путешественников Димы и Лены, с длинными разговорами на тему путешествий, где я, в частности, рассказывал им свои впечатления от июньской поездки на Кольский полуостров. А вокруг нас в это время тянулись берега с тёмным лесом, светились бакены в реке, и где-то тарахтел двигатель нашего теплохода. Наступала ночь. Мы всматривались в темноту с мыслями «Когда уже Север?»…

40.

Так прошёл первый день речного путешествия по Западной Сибири. От Омска мы прошли сотню с небольшим километров. А утром в каюте меня разбудил Илья, сообщив, что наш теплоход приближается к городу Тара. Но об этом я расскажу уже в следующей части.

Карта глубин — Иртыш, Тобол, Тавда

Карта глубин С-MAP  — Иртыш, Тобол, Тавда  RS-N514

Электронные карты С-MAP – навигационное программное обеспечение, обеспечивающее достойное качество представленной в базе навигационной информации с подробностями в высоком разрешении. Они совмещаются с большинством моделей персональных компьютеров, ноутбуков и приборов известных брендов. Информация доступна из официальных навигационных источников и коммерческих баз. Карты позволяют прокладывать маршрут из любой точки мира, создавая собственные новые акватории. В ассортименте представлены карты для различных типов носителя. Все они различаются функционалом и локализацией.

Форматы карт С-MAP

Основным языком карт С-MAP принят английский, но пользователь может переключить на другой национальный либо местный язык из 140 вариантов, доступных в базе. Пакет С-Marina Port Database является отдельным приложением, он дает возможность выявить параметры гаваней, наличие близлежащих отелей и ресторанов, достопримечательностей по месту швартовки, а также прочей другой информации с указанием контактных данных. предлагаем приобрести карты таких типов:

          C-Map NT+ — базовый вариант для картплоттеров, пригодный для небольших флотов, локализация охватывает Средиземное и Черное море, Европу, юго-восточные азиатские страны и Российскую Федерацию;

          C-Map MAX — базовое решение для картплоттеров с систематическими обновляемыми данными, имеет множество дополнительных опций;

          C-Map 4D — разновидность для картплоттеров, в котором имеется возможность вносить собственную информацию на карте;

          C-Map MAX Pro – интерактивное решение для приборов на базе ПК с возможностью корректировок в онлайн режиме, серия Pro+ Coastal адаптирована для суден на реке и кораблей вида «река-море»;

          C-Map Professional и серия Professional+ — интерактивная база данных в векторном формате SENC, предназначена для ECS и ECDIS;

          C-Map MAX-N — новейший формат карт для Lowrance, версия N+ дает подробно увидеть приливы и течения, оснащена функцией прокладки и корректировки маршрута;

          C-Map ENC – решение, позволяющее получить официальную информацию от гидрографических служб.

   Батиметрические карты высокого разрешения используются для изучения подводного рельефа, оснащены детализированными изобатами берега и морского дна. Производитель выпускает обновления к картам 2-3 раза в год, поэтому интерактивная информация на всех типах карт соответствует текущим изменениям. Мировая коллекция баз данных в сочетании с высоким качеством карт делает плаванье максимально комфортным и безопасным, а навигацию наиболее эффективной.

Возможности навигационных карт глубин C-Map

Автоматическая проверка маршрута позволяет обнаружить охраняемые территории и препятствия на пути следования, что повышает безопасность и снижает риск воздействия человеческого фактора и ошибок, с ним связанных. Автоматическое сканирование обнаруживает препятствия по кругу в заданной траектории. Глубина проверки адаптируется к степени просадки судна. Проложенные маршруты, все пользовательские изменения и настройки записываются на встроенную карту памяти, поэтому доступны в любое время при смене картплоттера либо ПК.

Подробные планы гаваней дают возможность пришвартоваться на незнакомой местности, пирсах, понтонах. Огни и прочие средства навигационного обеспечения видны на дисплее компьютера в режиме онлайн. Пользователь может различить их по цвету, дальности, видимости и прочим параметрам. Приливы и течения обнаруживаются с привязкой к конкретному времени и дате. Информация на картах доступна под различными ракурсами, которые пользователь выставляет самостоятельно.

Карты C-MAP MAX-N совместимы с Lowrance Elite-9 CHIRP, Elite-7,5,4 HDI и CHIRP,

Mark-4 HDI и CHIRP ,  с сериями Lowrance HDS® Gen2 и HDS® Gen2 Touch,

HDS® Gen3, HDS CARBON, HOOK, Elite  TI

Иртыш – главная водная артерия Омской области

Общие сведения

Иртыш – трансграничная река, протекающая по территории Китая, Казахстана и России и занимающая в России третье место по длине; самый большой левый приток р. Оби.

Иртыш берет начало из ледников на юго-западных склонах Монгольского Алтая, до оз. Зайсан течет под названием Черный Иртыш, сохраняя черты горной реки. Сток Иртыша в верхнем течении зарегулирован Бухтарминским, Усть-Каменогорским и Шульбинским водохранилищами (Республика Казахстан). Бассейн реки расположен преимущественно на одной из обширнейших равнин мира – Западно-Сибирской.

В Омской области Иртыш является самой крупной, равнинной рекой, одновременно выполняющей роль основной водной транспортной магистрали, главного источника водоснабжения и приемника сточных вод г. Омска и многих других населенных пунктов, хозяйственным, рыболовным, рекреационным, туристским объектом.

Иртыш пересекает Омскую область с юга-востока на северо-запад по Нововаршавскому, Черлакскому, Таврическому, Омскому, Любинскому, Саргатскому, Горьковскому, Большереченскому, Муромцевскому, Тарскому, Знаменскому, Тевризскому и Усть-Ишимскому районам.

Общая длина реки составляет 4248 км, протяженность в пределах России равна 2084 км /7/, в границах Омской области – 1132 км. Общая площадь водосбора составляет 1643000 кв. км. Уклон порядка 0,03 м на километр. Средний многолетний расход воды за год (в створе г. Омска) – 820 куб. м/с (2009 г., /1/). Питание реки смешанное, преимущественно снеговое.

В южной части Омской области, от границы с Казахстаном до г. Омска, Иртыш не имеет постоянных притоков. В Омске и севернее принимает ряд притоков, наиболее крупными из которых являются: справа – Омь, Тара, Уй, Шиш, Туй, слева – Ишим, Оша, Большой Аев.

Гидрологическая характеристика

Река Иртыш имеет врезанную и хорошо сформированную долину (врез от 45-50 м на юге до 80 м на севере Омской области), в пределах которой выделяются четыре надпойменных и пойменная террасы. Отметка уреза воды над уровнем моря на южной границе области составляет 81 м, у г. Омска – 68 м, а на севере, возле п. Малая Бича – 41 м над уровнем моря /9/.

От Семипалатинска до Омска Иртыш протекает в степной зоне по долине шириной от 5 до 19 км, которая при подходе к Омску суживается до 2 км. Пойма представляет собой заливные луга, с протоками, старицами и мелкими озерами. Коренной правый берег (9-25 м) повсеместно более высокий, чем левый. Русло реки слабо извилистое, средний коэффициент извилистости 1,23. Среднее падение 7 см/км. Для русла характерна многорукавность, острова низкие, покрыты зарослями мелкого кустарника. Ширина русла увеличивается по мере приближения к Омску от 0,2 до 0,9 км. Глубины на плесах 3–6 м, на перекатах даже в самые маловодные годы – не менее 1 м. Скорость течения при высоких уровнях 4,5-5,1 км/ч, в межень – 3,0-3,5 км/ч /7/. Грунты русла песчаные, местами глинистые.

После впадения р. Оми Иртыш становится более мощным, характер долины и русла резко изменяется. Долина реки справа на значительном протяжении ограничивается высоким коренным берегом (Прииртышский увал, далее Тобольский материк) высотой 20-60 м, который то подходит к самой реке, то удаляется на несколько километров. Высокие яры, подступающие к Иртышу, изрезаны глубокими логами, оврагами, балками длиной до нескольких километров.

С левой стороны долина, постепенно повышаясь, сливается с равниной. Ширина поймы достигает 6-8 км. Русло реки слабо извилистое. Коэффициент извилистости 2,5, среднее падение 4,1 см/км. Ширина русла от Омска до Тары составляет 0,8 км, от Тары до Тобольска 0,3–0,9 км. Средняя скорость течения от Омска до Тобольска колеблется от 2,5 км/ч в межень до 4,1 км/ч в половодье /8/. Грунт ложа преимущественно песчаный, местами глинистый. Глубина на плесах доходит до 6-15 м. Глубины на перекатах в межень не падают ниже 2 м, за исключением Захламинских, Харинских и Николаевских перекатов, где в маловодные годы они снижаются до 1,4 – 1,7 м.

Весной наблюдается ледоход продолжительностью 4-7 дней, на крутых поворотах и в местах разветвления русла на рукава образуются заторы. Половодье обычно начинается в первой половине апреля, заканчивается в конце июля (в районе г. Омска) – конце августа (с. Усть-Ишим). Максимум половодья отмечается во второй половине мая, после очищения реки ото льда, в отдельные годы максимальные уровни наблюдаются при ледоходе. Средняя продолжительность половодья – 120-130 дней, объем стока во время половодья достигает 60-70% от годового. В весеннее половодье река часто меняет свое русло, оставляя в пойме многочисленные узкие и длинные старицы.

Период летне-осенней межени 50-70 дней. За период межени проходит один – два, иногда четыре дождевых паводка, в отдельные годы паводки отсутствуют.

Годовая амплитуда колебаний уровней воды на реке увеличивается с юга на север по течению и изменяется от 3,3 м в верховьях до 6,5 м в среднем течении и 8,2 м в низовье /8/. К наиболее паводкоопасным районам относятся правобережные притоки Иртыша в северных районах Омской области, участки в районе г. Тара, п. Черлак и пойма р. Иртыш в районе г. Омска. Водами Иртыша затапливаются пойменные земли Нововаршавского, Тарского, Тевризкого, Знаменского, Усть-Ишимского районов.

В период ледообразования по всей реке, кроме водохранилищ, происходит образование внутреннего льда и шуги. Ледоставу обычно предшествует ледоход 5-9 дней. Зимняя межень устойчивая, средней продолжительностью 140-160 дней. Режим реки в зимний период зависит от режима сброса (попуска) воды гидроузлов в верхнем течении Иртыша.

Иртыш пересекает различные природные зоны, поэтому гидрологический характер режима реки весьма разнообразен. С 1960 г. существенное влияние на режим реки оказывает каскад выше перечисленных водохранилищ. Особенно пострадала Иртышская пойма в степной и лесостепной зонах. Пойма высохла, что привело к развитию процессов засоления и заболачивания. Значительная часть ее территории сегодня принадлежит луговым почвам, исчезли пастбищные угодья, обеспечивающие кормами животноводство области.

Гидрологический режим Иртыша в районе г. Омска сильно изменился в результате активного антропогенного воздействия: безвозвратной добычи и реализации руслового песка на строительные нужды и дноуглубительных работ на перекатах. Это привело к интенсивному снижению отметок уровней воды и дна реки в черте г. Омска. В неудовлетворительных условиях эксплуатации оказались водозаборы коммунального и технического водоснабжения, выпуски сточных вод, дюкерные переходы, набережные, причальные сооружения речного порта. Безвозвратная добыча песка из русла Иртыша на участке от д. Новая Станица до пос. Береговой была запрещена в 1985 г., на участке от с. Усть-Заостровка до пос. Чернолучье – в 1986 г. /1/, однако, незаконная добыча песка продолжается по настоящее время.

Гидрохимический состав воды, загрязнение

Вода реки пресная, мягкая. Минерализация воды колеблется в зависимости от времени года от 136–253 мг/куб. дм в половодье до 300-324 мг/куб. дм в зимний период. Минерализация постепенно увеличивается по длине Иртыша с юга на север до с. Усть-Ишима, за пределами Омской области несколько снижается до впадения в р. Обь, что связано с поступлением воды из притоков с различной минерализацией /1/.

Солевой состав Иртыша: гидрокарбонатный кальциевый, реже натриевый. Все притоки Иртыша также имеют гидрокарбонатный кальциевый, реже магниевый или натриевый состав воды, но несколько отличаются по величине минерализации. Воды северных правых притоков весьма пресные с минерализацией 0,2- 0,5 г/куб. дм. Воды левых притоков пресные, с минерализацией 0,5 — 0,9 г/куб. дм /9/.

На Иртыше действуют 11 гидрологических постов ГУ «Омский ЦГМС-Р», на которых ведутся гидрологические (в полном или частичном объемах) и гидрохимические (на 7 постах) наблюдения. Контроль за качеством воды осуществляет также Управление Роспотребнадзора по Омской области, отбирая из р. Иртыша пробы на химический анализ в створе водозабора МУП Водоканал (д. Падь) с периодичностью 1 раз в месяц зимой и 2 раза в месяц летом. В летний период ведутся наблюдения за качеством воды в р. Иртыш в створах 7-ми городских пляжей /1/.

В целом вода р. Иртыша в пределах области оценивается как «загрязненная» или «очень загрязненная» и не может использоваться для питья без предварительной очистки (приведена оценка качества воды по удельному комбинаторному индексу загрязненности воды (УКИЗВ), который является относительным комплексным показателем степени загрязненности поверхностных вод и условно оценивает в виде безразмерного числа долю загрязняющего эффекта, вносимого в общую степень загрязненности воды, обусловленную одновременным присутствием ряда загрязняющих веществ).

Характерными загрязняющими веществами являются трудноокисляемые органические вещества (по ХПК), легкоокисляемые органические вещества (по БПК5), соединения железа, меди, цинка, марганца, фенолы, нефтепродукты. Более подробную, ежегодно обновляемую информацию можно прочитать в «Информационном бюллетене о состоянии поверхностных водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на территории Омской области» /1/.

Экзогенные геологические процессы

По берегам реки Иртыш и притоков Омь и Тара наблюдаются экзогенные геологические процессы (ЭГП) гравитационной группы (обвально-оползневые процессы и боковая речная эрозия). Они особенно распространены по правому берегу р. Иртыша на склонах Прииртышского увала от с. Лежанка до с. Карташёво, о чём свидетельствуют многочисленные реликтовые и современные оползневые тела в виде ступенчатых террас. Наибольшее воздействие в границах населенных пунктов отмечается в р. ц. Черлак, пригородах г. Омска, р. п. Большеречье, г. Тара, р. п. Тевриз, с. Усть-Ишим. Берегоукрепление проводится в Черлакском, Большереченском, Усть-Ишимском районах, но их темпы и объемы крайне недостаточны. Примечателен положительный опыт администрации Усть-Ишимского района, использующей списанные металлические корпуса судов в качестве защиты береговых построек в с. Усть-Ишим, подвергающихся волновому воздействию /1/.

Овражная эрозия на правобережье р. Иртыша распространена почти повсеместно. В значительной степени процессы оврагообразования спровоцированы антропогенным воздействием.

По данным режимных наблюдений Территориального центра государственного мониторинга состояния недр ОАО «Омская ГРЭ» на 4 участках (Черлакский, Омский, Нижнеомский, Лисинский) по правому берегу р. Иртыша за последние девять лет наблюдается общая тенденция снижения интенсивности обвально-оползневых процессов и повышение активности овражной эрозии. Аналогичен прогноз на 2010-2012 годы: повышение активности овражной эрозии с одновременным снижением интенсивности развития обвально-оползневых процессов и боковой речной эрозии (прогноз составлен с учётом цикличности природных процессов без учета техногенных (техногенного изменения рельефа, влияние дноуглубительных работ на реках и продолжительность сброса речных вод Бухтарминской ГЭС и др. на реке Иртыш) и аномальных природных факторов) /9/.

Уникальные природные объекты

Отдельные участки высокого обрывистого правого берега р. Иртыша выделены в качестве уникальных природных геологических объектов: «Обнажение Бещаул» (р-н с. Бещаул, Нижнеомский район), Берег Черского (р-н п. Новая Станица, Омский район), «Обнажение берег Драверта» (р-н с. Лежанка, Горьковский район), «Провал земли» (р-н с. Серебряное, Горьковский район), «Карташовский яр» (р-н с. Карташово, Муромцевский район).

В пойме Иртыша на границе центральной и южной подзон лесостепной зоны расположен государственный ландшафтный (комплексный) заказник регионального значения «Пойма Любинская» (Любинский район).

 

Водоохранная зона р. Иртыша

Институтом «Омскгражданпроект» в 1996 г. разработана схема планировочной организации территории в водоохранной зоне (ВЗ) р. Иртыш и р. Омь в границах г. Омска. Проект рассмотрен на Градостроительном Совете г. Омска, но не утвержден.

Проект установления водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы р. Иртыш в границах Омской области разработан «Омскводпроект» в 1996 г.; не утвержден. Минимальные размеры границ ВЗ и ПП утверждены постановлением Облисполкома от 05.09.1989 г. № 241-п.

В пределах водоохранной зоны Иртыша отмечаются загрязнения производственными и бытовыми отходами, размещение стоянок автотранспорта, самовольное строительство /1/.

 

В Иртыше в пределах Омской области обитают более 30 видов рыб, в т. ч. виды, занесенные в Красную книгу Омской области – осетр сибирский, нельма, бычок подкаменщик сибирский, редкие виды – стерлядь, муксун, ряпушка сибирская, а также пелядь, язь, лещ, судак, щука, налим, окунь, гольян речной, шиповка сибирская, вьюн обыкновенный и др.; более 10 видов рыб промысловые.

Наиболее крупными населенными пунктами, расположенными по берегам Иртыша в пределах Омской области, являются города Омск и Тара, а также центры муниципальных районов: р. п. Черлак, р. п. Нововаршавка, р. п. Большеречье, г. Тара, с. Знаменское, р. п. Тевриз, с. Усть-Ишим.

 

Литература:

1) Информационный бюллетень о состоянии поверхностных водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на территории Омской области за 2009 год. – Омск, 2010 (цифровая копия).

2) Ресурсы поверхностных вод СССР, Том 15, Алтай и Западная Сибирь, вып. 3, Нижний Иртыш и Нижняя Обь. Л, Гидрометиоиздат, 1973.

3) А.И. Бойнов, А.И. Кузьмин. Пойма Иртыша – Омск, 1975.

4) Проблемы управления и рационального использования водных ресурсов бассейна реки Иртыш. Международная научно-практическая конференция «Проблемы управления и рационального использования водных ресурсов бассейна реки Иртыш», 20-21 мая 2004 г. – С. 65.

5) Реки Сибири и их образы в динамике природного и культурного ландшафта / Материалы научно-практической конференции с участием регионов Сибири и Казахстана – Омск, изд. Дом «ЛЕО», 2006 – С. 35.

6) Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Омской области в 2007 году. Правительство Омской области, Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области. – Омск, 2008

7) Карта реки Иртыш от 2052 км до Омска, 2001 г.

8) Карта реки Иртыш от Омска до Тобольска, 1992 г. Российский Государственный Концерн Речного Флота (РОСРЕЧФЛОТ) Главводпуть. Государственное предприятие «Водные Пути Иртышского Бассейна».

9) Аналитический обзор состояния недр Омской области за 2005-2009 гг. Выпуск 1. – ОАО «Омская геологоразведочная экспедиция», 2010 (цифровая копия).

 

Составители       Е.Г. Захарчева, Г.А. Вяткина

Омь — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Омь (аул).

Омь — река в Западной Сибири, протекает по территории Омской и Новосибирской областей, правый приток Иртыша.

Исток находится на Васюганской равнине, берёт своё начало из озера Омского, которое расположено среди Васюганских болот. Далее река течёт по Барабинской низменности в общем направлении на запад. Устье реки находится в Омске, на 1831 километре от устья Иртыша по его правому берегу[2].

На Оми расположены города Калачинск, Куйбышев и Омск, который получил своё имя от реки.

В Новосибирской области протекает по Убинскому, Куйбышевскому, Чановскому, Венгеровскому, Татарскому и Усть-Таркскому районам.
В Омской области протекает по Нижнеомскому, Калачинскому, Кормиловскому и Омскому районам.

Длина реки — 1091 км, площадь водосборного бассейна — 52 600 км², среднегодовой расход воды — 64 м³/сек, максимальный расход воды — 814 м³/сек. В советское время была судоходна в среднем течении от города Куйбышева до пристани Усть-Тарка (369 км). Ныне река не входит в Перечень внутренних водных путей РФ[3].

Основные притоки Оми: Ачаирка, Ича (верхний приток Оми), Ича (нижний приток Оми), Угурманка, Узакла, Кама, Тарка, Тартас, Тарбуга.

Речная долина в верхнем течении неясно выражена, её склоны незаметно сливаются с прилегающей местностью. В среднем и нижнем её течении — трапецеидальная, местами асимметричная. Ширина её колеблется в больших пределах от 200 метров до 18 км. Склоны речной долины в верховьях — пологие, а в нижней части — крутые, иногда обрывистые[4].

Долина реки трапецеидальная, местами асимметричная, ширина её колеблется в больших пределах от 200 метров до 18 км[4]. Склоны вначале пологие, у реки — умеренно крутые до обрывистых, участками облесены и распаханы.

Пойма — преимущественно двусторонняя, местами заболоченная, пересечённая отдельными гривами, в нижней части односторонняя. Наименьшая её ширина — 250 м, наибольшая — 16,5 км[4].

Ширина русла в межень 40—84 м, местами на излучинах 110—220 м. Глубина воды на перекатах составляет 0,3—1,5 м, на плёсах 2,0—4,1 м. Средние скорости течения изменяются от 0,1 до 0,6 м/с на плёсах и от 0,3 до 1,0 м/c на перекатах[4].

Скорости течения не более 0,3—0,4 м/с, максимальные — до 1,4 м/с. Питание преимущественно снеговое. Половодье с мая по июль, иногда до августа. Ледостав во второй половине октября — первой половине ноября, ледоход — в апреле — начале мая. Меженные берега открытые и заросшие кустарником, высотой 2—10 м. Среднегодовой расход реки в устье — 52 м³/сек[5].

Русло реки на протяжении 5 км от истока неясно выражено и представляет ряд небольших озеровидпых расширений, соединяющиеся между собой. Ниже русло хорошо выраженное, сильно извилистое, неразветвленное[4].

Ширина реки изменяется от 15—25 метров в верховьях, до 150—180 метров в среднем течении и до 220 м в нижнем. Глубины колеблются от 0,2 до 3,0 м в вероховьях и от 0,5 до 5,5 м в нижнем течении[4].

Название «Омь» по одной из версий произошло от тюркского слова ом — «тихая». Местное название реки в Барабе и Прииртышье — уменьшительное Омка.[6]

Первые географические сведения о реке Оми находятся в Чертёжной книге Сибири, составленной Семёном Ремезовым в 1701 году.

В 1937 году на первой надпойменной террасе правого берега реки Омь, в 10-12 километрах к северо-востоку от места впадения Оми в Иртыш было открыто городище Большой Лог. Здесь, на площади 2500 м². были выявлены жилища, комплекс керамики и инвентаря позднекулайского облика.

В 7 км к югу от Венгерова на реке Оми находится погребально-ритуальный комплекс Сопка-2 эпохи бронзы[7].

В 1967 году подъём воды в Иртыше создал подпор в устье Омки, что привело к остановке течения маленькой реки. За несколько часов она превратилась в болото, возникла угроза экологического бедствия[8].

В 1980-е годы течение в Оми сошло на нет и река «зацвела», стала зарастать водной растительностью. Чтобы разогнать стоячую воду, по Оми пустили суда на воздушной подушке, которые доходили до села Сыропятского. Для того чтобы пустить суда, пришлось очистить Омку от запруд и свайных полей под мостами.

В последние годы река катастрофически мелеет. Источником воды для Оми являются Васюганские болота и озёра Новосибирской области, но с каждым годом водосброс сокращается, в районах, где протекает Омь, всё больше ощущается дефицит воды.

В Федеральной целевой программе обеспечения жителей РФ питьевой водой, принятой в 1999 году, в качестве первоочередных задач для Омской области фигурировали завершение строительства канала Иртыш — Омь и строительство водохранилища в районе Калачинска.

За последние 5 лет[какие?] река угрожает затоплением в районе г. Куйбышева, вокруг которого были подняты берега. Связано это с большим снегонакоплением на Васюганских болотах.

Магистральный канал Иртыш — Омь спроектировали и на 75 процентов построили в советский период. Первоначально канал был разработан в составе Иртышской оросительной системы, проект которой был утверждён Минводхозом СССР 25 ноября 1980 года, но впоследствии его выделили в отдельный проект.

Главными задачами строительства МК были повышение водообеспеченности орошаемых земель в районе русла Оми общей площадью 51 тысяча гектаров и улучшение снабжения питьевой водой населения Горьковского, Нижнеомского, Калачинского, Кормиловского и Омского районов. Канал начинается в двух километрах севернее деревни Исаковка Горьковского района. Общая протяжённость канала — 53,9 км. Последние 14,8 километра приходятся на русло реки Ачаирки. Построено две насосные станции.

(км от устья)

Омская область
Новосибирская область
Омь у деревни Старая Рига

(от устья к истоку)

Омская область
  • Юбилейный мост (авто) в Омске
  • Комсомольский мост (авто) в Омске
  • Фрунзенский мост (авто) в Омске
  • Октябрьский мост (авто, трамвай) в Омске
  • Сыропятский мост (авто) близ села Сыропятка Кормиловского района
  • Автомобильный мост близ посёлка Кормиловка
  • Автомобильный мост близ города Калачинск
  • Калачинский автомобильный мост
  • Пешеходный мост в Нижней Омке
  • Автодорожный мост в Нижней Омке
  • Автодорожный мост близ села Хомутинка
Новосибирская область
  • Автодорожный мост в селе Усть-Тарка
  • Автодорожный мост близ села Богословка
  • Автодорожный мост близ села Старый Тартас
  • Автодорожный мост близ села Старые Карачи
  • Новый Автодорожный мост в городе Куйбышев
  • Старый Автодорожный мост в городе Куйбышев
  • Понтонный мост в городе Куйбышев
  • Автомобильный мост в Куйбышеве
  • Понтонный мост в городе Куйбышев
  • Автомобильный мост в Куйбышеве
  • Автомобильный мост между сёл Чумаково и Ушково
  • Автомобильный мост близ села Зоново

Поэт Леонид Мартынов в своих стихах описывал Омь в образе речки Тишины[11].

  • Вид с нового моста на реку и район города Мошнино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *