Любительское и спортивное рыболовство: » » 25.12.2018 N 475- ( ) / – Закон о любительском рыболовстве полная версия

Содержание

Закон о любительском рыболовстве полная версия

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ РЫБОЛОВСТВЕ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 475-ФЗ от 25 декабря 2018 года

 

(Вступает в силу с 1 января 2020 года), за исключение отдельных положений за исключением пункта 8 статьи 16, вступает в силу с 1 января 2019 года.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области любительского рыболовства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  1. любительское рыболовство — деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов (далее — водные биоресурсы), осуществляемая гражданами в целях удовлетворения личных потребностей, а также при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  2. суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов — разрешенный гражданину для добычи (вылова) в течение суток объем (количество, вес) водных биоресурсов, не относящихся к видам (подвидам и популяциям), занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральном законе от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.

Статья 4. Правовое регулирование отношений в области любительского рыболовства

Правовое регулирование отношений в области любительского рыболовства осуществляется на основании Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и настоящего Федерального закона.

Статья 5. Право собственности граждан на водные биоресурсы, добытые (выловленные) при осуществлении любительского рыболовства

Граждане, которые осуществляют любительское рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства

  1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  2. На водных объектах, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, любительское рыболовство осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
  3. Осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
  4. Любительское рыболовство запрещается осуществлять на:
    1) используемых для прудовой аквакультуры не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках) и на используемых в процессе функционирования мелиоративных систем (включая ирригационные системы) водных объектах;
    2) иных водных объектах, предоставленных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять добычу (вылов) водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.

Статья 7. Ограничения любительского рыболовства

1. В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания дополнительно к ограничениям рыболовства, предусмотренным Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», устанавливаются следующие ограничения любительского рыболовства:

  1. периоды добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления любительского рыболовства гражданами с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в водных объектах, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в целях личного потребления;
  2. запрет на осуществление любительского рыболовства с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока;
  3. запрет на осуществление любительского рыболовства с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением случая, установленного статьей 9 настоящего Федерального закона;
  4. запрет на осуществление любительского рыболовства способом подводной добычи водных биоресурсов (подводной охоты):
    а) в местах массового отдыха граждан;
    б) с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой;
    в) с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;
    г) с применением орудий добычи (вылова), используемых для подводной добычи (вылова) водных биоресурсов, над поверхностью водных объектов;
  5. суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов.

2. При проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов не устанавливается.

3. Если иное не установлено правилами рыболовства, разрешается осуществлять любительское рыболовство с возвращением живых добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания.

Статья 8. Правила рыболовства и иные регламентирующие осуществление любительского рыболовства правила

  1. Правила любительского рыболовства, в том числе ограничения любительского рыболовства, предусматриваются правилами рыболовства, установленными Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
  2. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, особенности любительского рыболовства, в том числе ограничения любительского рыболовства, не урегулированные указанными в части 1 настоящей статьи правилами любительского рыболовства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными в установленном законодательством порядке по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства.

Статья 9. Орудия добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства

  1. Виды орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, разрешаемых для использования при осуществлении любительского рыболовства, устанавливаются правилами любительского рыболовства с учетом ограничений, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.
  2. Любительское рыболовство с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, разрешается гражданам в целях удовлетворения личных потребностей в периоды добычи (вылова) водных биоресурсов, определенные правилами рыболовства, предусмотренными статьей 8 настоящего Федерального закона, после учета и обязательной поштучной маркировки таких орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.
  3. Учет сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и ведение реестра сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  4. Обязательная поштучная маркировка сетного орудия добычи (вылова) водных биоресурсов осуществляется путем нанесения на него фамилии, имени, отчества (если имеется) рыболова, характеристик сетного орудия добычи (вылова) водных биоресурсов и его учетного номера. Порядок обязательной поштучной маркировки сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и требования к данной маркировке устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  5. Оборот жаберных сетей на территории Российской Федерации запрещается, за исключением районов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Особенности оборота и применения жаберных сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  6. Применение сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов в целях любительского рыболовства на рыбоводных участках не допускается.

Статья 10. Особенности проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, предусматривающих добычу (вылов) водных биоресурсов

  1. Официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, предусматривающие добычу (вылов) водных биоресурсов, проводятся в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности. Добычу (вылов) водных биоресурсов при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий могут осуществлять граждане Российской Федерации, граждане иностранных государств и лица без гражданства.
  2. Порядок уведомления о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, предусматривающих добычу (вылов) водных биоресурсов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
  3. Порядком уведомления, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливаются процедура представления организаторами официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, уведомления о проведении соответствующих мероприятий и срок рассмотрения такого уведомления.
  4. В уведомлении о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий должны содержаться следующие сведения:
    1) место и сроки проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
    2) наименование, адрес и место нахождения (место жительства) организаторов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
    3) планируемое количество участников официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
    4) информация о включении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий или календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 11. Участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в сохранении водных биоресурсов и среды их обитания

1. Граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) участвуют в сохранении водных биоресурсов и среды их обитания в соответствии с настоящей статьей.

2. Граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право:

  1. получать от органов государственной власти информацию о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, водных объектах, на которых осуществляется любительское рыболовство, нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области любительского рыболовства, и другую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
  2. участвовать в осуществлении общественного контроля в области любительского рыболовства, в том числе в форме общественного обсуждения;
  3. участвовать в мероприятиях по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Статья 12. Общественный контроль в области любительского рыболовства

  1. Общественный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Федеральным законом права граждан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами, общественными объединениями и объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами).
  2. Документы, подготовленные по результатам осуществления общественного контроля в области любительского рыболовства и представленные в органы государственной власти и органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Статья 13. Федеральный государственный контроль (надзор) в области любительского рыболовства

Федеральный государственный контроль (надзор) в области любительского рыболовства осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, и должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части морских биоресурсов в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 14. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства о любительском рыболовстве, возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам

  1. Лица, виновные в нарушении законодательства о любительском рыболовстве, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон «О животном мире»

Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 50, ст. 6246; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 30, ст. 3735; 2011, N 30, ст. 4590; 2013, N 19, ст. 2331; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4282) следующие изменения:

1) в абзаце 11 части первой статьи 6 слова «и спортивного» исключить;

2) статью 42 изложить в следующей редакции:

«Статья 42. Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов

Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральным законом «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.».

Статья 16. О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5270; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; 2007, N 1, ст. 23; N 50, ст. 6246; 2008, N 49, ст. 5748; 2011, N 1, ст. 32; 2013, N 27, ст. 3440; 2014, N 45, ст. 6153; 2015, N 27, ст. 3999; 2016, N 27, ст. 4282; 2018, N 49, ст. 7493) следующие изменения:

1) пункт 16 части 1 статьи 1 признать утратившим силу;

2) в пункте 6 части 1 статьи 16 слова «и спортивное» исключить;

3) в части 2 статьи 18 слова «и спортивного» исключить;

4) статью 24 изложить в следующей редакции:

«Статья 24. Любительское рыболовство

К отношениям в области любительского рыболовства, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются Федеральный закон «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.»;

5) часть 6 статьи 29.1 после слов «предусмотренного статьей 33.3 настоящего Федерального закона,» дополнить словами «гражданами, осуществляющими любительское рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,»;

6) в пункте 6 части 1 статьи 30, части 5 статьи 31, пункте 6 части 1 статьи 34 слова «и спортивного» исключить;

7) пункт 5 части 3 статьи 43.1 признать утратившим силу;

п.8 ст.16 вступил в силу с 01.01.2019

8) дополнить статьей 65 следующего содержания:

«Статья 65. Переходные положения в отношении договоров о предоставлении рыбопромысловых участков, на основании которых осуществляется организация любительского и спортивного рыболовства

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие организацию любительского и спортивного рыболовства, вправе переоформить договор о предоставлении рыбопромыслового участка без проведения торгов на договор пользования рыболовным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
2. Договор пользования рыболовным участком, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, заключается с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, до 1 января 2020 года в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
3. Заключение договора пользования рыболовным участком, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, является основанием для включения соответствующего рыболовного участка в перечень рыболовных участков, предусмотренный частью 5 статьи 18 настоящего Федерального закона.
4. До переоформления договоров о предоставлении рыбопромысловых участков в порядке и в сроки, которые указаны в части 2 настоящей статьи, на таких рыбопромысловых участках лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, указанных в этих договорах.
5. Договор о предоставлении рыбопромыслового участка считается прекратившим свое действие в случае, если лицо, с которым заключен указанный договор, не подало в уполномоченный орган в установленном частью 2 настоящей статьи порядке заявление о переоформлении указанного договора.».

Статья 17. О внесении изменения в Водный кодекс Российской Федерации

В части 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2015, N 29, ст. 4370) слова «и спортивного» исключить.

Статья 18. Заключительные положения

  1. Договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и (или) договоры пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства, которые заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и срок действия которых не истек, действуют до 31 декабря 2020 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
  2. В районах добычи (вылова) (с указанием географических координат) водных биоресурсов в Байкальском, Дальневосточном, Северном, Восточно-Сибирском рыбохозяйственных бассейнах, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации по представлению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) с указанием видов водных биоресурсов из числа ценных видов водных биоресурсов, установленных в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», договоры о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и (или) договоры пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства, срок действия которых не истек, сохраняют свое действие и регулируются статьей 33.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». По истечении срока действия этих договоров право на добычу (вылов) водных биоресурсов на указанных рыболовных участках предоставляется в порядке, предусмотренном статьей 33.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
  3. Рыболовные участки для организации любительского рыболовства выделяются в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и перечнем, указанным в части 2 настоящей статьи.
  4. Любительское рыболовство на рыбопромысловых участках и (или) рыболовных участках, указанных в частях 1 — 3 настоящей статьи, осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства) в соответствии с гражданским законодательством.
  5. На рыбопромысловых участках и (или) рыболовных участках, указанных в частях 1 — 3 настоящей статьи, создается инфраструктура, необходимая для организации любительского и спортивного рыболовства.

Статья 19. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением пункта 8 статьи 16 настоящего Федерального закона.
  2. Пункт 8 статьи 16 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2019 года.

(Редакция на момент 09.01.2019, возможны изменения, мы стараемся отслеживать изменения, но не всегда успеваем, рекомендуем перепроверять)

Любительское и спортивное рыболовство — Федеральное агентство по рыболовству

Любительское и спортивное рыболовство

Приказы Росрыболовства

Правила осуществления любительского и спортивного рыболовства

памятки на сайтах территориальных управлений Росрыболовства

АмурскоеХабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область Азово-ЧерноморскоеРеспублика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, город Севастополь, Краснодарский край, Ставропольский край, Волгоградская область, Воронежская область, Липецкая область, Ростовская область, Саратовская область ВерхневолжскоеВологодская область (Череповецкий район), Ивановская область, Костромская область, Нижегородская область, Тверская область, Ярославская область ВерхнеобскоеРеспублика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область Волго-КаспийскоеРеспублика Калмыкия, Астраханская область, Волгоградская область, Саратовская область ЕнисейскоеРеспублика Тыва, Хакасия, Красноярский край, Таймырский АО, Эвенкийский АО Западно-КаспийскоеРеспублика Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Республика Ингушетия Московско-ОкскоеБелгородская область, Брянская область, Владимирская область, Калужская область, Курская область, Московская область и г. Москва, Орловская область, Рязанская область,Смоленская область, Тамбовская область, Тульская область НижнеобскоеКурганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО Северо-ЗападноеСанкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия, Вологодская область, Новгородская область, Псковская область Средне-ВолжскоеРеспублика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмурдская Республика, Республика Чувашия, Пермский край, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Татарстан

Уважаемые рыболовы, на интернет-сайтах каждого территориального управления Федерального агентства по рыболовству опубликована контактная информация
горячей линии рыбоохраны.
С контактной информацией территориальных управлений можно ознакомиться здесь.

Любительское и спортивное рыболовство — это… Что такое Любительское и спортивное рыболовство?


Любительское и спортивное рыболовство
-1) вид рыболовства; 2) деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.  

Экологическое право России: словарь юридических терминов. — М.: Городец. А. К. Голиченков. 2008.

  • Лом и отходы цветных и (или) черных металлов
  • Материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования Российской Федерации

Смотреть что такое «Любительское и спортивное рыболовство» в других словарях:

  • Любительское и спортивное рыболовство — 16) любительское и спортивное рыболовство деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях;… Источник: Федеральный закон от 20.12.2004 N 166 ФЗ (ред. от 06.12.2011) О рыболовстве и… …   Официальная терминология

  • РЫБОЛОВСТВО СПОРТИВНОЕ — ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ И СПОРТИВНОЕ РЫБОЛОВСТВО …   Юридическая энциклопедия

  • Рыболовство — 1) (для целей Федерального закона О животном мире ) вид пользования животным миром; изъятие в установленном порядке из среды обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам Р., включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • РЫБОЛОВСТВО — ловля рыбы как промысел или разновидность отдыха. Промысловое рыболовство издавна было и до сих пор остается одним из основных видов деятельности людей, благодаря которому значительная часть населения Земли обеспечивается продуктами питания.… …   Энциклопедия Кольера

  • Рыболовство —         промышленное, добывающая отрасль рыбной промышленности (См. Рыбная промышленность), использующая природные сырьевые ресурсы Мирового океана, морей, озёр, рек, водохранилищ: разнообразные виды рыб (около 90% улова), морские млекопитающие,… …   Большая советская энциклопедия

  • Муромский заказник — Государственный природный заказник федерального значения «Муромский» Координаты: Координаты …   Википедия

  • Симко (озеро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Симко. Симко англ. Simcoe Координаты: Координаты …   Википедия

  • Нижнетуломское водохранилище — Координаты: Координаты …   Википедия

  • Какаги (озеро) — Какаги англ. Kakagi Lake Координаты: Координаты …   Википедия

  • Оканаган (озеро) — Оканаган англ. Okanagan Lake Координаты: Координаты …   Википедия


Огнев Е. Спортивное и любительское рыболовство: проблемы и перспективы

Огнев Е. Спортивное и любительское рыболовство: проблемы и перспективы

Первый опыт. Главное направление

Прежде всего, начат наиболее важный процесс — закрепление водоемов за обществами, объединяющими рыболовов. Идет в целом работа по упорядочению любительского рыболовства. Она должна проходить в тесном контакте всех заинтересованных в этом организаций.

­Большое значение здесь имело совместное совещание руководителей-обществ охотников и рыболовов Российской Федерации с ответственными сотрудниками органов рыбоохраны, состоявшееся 21 декабря 1976 г.

­Такое совещание было организовано впервые. Оно позволило на первых порах наметить возможные методы совместной работы общественных организаций рыболовов и органов рыбоохраны. На совещании было отмечено, что коллективы рыболовов — дополнительный резерв, позволяющий важнейшее дело охраны и воспроизводства рыбных богатств поставить на массовую основу. Здесь обсуждались насущные, наиболее важные задачи, к решению которых надо приступать безотлагательно. В частности, говорилось о строительстве питомников, рыбоводных заводов, проведении неотложных мелиоративных работ, создании культурных рыбных хозяйств, ловле ценных видов рыб по лицензиям, принципах определения водоемов для любительского рыболовства.

­Необходимая работа уже сделана по линии Министерства рыбного хозяйства СССР. Изданы приказы Министерства и Главрыбвода СССР‚ по вопросам упорядочения любительского рыболовства. Разработаны и утверждены «Положение о порядке лова рыбы ценных видов по лицензиям» и «Положение о спортивном и любительском рыболовстве».

­Почему потребовалось издать эти документы? Какие цели и задачи в них ставятся?

­Прежних первозданных водоемов уже нет или почти не стало. Рыбные запасы во многих регионах подорваны. А тут в последние два десятилетия резко возросла численность рыболовов. Рыболов есть рыболов, он идет на водоем вооружившись удочками, донками, жерлицами, спиннингами и иными снастями и очень часто, к сожалению, не утруждает себя раздумьями над будущим полюбившихся ему речки или озера. Он ловит, и порою много, соревнуется с другими в размерах уловов. Но как только эти уловы становятся малы, наш удильщик начинает вспоминать «доброе старое время», дававшее «потрясающие» трофеи даже на самую простую удочку. О новом же времени, о сегодняшнем, он не думает. Вот почему одна из основных современных задач — разъяснять, отчего и как появились у нас больные водоемы, до обидного снизившие уловы любителям. Но ограничиваясь только разъяснениями, вряд ли мы сможем вылечить заболевшие водоемы. Нужны совершенно определенные и конкретные действия.

­Право ловить рыбу ни у кого из рыболовов никогда не вызывало сомнений, было как бы само собой разумеющимся. Но, дорогие коллеги по увлечению, пора бы вспомнить нам и о своей главной обязанности. Теперь она записана в статье 67 Конституции СССР: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства». Сегодня каждый из нас должен спросить себя: «Что я сделал, чтобы на водоеме было лучше, кого позвал себе на помощь?» Конечно, большие водоемы спасти сложнее. Но малые озера и речки можно улучшить, постоянно охранять своими, пусть даже небольшими, силами.

Постановление правительства об упорядочении спортивного и любительского рыболовства предполагает, прежде всего, организованность рыболовов. Только тогда их усилия будут сосредоточены, когда каждый станет членом совершенно определенной организации любителей ужения. Организованные действия удильщиков будут целенаправленными и полезными. Вместе с тем они должны быть подчинены интересам самих же рыболовов.

­Сложившаяся на водоемах обстановка настоятельно требует более эффективного использования их на принципах высокой культуры ведения рыбного хозяйства.

В ­интересах удовлетворения запросов рыболовов и рационального использования запасов ценных видов рыб необходим, например, лов по лицензиям.

­Поскольку постановлением правительства разрешена ловля ценных видов рыб по лицензиям, то теперь разработан порядок такого ужения в соответствии с изданным типовым положением, утвержденным министром рыбного хозяйства СССР 31 Января 1977 г.

­Документ назван типовым исходя из того, что в конкретных условиях могут разрабатываться другие положения о порядке ловли ценных видов рыб в соответствии с местными условиями. В местных положениях будет решен вопрос использования средств, полученных за лицензии, указано, какой орган рыбоохраны их выдает и какому обществу, определен порядок выдачи лицензий отдельным гражданам. Эти положения наметят также и научные учреждения, которые дадут свои рекомендации по ловле рыбы по лицензиям в данном водоеме.

­Лицензионная ловля начата у нас в Мурманской области: на некоторых реках Кольского полуострова спиннингисты и нахлыстовики имеют теперь возможность охотиться за семгой и горбушей.

­На опыте мурманчан становится ясно, что повсеместный запрет ловли ценных видов рыб любителями не оправдывает себя ни в экономическом, ни в моральном отношении. Такие всеобщие запреты, по сути, создают на тех или

38

иных водоемах лишь условия для роста браконьерства. К сожалению, иные работники рыбоохраны еще охотно идут на введение подобных запретов. Их доводы основываются на недоверии к рыболовам, на опасениях, что они вместо удочек будут применять запрещенные снасти. Понятно, что такие опасения коренятся в отсутствии тесных контактов между инспекцией рыбоохраны и организациями рыболовов и ничего полезного, прогрессивного в себе не несут, а, наоборот, тормозят новое, очень перспективное дело — ужение рыбы по лицензиям.

­Наиболее, конечно, важным документом для любительского рыболовства является «Положение о спортивном и любительском рыболовстве», утвержденное приказом министра рыбного хозяйства СССР 26 июня 1976 г. Разработано и издано это положение в соответствии с поручением Правительства СССР и было согласовано с правительствами всех союзных республик, а также с Министерством сельского хозяйства СССР, с Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР и ВЦСПС.

­Сам факт согласования данного документа с правительствами республик и соответствующими министерствами и ВЦСПС ставит положение в число правовых актов, имеющих силу для всей страны и для всех общественных организаций в части соблюдения общих норм любительского рыболовства. Положением намечены основные формы развития любительского рыболовства на перспективу. Оно не изменяет правил любительского рыболовства, построенных по бассейновому принципу, и требует неукоснительного их соблюдения.

­Положение полностью воспроизводит принципы организации любительского рыболовства, изложенные в постановлении Правительства СССР от 13 мая 1976 г.

­Отныне в районах с большой плотностью населения и ограниченным числом водоемов (в зонах крупных городов и промышленных центров) ужение организуется обществами охотников и рыболовов и другими обществами, имеющими рыболовные секции. По представ­лению органов рыбоохраны совмины союзных республик утвердили перечни таких водоемов, где ловля любителями организуется упомянутыми обществами. На этих водоемах члены обществ, состоящие в секциях рыболовов, будут ловить бесплатно. Преимущества для организованных рыболовов перед неорганизованными вполне закономерны и необходимы. Такие меры помогут устранить несправедливость, которая заключалась в том, что только члены обществ имели какие-то обязанности, должны были соблюдать определенные правила и законы ловли, а неорганизованные рыболовы почти не соблюдали их и не имели никаких обязанностей. (На остальных водоемах ловить можно бесплатно.)

­Согласно договору с органами рыбоохраны, общество обязано выполнять определенные работы, чтобы поддерживать необходимую рыбопродуктивность. Характер и объем этих работ определяют представители рыбохозяйственной науки.

­К договору должен быть приложен паспорт водоема с теми же реквизитами, что и паспорт, прилагаемый к договору на организацию культурного рыбного хозяйства любительского рыболовства, а также перечень основных мероприятий по охране и воспроизводству рыбных запасов, разработанный водопользователем совместно с органом рыбоохраны.

­Положением от 26 июня 1976 г. определен срок заключения договора с обществом (водопользователем). Срок должен быть не менее 10 лет, как на организацию культурного рыбного хозяйства, так и обычной любительской ловли рыбы. Длительность договорных отношений будет дополнительно стимулировать общество наилучшим образом обеспечивать необходимые мероприятия по поддержанию в водоеме рыбопродуктивности на достаточно высоком уровне.

­По «Положению о спортивном и любительском рыболовстве» на водоемах, переданных для организации культурных рыбных хозяйств или обычных хозяйств любительского рыболовства, запрещается промысловый лов рыбы предприятиями и организациями рыбной ­промышленности, за исключением случаев, когда он ведется по предложению либо с согласия общества.

­После издания постановления Правительства СССР совмины союзных и автономных республик, областные, краевые исполкомы Советов издали соответствующие документы об упорядочении спортивного и любительского рыболовства. При изучении этих постановлений, к сожалению, убеждаешься, что пока еще не во всех зонах крупных городов и промышленных центров определены водоемы для ужения. Правильно эта проблема решена, на наш взгляд, в постановлениях правительства УССР, исполкомов Одесского, Саратовского, Орловского, Новгородского областных Советов.

­Особого внимания заслуживает издание постановления правительства РСФСР от 23 июня 1976 г. В нем совмины автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы дают обществам охотников и рыболовов полные и конкретные направляющие указания о развитии любительского рыболовства.

­Однако, к сожалению, некоторые облисполкомы в своих постановлениях лишь ограничились утверждением только перечней водоемов, отводимых для любительского рыболовства, не дав при этом хотя бы самых общих рекомендаций обществам по практике организации любительского рыболовства в этих местах (Волгоградский, Мурманский, Пермский облисполкомы).

 

О культурных хозяйствах любительского и спортивного рыболовства

Постановление правительства указывает на необходимость организации культурных хозяйств любительского рыболовства.

­Не боясь преувеличения, можно уже теперь с уверенностью сказать, что такая форма организации любительского рыболовства займет свое ведущее место в использовании водоемов.

39

Эти хозяйства могут быть двух ­типов. Одни организуются обществами рыболовов-любителей — эта ­форма, по-видимому, в ближайшие ­годы получит наибольшее распространение. Другие создаются рыбодобывающими организациями на ­закрепленных за ними водоемах. ­Второй тип хозяйств будет, вероятно, с трудом пробивать себе ­дорогу, потому что организация ­их еще не воспринята должным ­образом ни в планирующих, ни в финансовых органах. По этой причине, например, вот уже в течение ряда лет не имеют успеха ­попытки Калининского рыбтреста создать культурное хозяйство любительского рыболовства на озере ­Селигер.

­А вот в обществах мы уже ­имеем убедительные примеры создания таких хозяйств. Наиболее ­инициативные и дальновидные руководители уже давно стали рабо­тать над проблемой организации ­культурных хозяйств. В 1966 г. они ­были в Белгородском, Курском, ­Тувинском и Тюменском обществах Российской Федерации. Процесс организации этих хозяйств ­не затихал и продолжал развиваться. На 1 января 1977 г. в системе Росохотрыболовсоюза было организовано 133 культурных рыбных ­хозяйства, 15 из них создано в ­Иркутском, 5 в Курганском, 16 в Краснодарском обществах. Эффек­тивно работают культурные хозяйства в Московском обществе «Рыболов-спортсмен» (особенно хочется отметить хозяйство на озере Бисерово Московской области).

­Ловля рыбы в культурных хозяйствах разрешается по путевкам, численность которых лимитируется обществом на основании рекомендаций рыбохозяйственной науки. За счет зарыбления, мелиоративных работ, рациональной организации ужения на водоемах этих хозяйств достигнута значительная рыбопродуктивность. Они пользуются большой популярностью у любителей. А это значит, что главная задача — удовлетворение повышенных потребностей рыболовов, создание наиболее благоприятных условий для их отдых -а здесь достигнута.

­Культурные рыбные хозяйства можно организовывать только на основании соответствующих решений совминов союзных или автономных республик или исполкомов местных Советов народных депутатов. Как правило, для такой цели выбирается водоем замкнутого вида, не используемый промысловиками, преимущественно изолированный от других водоемов и не имеющий существенного значения для воспроизводства ценных промысловых рыб.

­Свои хозяйства общества могут организовать также и на водоемах, ­закрепленных за рыбодобывающими организациями, но, естественно, с их разрешения.

 ­При подборе водоема очень полезно изучить его рыбохозяйственную характеристику, включающую хотя бы самые краткие сведения (состояние кормовой базы, виды рыб, населяющих водоем, возможности их воспроизводства, нерестовые площади).

­После выбора водоема и решения исполкома местного Совета народных депутатов об организации культурного рыбного хозяйства спортивного и любительского рыболовства орган рыбоохраны заключает договор с обществом, объединяющим рыболовов-любителей, о проведении работ на водоеме. Под понятием органа рыбоохраны, компетентного для заключения такого договора, имеется в виду бассейновое управление Главрыбвода Министерства рыбного хозяйства СССР, являющееся юридическим лицом. Однако в порядке исключения, исходя из местных условий, вполне допустима возможность заключения такого договора областной или районной инспекцией рыбоохраны, но только по поручению бассейнового управления. Под понятием общества рыболовов-любителей имеется в виду достаточно расширенный список организаций (водопользователей). Это и республиканские об-

40

щества (союзных и автономных республик), краевые, областные общества охотников и рыболовов и другие организации, объединяющие рыболовов-любителей. Если хозяйство создает рыбодобывающая организация, то орган рыбоохраны заключает договор соответственно с предприятием рыбной промышленности или рыболовецким колхозом.

­Во всех случаях организация, заключающая договор, должна иметь право юридического лица.

­Положение позволяет республиканским, краевым, областным обществам охотников и рыболовов заключать договоры с районными и другими добровольными спортивными обществами, имеющими рыболовные секции, об организации культурных хозяйств и выполнении соответствующих подготовительных работ.

­В этом случае заключения договоров республиканские и иные общества любительского рыболовства могут передавать лишь водоемы из общего фонда закрепленных за ними водоемов.

­Реквизиты договора приведены в приложении к опубликованному «Положению о спортивном и любительском рыболовстве». Кроме того, к договору должен быть приложен паспорт водоема (или его участка), включающий его физико-географическую и рыбохозяйственную характеристику.

­Подготовительные работы, безусловно, будут занимать какое-то время; оно может быть длительным, потому что выполнить предусмотренные мероприятия совсем не просто. Но в это время рыбная ловля на водоеме должна не прекращаться, а продолжаться в соответствии с действующими правилами.

­Лишь в необходимых случаях водопользователь по согласованию с органами рыбоохраны может ограничить или запретить ужение.

­Когда подготовительные работы, необходимые для бесперебойной эксплуатации, закончены, водоем официально переводится в число культурных хозяйств.

­В юридическом плане культурным рыбным хозяйством спортивного и любительского рыболовства может считаться такой водоем, который был передан соответствующему обществу (водопользователю) по акту.

­Ловля рыбы в культурных рыбных хозяйствах рыболовами-любителями осуществляется в порядке, установленном водопользователем. Она может быть платной и бесплатной. Вполне понятно, что общество будет вправе установить определенные преимущества для рыболовов, состоящих членами данной организации. Практика ужения в культурных хозяйствах носит рациональный характер и, несомненно, ­будет способствовать объединению рыболовов в соответствующие общества.

­Размер платы за ловлю в хозяйствах для членов общества охотников и рыболовов и других добровольных спортивных организаций, а также категории лиц, освобождаемых от нее, определяют совмины союзных республик. Средства, поступающие от такого рыболовства, используются исключительно на проведение мероприятий по охране и воспроизводству рыбных запасов, а также на организацию и оснащение рыболовных баз данных обществ.

­Ловля рыбы на водоемах предприятий Министерства рыбного хозяйства определяется положениями об этих хозяйствах, утверждаемыми соответствующими руководителями предприятий или правлениями рыболовецких колхозов.

­При заключении договора о проведении работ по организации о культурного рыбного хозяйства спортивного и любительского рыболовства необходимо изложить обязательства, принимаемые каждой стороной.

­Так, общества охотников и рыболовов, например, должны выпол-

41

нять рекомендованные и согласованные с органами рыбоохраны мероприятия по воспроизводству и охране рыбных запасов, учитывать посещаемость водоема рыболовами, количество и видовой состав вылавливаемой рыбы, средства, расходуемые на работы по охране и воспроизводству рыбных запасов, создавать удильщикам условия для благоустроенного отдыха и ловли (лодочные станции, причалы, места для ночлега, обслуживание), ежегодно до 25 января следующего за отчетным годом информировать органы рыбоохраны о том, как используется водоем рыболовами.

­В свою очередь, органы рыбоохраны должны подготовить коллективы общественных инспекторов для охраны рыбных запасов, руководить этими коллективами, оказывать методическую помощь в осуществлении мероприятий по организации хозяйств, помогать привлекать представителей рыбохозяйственной науки для проектирования и строительства за счет средств обществ рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств, искусственных нерестилищ, содействовать в получении обществами от рыбопромышленных организаций посадочного материала для зарыбления водоемов.

­В постановлениях некоторых республиканских и иных Советов содержатся очень полезные рекомендации по вопросам любительского рыболовства.

­Например, Архангельский исполком поручил СевНИОРХу организовать экспедиционное обследование водоемов, выделенных обществам для любительского рыболовства.

­По постановлению Мособлисполкома возбуждено ходатайство перед Минрыбхозом СССР увеличить начатые работы по обследованию водоемов Московской области для разработки мероприятий по созданию широкой сети хозяйств любительского рыболовства. Возбуждено ходатайство перед Минводхозом РСФСР о включении в планы работ по мелиоративному благоустройству русел рек и водоемов области, чтобы улучшить условия для рыборазведения, а Росохотрыболовсоюзу рекомендуется создать передвижную механизированную станцию для мелиоративных работ.

­Костромской облисполком закрепил участок реки Нелиды (дли­ной 55 км) за областным советом по туризму, чтобы создать культурное рыбное хозяйство.

­Совмины Латвийской ССР и Северо-Осетинской АССР поручили республиканским обществам охотников и рыболовов в течение 1976-1980 гг. обеспечить строительство собственных рыбопитомников.

­Воронежский облисполком обязал общества любительского рыболовства обеспечить сохранность прибрежных лесов и лесонасаждений и санитарную охрану на закрепленных водоемах.

­Курский облисполком рекомендовал промышленным предприятиям, совхозам и колхозам области, имеющим водоемы для технических нужд, но пригодные для разведения рыбы и не используемые для ее товарного выращивания, передавать их обществам для любительского рыболовства.

­

О правилах рыболовства

­Существующая многие годы практика разработки правил рыболовства для отдельных бассейнов полностью себя оправдала. Она наиболее конкретно учитывает складывающиеся условия использования рыбных ресурсов применительно к определенным бассейнам. Единые же правила спортивного и любительского рыболовства для водоемов всей страны не будут отражать конкретных особенностей каждого бассейна страны. Поэтому правила спортивного и любительского рыболовства должны разрабатываться именно по бассейновому принципу.

­Проекты их представляют бассейновые управления Главрыбвода с учетом рекомендаций рыбохозяйственных научных учреждений.

­Здесь должны быть учтены обоснованные предложения соответствующих обществ. Очень полезно иметь при каждом управлении координационные советы по вопросам спортивного и любительского рыболовства. Сюда следует привлечь представителей обществ, объединяющих рыболовов-любителей, рыбохозяйственной науки, органов местной власти, рыбодобывающих организаций. Координационные советы могли бы помочь в разработке правил любительского рыболовства, давая соответствующие рекомендации.

­От рыболовов всегда поступает многочисленная корреспонденция. ­Письма идут в самые различные инстанции. В них читатели не только спрашивают о том, где и что ловить, но и сообщают о нарушениях правил, обеспечении удильщиков снастями, рыбоводных делах и т.д. Значительная часть этих писем и могла бы быть рассмотрена членами координационного совета, и тогда корреспонденты получат ответы от представителей организаций любительского рыболовства и инспекций рыбоохраны. Вот почему этих советов надо создавать как можно больше, при всех бассейновых управлениях Главрыбвода СССР и даже при областных инспекциях рыбоохраны.

­А теперь вернемся к правилам рыболовства.

­В положении о спортивном и любительском рыболовстве приводится примерный перечень вопросов, которые должны быть отражены в правилах спортивного и любительского рыболовства применительно к тому или иному бассейну: пределы действия правил, нормы вылова рыбы по весу, штучные нормы вылова для ценных видов рыб, промысловые меры на вылавливаемых ценных рыб, запрещенные снасти и способы ловли, запретные периоды, определение малоценных видов, вылов которых может быть не ограничен по весу, условия проведения соревнований по спортивной ловле и подводной охоте, льготы, предоставляемые членам общества, разрешения применять разнообразные орудия ловли, плавсредства или иные преимущества перед неорганизованными рыболовами, порядок использования маломерных судов, находящихся в личной собственности граждан, особенно в нерестовый период, либо на местах скопления рыбы и на путях ее миграции, взаимоотношения промысловых организаций с любительскими, границы зон спортивного и любительского рыболовства, обязанности обществ по организации спортивного и любительского рыболовства, общие обязанности рыболовов, сведения, представляемые обществами в органы рыбоохраны, обязанности по борьбе с заморными явлениями, действия рыболовов в случае обнаружения гибели рыбы, контроль за соблюдением правил рыболовства, ответственность за нарушения правил любительского рыболовства, условия любительского рыболовства для несовершеннолетних.

42

 

 

ПУБЛИКАЦИЯ: Огнев Е. Спортивное и любительское рыболовство: проблемы и перспективы // Рыболов-спортсмен: альманах, № 39. М., 1979.  С. 38-42.

 

 

comments powered by HyperComments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *