Катушки для фидера
Обзор катушек для фидераФидерную катушку китайского производителя ставят на удилище 37% рыбаков начального уровня. Китайские дешевые катушки не дают нужного функционала и слабо обеспечивают баланс. Забросы на дальние дистанции и систематическое пользование приведут такую катушку в негодность за 60 дней.
Для фидерной ловли подходит безынерционный тип катушек. Мультипликаторный вид не обеспечивает должных дальних забросов, а из-за отсутствия клипсы катушку нельзя настроить под определенную длину оснастки.
Особенности катушек для фидера
1. Намотка лески. На качественных катушках намотка лески или шнура ровная. Малейшее искривление укладки повлечет самосброс и перехлесты.
2. Шпуля и параметры катушки. Максимально дальний заброс обеспечивается в случае, если леска имеет толщину 0,08 мм-0,12 мм и длину 150 метров. Шпули маленьких размеров не подходят для фидерной ловли, нужны мощные и крупные. Золотой серединой принято считать катушки с маркировкой 4000. Кормушки рекомендуется использовать от 80 грамм и выше. Оптимальная длина заброса — 80 метров. Катушки со значением 2000 подойдут для пикера. На «мясорубки» 5000-6000 можно использовать кормушки от 100 грамм. Такую массу применяют только на удилищах серии экстра-хэви.
3. Клипса. Самым долговременным и удобным вариантом является круглая и металлическая клипса. Но зачастую производитель устанавливает пластиковую, которая не выдерживает силовые забросы. Причем поломка клипсы не входит в гарантийный случай и не меняется при поломке.
4. Передаточное число. Измеряется количеством полных оборотов лески за один круг рукоятки катушки. Для правильного фидера передаточное число 4.8:1-5.2:1. Более низкие показатели передаточного числа выбирают спортсмены для придания скорости в ловле. Опытные рыболовы и начинающие выбирают не скоростные, а силовые катушки. Для продления срока службы выбирают катушку с бесконечным винтом. Бесконечник можно встретить и в бюджетном сегменте.
5. Фрикцион. На фидерных катушках устанавливается передний или задний тормоз. Выбирают тот или иной исключительно по личным предпочтениям. Настройка щетки тормоза зависит от веса кормушки и дальности заброса. Трещотка не затягивается максимально для того, чтобы вовремя успеть загасить рывок рыбы и выполнить подсечку. Во время вываживания рыбы из водоема рука должна закрыть шпулю. Это делается во избежание скачка тормоза. Существуют модели фидерных силовых катушек с задним фрикционом с Fightin Drag. Это специальный флажок, который позволяет вываживать крупных представителей подводного мира, так как его можно переключить с сохранением всех настроек. Очень удобно во время рыбалки на несколько спиннингов, так как удилище само подсекает рыбу. Вовремя защелкнувшийся флажок дает несколько минут, чтобы рыбак успел взять удилище в руку, не упустив улов.
6. Подшипники. Для фидерного удилища на первом месте стоит правильная сборка, позволяющая выполнять технические забросы. В среднем, на профессиональных моделях ставится 4 подшипника. Обязательным идет подшипник в лесоукладывателе. При его отсутствии ролик быстро приходит в негодность и распиливает плетенку.
7. Соединительные элементы. При правильной сборке катушки люфты в месте соединения с рукояткой недопустимы. На катушках дорогого сегмента ручка ввинчивается прям в основу на резьбе. При съемном элементе можно самостоятельно закрепить ручку. Нужно проследить, чтобы диаметр посадочного штифта был равен по длине и диаметру закрутке.
Технические характеристики
Представлены средние показатели
· Тип — безынерционный. Под левую или под правую руку.
· Фрикцион — передний или задний.
· Передаточное число — от 4,8:1 до 5,2:1.
· Размер — от 2000 до 6000.
· Материал изготовления шпули – алюминий.
· Запасная шпуля — идет в комплекте. Выполнена из алюминия.
· Подшипники — роликовый и 6 шариковых.
· Масса – 250 г-380 г.
Топ-5 фидерных катушек
1 место. Ryobi Excia MX 3000. Данная модель попала на первое место рейтинга 2020 года благодаря своим техническим характеристикам в дуэте с ценой. Представляет японскую компанию. Почти все детали безынерционки сделаны из металла. Эксперты выделяют прекрасную, ровную намотку лески, что есть не у всех бюджетных вариантов. Катушка не имеет люфтов, обладает высокими силовыми характеристиками. В уходе неприхотлива, потому что производитель установил 9 подшипников, тем самым создал полный вакуум механизму. Единственный минус — это отсутствие запасной шпули в комплекте.
2 место. Shimano 17 Ultegra C3000 FB. Появилась в 2017 году на выставке и тем же годом начала раскупаться любителями фидерной ловли. Главным отличием от конкурентов является максимально допустимая нагрузка. Производитель повысил нагрузку на фрикцион до 9 кг в этой модели. Вращение ручки происходит без лишних скрипов и шумов. Шпуля дает вместить 210 метров лески диаметром 0,25 мм. Позволить себе такую катушку может не каждый рыбак. Эта модель представляет премиальный сегмент. Из минусов было замечено, что не все подшипники оригинальные.
3 место. Daiwa Fuego 4000D-C LT (17). Сборка осуществлялась во Вьетнаме. Материал изготовления в данной модели — ударопрочный графит. Вес составляет 241 грамм. Также, за счет системы Tough Digigear получилось уменьшить габариты. Оптимально сочетает в себе компактность и функционал. Собрана катушка по всем стандартам компании Дайва. Нет люфтов, все детали плотно скреплены между собой, что позволяет использовать катушку часто и с минимальным уходом. Максимальная нагрузка на фрикционный тормоз допускается 12 кг. Из недостатков было выявлено отсутствие смазки главных деталей. Рекомендуется проверять это перед эксплуатацией.
4 место. Salmo Elite Baitfeeder 7 4000BR. Эта катушка заняла 1 место среди недорогих фидерных катушек с байтраннером. Корпус выполнен из ударопрочного материала. В конструкции 1 подшипник роликовый и 6 шариковых. Фрикционный тормоз передний, и в дополнение к нему установлен флажок байтраннера, который можно включить и выключить одним нажатием. Вместимость лески достигает 175 метров при диаметре 0,30 мм. Можно использовать тонкие плетенки и монолески, так как шпуля алюминиевая. Все характеристики позволяют отнести данную модель к премиальным. Из недостатков эксперты выделяют большой вес катушки — 365 грамм.
5 место. Ryobi Arctica 4000. Производитель выпустил серию катушек на спиннинг, но данная модель стала широко покупаться для фидерной рыбалки. Корпус изготовлен на основе сплава алюминия. Внутренний механизм выполнен из карбона и металла. Вес катушки — 320 г. Передаточное число 5,1:0. Внутри устройство оснащено алюминиевой основной шпулей и 6 подшипниками. Минусами является небольшой люфт, который образуется при систематическом использовании на протяжении 1 года.
Как выбрать катушку для фидерной ловли
При выборе катушки нужно обязательно проверить ее на наличие люфтов. Люфты могут быть в ручке, в части закрепления ротора и шпули. Фрикционный тормоз должен свободно настраиваться под нужный вес кормушки. Ручка в исправной катушке имеет плавный и легкий ход. Скрипы и разного типа шумы недопустимы. Основная проверка осуществляется только в процессе забросов и вываживании трофеев, поэтому необходимо сохранять чек после покупки.

Термины и понятия в «катушках» | Амурский Берег
Источник
Давно уже на российском рынке превалируют катушки не отечественного производства. На упаковочных коробках, на самих катушках, в торговых каталогах – технические параметры изделий и их составные части в основном обозначены на английском языке, будь то катушка азиатского, западноевропейского или американского происхождения. И споры и недоумения среди рыболовов о присутствии в конструкции тех или иных катушек различных устройств и механизмов не иссякнут, покуда продавцы их не будут снабжать нас нормальными техническими описаниями на русском языке. А сейчас ведь можно прочитать и про «антифрикционный подшипник», и про бесконечный винт, ошибочно называемый «червяком», да мало ли еще чего. Итак, для начала – немного про безынерционные катушки.
ABS (ADVANCED BALLISTIC SYSTEM) SPOOL
– шпуля улучшенной для заброса системы. Ранее, в девяностых годах, ABS расшифровывалась как ANTI-BACKLASH SYSTEM –буквально система против соскальзывания (витков лески). Ита, и та расшифровка верно отражают особенности шпули, имеющей боковой профиль в виде обратного конуса. Благодаря такому профилю при подмотке (тип намотки лески – перекрестный) создается натяжение, достаточное для препятствования самопроизвольному соскальзыванию верхних витков лески, намотанных хоть под самый бортик шпули, — что и способствует увеличению дальности заброса. Этого мало: и при неравномерной подмотке (возьмите, к примеру, проводку поппера) витки лески также сами собой не слетают, а это значит – долой «бороды» при забросе. Помимо этого, «обратный конус» позволяет устанавливать фрикционные диски большей площади в переднем тормозе, что увеличивает предельно допустимую нагрузку для того (см. MAX. DRAG POWER). На фото 1 – слева направо: шпуля обычная под монолеску, шпуля ABS под «плетенку», шпуляADJUSTIBLE LINE LAY (регулируемая намотка лески) — система для катушек с передним тормозом, дающая возможность выбора разных вариантов формы намотки лески (прямой конической, обратной конусности или цилиндрической) — в зависимости от количества установленных под шпулю прокладок, дополнительно поставляемых в комплекте. То же, что и WINDING SHAPE ADJUSTMENT.
AERO WRAP (фигурально -превосходная намотка) – система намотки лески плотными параллельными витками, что дает возможность леске сходить со шпули равномерно с минимальным трением (фото 2).
AIRBAIL(дутая дужка) — полая цилиндрическая дужка лесоукладывателя, обычно — из титана или высококачественной нержавеющей стали (фото 3). Очень легкая, но достаточно жесткая. По сравнению с проволочной дужкой, у этой — мягче удар по леске. Современные модели выполняются с коническим основанием (обозначение — NON-BENTA.B., NON-TANGLED A.B.), препятствующим после выполнения заброса захлестыванию лески за опорную стойку лесоукладывателя в момент закрытия дужки.
AIR METAL CONCEPT (скорее всего, это можно перевести как «концепция применения авиационного металла») – обозначение, указывающее, что у катушки изготовлены из магниевого сплава (в среднем — на треть более легкого, чем высококачественные алюминиевые сплавы той же прочности) ротор, корпус и рукоять. Кроме того, модели катушек этой концепции оснащаются легчайшими шпулями (например, из поликарбоната) и деталями передаточного механизма — тоже из легких, но очень прочных современных материалов. В итоге это приносит малую массу катушки в целом, легкость ее хода и чувствительность – при сохранении высокой надежности и достаточной мощности.
AR-B (ANTI-RUST BEARING) — антикоррозионный подшипник. Высококлассное изделие из нержавеющей стали хороших марок. По стоимости в несколько раз дороже обычных шарикоподшипников, но и рабочие характеристики здорово лучше. Разрабатывались специально для рыбалок в водоемах с соленой водой.
BAIL ARM – дужка лесоукладывателя (фото 4 – сплошная дужка).
BAIL SPRING, LIFETIME BAIL SPRING -пружина системы фиксации в открытом положении дужки лесоукладывателя; «вечная» (ха!) пружина дужки (фото 5).
BAIT RUNNER SYSTEM (а также BITE N’RUN, HIT AND RUN SYSTEM,FREE SPOOL SYSTEM) — система убегающей приманки.Дополнительный механизм для катушек среднего и большого размеров с задним фрикционным тормозом, использующихся для донной или живцовой ловли. Позволяет после заброса с помощью специальной клавиши (FREE SPOOL LEVER) растормаживать шпулю при закрытой дужке лесоукладывателя, но мгновенно вернуть поворотом катушечной ручки исходное, до заброса точно выставленное тормозное усилие, когда запонадобится подсечь и вываживать рыбу. Оснащается кольцом (или верньером) грубой настройки, регулирующим величину стягивающего усилия (фото 6).
BB (BALL BEARING) – просто-напросто шарикоподшипник. В катушке их может быть аж до 15 штук, другой вопрос – какого качества (фото 7).
BRAKE SYSTEM – тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.
BUILD-IN-ROLLER, BUILT-IN-ROTOR (встроенный ролик, встроенный в ротор) – система крепления дужки лесоукладывателя с внутренней стороны ротора. Повышает прочность и надежность всего узла и предотвращает попадание лески внутрь механизма катушки. Если дужка крепится снаружи ротора – это обозначается OVERSIZED ROLLER.
CALIBRATED FRONT DRAG KNOB, MICRO PITCH FRONT DRAG — градуированный регулятор переднего фрикционного тормоза, микрошаговая (регулировка) переднего тормоза. Система регулировки тормозного усилия фрикциона большой точности – порядка полусотни и более фиксированных и, главное, помеченных положений на оборот регулятора (фото 8). Важно при ловле тонкими лесками – всегда можно точно выставить требуемое усилие стягивания при смене диаметра лески.
CRBB (CORROSION RESISTANT BALL BEARING) – сопротивляющийся коррозии подшипник. По качеству аналогичен AR-B (см.), но этот шарикоподшипник — закрытого типа, там сепаратор с шариками дополнительно защищен с торцевых сторон манжетными уплотнениями (SHIELD BB, DOUBLE SEALED BB), противодействующими проникновению внутрь подшипника абразивных частиц (фото 9).
DIGIGEAR(сокращение от DIGITALGEARDESIGN– буквально «цифровой (в смысле – компьютерный) расчет передачи»), HYPERGEAR – суперпередача. Так обозначаются зубчатые передачи, изготовленные на станках с цифровым программным обеспечением, где можно добиться максимального пятна контакта ведущей шестерни и бронзового червячного колеса (фото 10), что способствует максимально равномерному распределению нагрузок в передаточном механизме и увеличению тяговых характеристик катушки. Понятно, что зубчатая передача такой трудоемкости (говорят, изготовление ведущей шестерни занимает не менее получаса) делается для катушечных моделей топовых серий.
DOUBLE HANDLE – рукоятка, двойная рукоятка. Двойная рукоятка (фото 11) дает лучшую сбалансированность при вращении, входит составной частью в DYNA BALANCE SYSTEM (см. ниже).
DYNA BALANCE SYSTEM – система динамической балансировки (то же, что иGYRO SPIN BALANCED – отбалансировано во вращении). Эта надпись говорит о том, что изготовителем была проведена сложная операция общей балансировки элементов кинематической схемы безынерционной катушки — от клавиши рукояти до дужки лесоукладывателя, сводящая к минимуму паразитические вибрации и биения в ее узлах, что в итоге обеспечивает мягкую работу механизма.
DIRECT DRIVE HANDLE – рукоятка прямого привода. Эта рукоятка ввинчивается непосредственно в передаточный механизм, в результате чего между рукояткой и механизмом не остается люфта (фото 12).
FIGHTIN’ DRAG – буквально: тормоз для борьбы, т.е. тормоз для вываживания. Дополнительное устройство в заднем тормозе, позволяющее очень быстро, поворотом кольца с рычагом большим пальцем, увеличить (MORE) или ослабить (LESS) тормозное усилие фрикциона при вываживании рыбы (фото 13). В нейтральном же положении (определяется по щелчку) восстанавливается стягивающее усилие, заранее выставленное в зависимости от применяемой лески.
FLOATING SHAFT — плавающий вал. Система передачи движения, когда подшипники размещены по краям главного вала, в итоге подача шпули катушки осуществляется плавно, при этом минимизируется возникновение поперечных люфтов, в итоге увеличивается долговечность механизма.
FLUIDRIVE GEARING SYSTEM – плавнодвижущийся зубчатый механизм. Это значит, что шестерни главной пары передаточного механизма — увеличенного размера, с зубьями специальной формы, к тому же шлифованные и притертые. Все это увеличивает мощность катушки и плавность ее хода.
FRONT (FRONT-MOUNTED)DRUG — передний (спереди расположенный) тормоз. Более удобен для спиннинга.
GEAR RATIO — передаточное число. Определяет, как быстро наматывается леска при вращении рукоятки. Если передаточное число 6:1, то при одном полном обороте рукоятки катушки лесоукладыватель совершает 6 оборотов. Обычно в диапазоне от 3,2:1 (спиннинг) до 6,2: 1 (поплавочная ловля).
HYBRID ALUMINIUM BODY – гибридный алюминиевый корпус. Эта обозначение гибридного соединения алюминия и графитосодержащих синтетических материалов, позволяющее при сохранении необходимой прочности значительно облегчить изделие, в частности – корпус катушки (фото 14).
INFINITE ANTI-REVERSE — сверхчувствительныйантиреверс,INSTANT ANTI-REVERSE — мгновенный антиреверс,SUPER STOPPER – быстрый стопорный механизм. Еще — CONTINUOUS ANTI-REVERSE – антиреверспостоянного действия.
Все это – обозначения систем быстрой блокировки обратного хода катушки в виде обгонной муфты (см. ROLLER BEARING – фото 15), разница между ними – не принципиальная. При включении с помощью специального рычажка практически намертво стопорит обратное вращение ротора у безынерционных катушек, свободное вращение рукоятки исключено. Применение этой системы позволяет поддерживать постоянный контакт с приманкой, а при поклевке рыбы мгновенно сделать подсечку, исключая ударные нагрузки на шестерни передаточного механизма. Иногда в такой системе сочетают обгонную муфту и храповик: если даже подведет муфта, стопор все равно не выйдет из строя.
LINE CAPACITY – лесоемкость шпули. Выражается как в метрах, так и в футах, ft (1 фут = 30,48 см).
LINE/HANDLE TURN — это длина лески, наматываемая при одном обороте рукоятки катушки.
LINE ROLLER – ролик лесоукладывателя.
LINE KEEPER CLIP – клипса для зажима лески (фото 16). Очень удобно для фиксации дальности заброса при, скажем, донной ловле – после забрасывания на нужную дистанцию, в клипсу заводится леска и только потом начинают подматывать.
LONG CAST SPOOL (GYPER CAST, MATCH SPOOL) – шпуля для дальнего заброса.
Конусного профиля удлиненная шпуля, у которой соотношение расстояния между щечками катушки и диаметром переднего бортика — не менее 0,4 (см. фото 1). У шпули данной конструкции верхняя часть намотки находится в опасной зоне «сдергивания», поэтому основное требование при использовании LC — сохранение свободной от лески зоны бортика не менее 2 — 3 мм.
MAIN SHAFT – главный вал передаточного механизма, на котором установлены ротор и шпуля.
MAX. DRAG POWER – максимальное тормозное усилие. Предельно допустимая нагрузка для фрикционного тормоза конкретной катушки.
ONE TOUCH FOLDING HANDLE (одним движением складываемая рукоятка) — у некоторых моделей катушек рукоять складывается в транспортировочное положение при нажатии на кнопку, расположенную у ее основания (фото 17). Обозначается также QUICK SNAP – быстрая защелка.
ONETOUCHSNAPOFFSPOOL – одним движением снимаемая шпуля. Такие шпули, освобождаемые с вала ротора при помощи кнопочного механизма, характерны для катушек с задним тормозом (фото 18).
POSITIVE BAIL, POSITIVE CLICK BAIL – принудительно (т.е. вручную) откидываемая дужка, откидываемая со щелчком. Конструкция возвратного механизма дужки лесоукладывателя. Обеспечивает ее надежную фиксацию, исключающую опасность обрыва лески при забросе.
POWER ROLLER — ведущий ролик (фото 19). То же, что и TWIST BUSTER (фото 20) – уничтожитель перекручивания. Еще — ANTI-TWIST LINE ROLLER. Ролик лесоукладывателя, входящий в систему противозакручивания лески. Это конусный ролик с полусферическим углублением, фиксирующим леску в определенной плоскости, что способствует значительному снижению степени перекручивания лески – до 20 — 40%. Вращается на микрошарикоподшипнике, рассчитан на большие нагрузки. Часто – со стойким антифрикционным и антикоррозионным покрытием, например – из нитрида титана. Требует постоянного ухода: его следует обслуживать (чистить и смазывать) даже чаще, чем всю катушку.
REAR (REAR-MOUNTED)DRUG – задний (сзади расположенный) тормоз. Более удобен для неспиннинговых видов ловли.
REVERSIBLE HANDLE, CONVERTIBLE HANDLE, RIGHT/LEFT HANDLE – переставляемая ручка. Система установки ручки, позволяющая легко расположить ее как с левой стороны катушки, так и с правой.
RB (ROLLER BEARING) – роликовый подшипник. На деле – это не столько подшипник, сколько обгонная муфта, входящая в состав системы стопора обратного хода для ротора. В рыболовных катушках ставится на главном валу.
RCC (ROTOR CAST CONTROL) – контроль ротора при забросе. Во время броска и при открытом положении дужки лесоукладывателя система удерживает ротор в неподвижности — для защиты от самосброса дужки.
SLOW OSCILLATION, SUPER SLOW OSCILLATION (SSO) — медленное колебание, сверхмедленное колебание (шпули) — (то же, что и CLOSE WINDING SYSTEM – система плотной намотки,SILENTOSCILLATION– тихое качание). На катушкахс этой системой вертикальную подачу шпули обеспечивает кривошипный механизм с минимальным количеством деталей. В каретке механизма сделан паз специального профиля, который и обеспечивает равномерность возвратно-поступательного движения шпули. Этот простой механизм характеризуется малыми потерями на трение, надежен, практически бесшумен. В то же время он обеспечивает ровную намотку: витки лески укладываются вплотную и параллельно друг к другу, один слой поверх другого, ниже верхнего слоя не остается незаполненного пространства, куда верхний слой лески мог бы попасть. Когда дужка открыта и шпуля разматывается при забросе, леска сходит со шпули беспрепятственно. Катушки с этой функцией поставляются с дополнительными опорными шайбами шпули для оптимизации формы наматывания в зависимости от диаметра лески.
TB (TWIST BUSTER)– см. POWER ROLLER
TRIANGULAR ROTOR – треугольный ротор. Эта конструкция ротора исключает вибрацию при вращении, а также увеличивает жесткость и уменьшает инерционность катушки (см. фото 11).
VARISPEED SYSTEM, 2 SPEED SYSTEM – разноскоростная система, двухскоростная система. Система двухскоростного колебания шпули. Это более совершенный способ укладки лески на шпулю при намотке. Суть его заключается в том, что при вращении ротора возвратно-поступательные движения шпули происходят с различной скоростью. Вперед шпуля движется быстро, а назад медленнее. Это позволяет виткам лески ложиться на шпулю без перехлеста и улучшает размотку при забросе.
WATERPROOFDRAG– влагозащищенный тормоз. Это всего лишь значит, что фрикционные шайбы тормоза выполнены из высококачественного графита.
WEIGHT — масса катушки. Пишется и в единицах СИ, т.е. граммах, и во внесистемных единицах – например, в унциях (Oz), 1 Oz = 28,4 г.
WORM SHAFT SYSTEM – система червячного вала. То, что мы называем «бесконечный винт» (фото 21). Правильное название — винтовая передача с бесконечным винтом. Просто пишется она по-английски так же, как и червячная передача — endless screw. И хотя по сути «червяк» и «бесконечник» — ближайшие родственники, но функционально первый предназначен для обеспечения большого передаточного отношения (аж до 300!) между скрещивающимися валами, и червяк является ведущим элементом, а второй — винтовая передача с небольшим передаточным числом (в нашем деле — до 8), и бесконечный винт — ведомый. Собственно, он-то и способствует тому, что катушечная шпуля при вращении рыболовом рукоятки совершает возвратно-поступательные движения.
Разумеется, от этой детали зависит качество и тип намотки лески. Катушки с «бесконечником» специализируются на так называемой крестообразной намотке, которая является на сегодняшний день наиболее практичной.
Для некоторых фирм и моделей это достигается посредством разности углов захода канавок «бесконечника», и получается, что скорость движения шпули в разных направлениях неодинакова, за счет чего леска ложится на шпулю крест-накрест. Так как витки при такой намотке не цепляются друг за друга, дальность заброса увеличивается, а число случаев запутывания лески (тем более – «плетенки») сокращается.
Окуневский А. «Спортивное рыболовство» №3 Март 2008
Настройка фрикциона фидерной катушки
Здравствуйте, дорогие читатели «Школы Рыбалки»! Сегодня Валерий Федоров расскажет Вам о настройке фрикциона фидерной катушки. Нужная вещь, можно сказать первостепенная.
В следующий раз Вас ждет не менее важная для начинающего рыбака статья об укладке лески на катушку, так что не пропустите ее выход. Ждем Ваших вопросов и отзывов в комментариях и не забывайте, что все комментарии берут участие в конкурсе с призами.
Так как поводок имеет заведомо меньшую разрывную нагрузку, чем основная леска, то фрикцион надо настраивать по разрывной нагрузке поводка. Надо только выяснить, чему равна эта нагрузка.
Например, Дмитрий Батурин рассказывает почти анекдотичный случай, как он в 2011 году пытался зарегистрировать европейский рекорд. Используя шнур 8 lb (1 lb = 0,45 кг), он поймал треску весом 16,5 кг.
Для официальной регистрации рекорда в штаб-квартиру EFSA (Европейская Федерация Морских Рыболовов) им была отправлена соответствующим образом оформленная заявка. Однако, в регистрации рекорда было отказано на том основании, что тестовые испытания шнура показали – его реальная разрывная нагрузка оказалась около 14 lb.
Несказанно удивленный сказочными характеристиками шнура, Дмитрий обратился в IGFA (Международная Ассоциация Трофейной Рыбалки) с просьбой протестировать шнур. Тестирование, проведенное этой организацией, показало разрывную нагрузку около 5,5 lb. Потрясающе!
И там, и там тестирование проводилось на специальном высокоточном калиброванном оборудовании, а результаты отличаются почти в три раза. Это яркое свидетельство того бардака, который имеет место, как в производстве, так и в тестировании монофильных и плетеных лесок.
Из этого мы должны сделать для себя вывод – не все, что написано на заборе, то бишь – на упаковке с бобиной, правда. Для перестраховки нам надо делать поправку. Хотя бы, процентов на 10. Далее. Известно, что прочность лески на узлах уменьшается. Порывшись в сети, мы найдем, что, например, один из самых распространенных среди рыболов узел «паломар» снижает прочность в одних источниках на 2%, в других – на 20%, в третьих – где-то посередине между первыми двумя. То есть, сколько на самом деле, не знает никто. Картина та же, что и с регистрацией рекорда.
Ну и, наконец, леска теряет прочность от того, что пропитывается водой. Опять же, сколько? Тоже никто не знает. Все зависит от качества лесы. Самые пессимистичные оценки – до 30%. Одно можно сказать уверенно, что флюорокарбоновые лесы воду почти не впитывают. Но сколько это «почти» — тоже никто не знает. Самые осторожные авторы говорят «не более 5%». И на том спасибо.
Таким образом, даже если на бобине с леской написана правда, суммарное уменьшение прочности поводка, по самым скромным подсчетам, составит до 20%. А, скорее всего, больше. Фрикционный тормоз в этих условиях надо настраивать «на глаз», а сколько именно, каждый решает сам в зависимости от своего «глаза».
Например, не мудрствуя, я считаю потерю прочности поводка равной 40%. (Сюда включается потеря прочности в воде и на узлах, а также, мягко говоря, неточная информация на упаковке). Предположим, заявленная разрывная нагрузка поводочной лески 5 кг, тогда настраиваю фрикционный тормоз на нагрузку 3 кг.
Так как при вываживании рыбы часть нагрузки идет на изгиб фидерного удилища и трение на кольцах, то настройку надо делать только на собранном удилище. Ставим на удилище катушку и протягиваем шнур сквозь кольца. К шнуру привязываем электронный кантер (см. фото), закрепляем удилище или просим кого-то (например, соседку) подержать его.
Затем, тянем лесу кантером перпендикулярно удилищу потому, что наилучшими амортизационными качествами оно обладает, когда угол между шнуром и удилищем близок к прямому. Регулируем фрикционный тормоз так, чтобы он срабатывал, когда кантер покажет 3 кг. При этом часть нагрузки приходится на амортизацию удилища (положение «Б», синий сектор на рис.), а часть – на трение на кольцах (желтый сектор). Точка «ф» на рисунке – точка срабатывания фрикциона.
Если соседки или кантера нет, то можно к лесе привязать пластиковую бутыль наполненную водой нужного нам веса (напомню, что литр воды и есть 1 кг). Держим удилище горизонтально и, поднимая его, регулируем фрикцион так, чтобы он срабатывал при отрыве бутыли от пола.
Положение фрикциона отмечаем какой-либо меткой, например, узкой полоской лейкопластыря. Так как у разных удилищ разные амортизационные свойства, то и фрикцион на них будет срабатывать по разному. Поэтому, если с этой катушкой используем разные удилища, то фрикцион настраиваем для каждого. А метки помечаем разным цветом, например, цветной шариковой ручкой.
То же самое делаем, если применяем поводки с разной разрывной нагрузкой. На рыбалке перед забросом затягиваем фрикцион, чтобы не порезать палец шнуром, а после заброса выставляем его по метке.
Но надо иметь в виду, что самая точная настройка фрикционного тормоза катушки для фидера не поможет при неправильном вываживании того трофея, ради которого, собственно, и настраивали. Многие неопытные рыболовы, подводя рыбу к берегу, начинают поднимать удилище и даже отводить его назад (положение «В»).
Чаще всего это вызвано либо отсутствием подсака, либо его неправильным выбором (о чем мы расскажем отдельно). При этом амортизационные свойства удилища, по крайней мере, не улучшаются, а трение на кольцах увеличивается. В результате, для срабатывания фрикционного тормоза необходимо приложить большую силу. Как правило, это заканчивается обрывом поводка.
То, что на конце лесы, если не трофей, то что-то близкое к нему, мы сообразим по срабатыванию фрикционного тормоза еще на стадии подтягивания. И потому должны следить за положением удилища и не поднимать, а опускать его по мере приближения к берегу, сохраняя угол между бланком и лесой близкий к 90* (положение «А»). Кроме того, длина лесы в положении «А» меньше, чем в положении «В», и завести рыбу в подсак легче.
автор статьи Валерий Федоров
Рыбалка на спиннинг | Спиннинг Клаб
Фрикцион катушки – это важнейшая деталь любой безынерционки. Без него снасть будет неполноценной, поскольку рыболов не сможет качественно выполнять проводку приманки, подсечку в момент поклевки и вываживание рыбы.
Часто новички задаются вопросом, для чего фрикцион на катушке, нельзя ли обойтись без него? Фрикционный механизм призван предотвращать обрыв лески или поломку удилища при приложении к снасти внезапных предельных нагрузок. У катушки без фрикциона частота отрыва приманок на каждой рыбалке может исчисляться десятками.
Суть работы
Принцип действия фрикционного тормоза довольно прост и понятен любого рыболову, мало-мальски изучившему школьный курс физики:
- Механизм настраивается с помощью вращения регулятора на определенную нагрузку;
- Если в процессе ужения приложенная нагрузка на фрикцион катушки превышает выставленное значение, то тормоз срабатывает;
- Происходит стравливание лески со шпули до тех пор, пока инерция рывка рыбы не исчерпается.
Грамотно настроенный фрикционный тормоз катушки позволяет рыболову успешно бороться с трофейной рыбой, вес которой может существенно превышать разрывную нагрузку используемого шнура. Например, нередки случаи вываживании щуки весом на 7–8 килограмм ниткой, с заявленной номинальной прочностью около 5 кг.
Разновидности фрикционов
Несмотря на разнообразные виды рыболовных катушек, у безынерционок существует всего две разновидности фрикционных механизмов:
Передний фрикцион располагается на шпуле. Этот вариант более популярен и востребован спиннингистами, поскольку имеет следующие достоинства:
- Меньший вес безынерционки, что положительно сказывается на сбалансированности снасти в сборе;
- Простота и надежность конструкции, что подразумевает долговечность данного узла;
- Как правило, лучшая чувствительность и возможность тонкой регулировки.
Безынерционные катушки с передним фрикционом не лишены недостатков:
- Запасная шпуля для такой безынерционки стоит дороже из-за непосредственного расположения на ней механизма;
- Большинству спиннингистов неудобно подстраивать тормоз в момент вываживания хищника;
- Сложнее заменить шпулю;
- Может попадать грязь и взвеси, что вызовет сбои в работе.
Совет! При обслуживании безынерционки по завершении сезона загрязненный тормоз подлежит тщательной очистке. Для него применяется только специализированная смазка для фрикциона катушки.
Задний фрикцион располагается в задней части катушки, сразу за основным ее узлом – главной парой. Такое расположение присуще преимущественно катушка для фидерного или матчевого направления рыбалки. В спиннинге сегодня применяется редко, в основном на бюджетных изделиях от китайских производителей.
Катушки с задним фрикционом имеют следующие плюсы:
- Удобно регулировать нагрузку срабатывания во время вываживания;
- Из-за отсутствия лишних элементов запасная шпуля дешевле, ее легче заменить;
- Лучше работает на тяжелых снастях с оснастками и приманками внушительного веса.
Заднефрикционные катушки для спиннинга тяжелее, что может оказывать влияние на баланс комплекта. Они не такие чуткие, потому все безынерционки для ультралайта – это рыболовные катушки с фрикционом, расположенным спереди.
Есть еще катушки, в которых задний и передний тормоз соединены в одну систему. Это безынерционки с бейтраннером. Есть вариант совмещения заднего расположения основного и вспомогательного тормоза. Их суть заключается в том, что фрикцион настраивается достаточно грубо, близко к предельным нагрузкам, а бейтраннер заведомо ослабляется. В результате при резких рывках крупной рыбы, если передний механизм не успевает сработать, задний отбивает внезапный бросок трофея, препятствуя обрыву оснастки.
Важно! Бейтраннер используется преимущественно в карпфишинге. Оставив катушку с включенным механизмом, можно не переживать, что при поклевке карп или сазан утащит снасти в воду.
Лучшие рыболовные катушки разрабатывают и выпускают две японские компании, чьи имена известны рыбакам со всего мира. Это Шимано и Дайва. Они постоянно конкурируют между собой за звание самого лучшего бренда, регулярно изобретают различные инновации, в частности модернизируют фрикционный механизм. Дополнительно рейтинг безынерционных катушек смотрите здесь.
Правильная настройка фрикциона
Независимо катушка с передним фрикционом или с задним перед Вами, механизм необходимо правильно отрегулировать, дабы не дать рыбе сойти с крючка, порвать леску или сломать удочку. Настройка осуществляется непосредственно на водоеме, когда снасть в сборе. Алгоритм выглядит так:
- Устанавливаем безынерционку на собранное удилище, леску пропускаем через все кольца;
- Фиксируем конец нити за какой-либо неподвижный предмет на берегу;
- Теперь необходимо приложить усилие к снасти, имитируя вываживание трофея;
- В это время и регулируется усилие срабатывания тормоза.
Фрикционный механизм необходимо отстроить так, чтобы шнур начинал стравливаться под средним усилием, не выше 80% от максимально допустимого, которое определяется разрывной нагрузкой нити либо тестом спиннинга по леске. Вам будет интересно: как намотать леску на катушку.
Слишком зажатый фрикцион приведет к непоправимым последствиям на водоеме. Хорошо, если порвется шнур, а если сломается удочка …Чересчур расслабленный тормоз не позволит совершать забросы, поскольку будет проскальзывать на замахе. При вываживании он не даст возможности подвести рыбу из-за постоянного сматывания шнура со шпули при приложении усилий либо рывках рыбы.
В заключение
Как мы выяснили, фрикционный тормозной механизм катушки является важнейшим и необходимым ее узлом. Однако сам по себе он не гарантирует сохранность снасти и успешность борьбы с рыбой. Очень важно точно и грамотно отрегулировать его, дабы он надежно функционировал