Навигация речная: 403 — Доступ запрещён – Навигация — Википедия

Навигация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 апреля 2015; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 апреля 2015; проверки требуют 12 правок.

Навига́ция (лат. navigatio, от лат. navigo — «плыву на судне»):

  1. Определение местоположения, скорости и ориентации движущихся объектов
  2. Мореплавание, судоходство
  3. Период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство
  4. Основной раздел судовождения, в котором разрабатываются теоретические обоснования и практические приёмы вождения судов

В течение многих веков термин навигация означал совокупность указанных значений. В XX веке, с развитием науки и техники, появлением воздушных судов, космических кораблей — новых объектов

навигации, появились новые смысловые значения термина. Теперь, в общем смысле, навигация — процесс управления некоторым объектом (имеющим собственные методы передвижения) в определённом пространстве передвижения. Состоит из двух основных частей:

  • теоретическое обоснование и практическое применение методов управления объектом,
  • маршрутизация, выбор оптимального пути следования объекта в пространстве.
  • Автомобильная навигация — технология вычисления оптимального маршрута проезда транспортного средства по дорогам и последующего ведения по маршруту с помощью визуальных и голосовых подсказок о манёврах. Использует GPS/Инерциальную навигацию, автомобильную навигационную карту и оперативную информацию о пробках.
  • Астрономическая навигация — метод определения координат судов и летательных аппаратов, основанный на использовании радиоизлучения или светового излучения небесных светил
  • Бионавигация — способность животных выбирать направление движения при регулярных сезонных миграциях
  • Воздушная навигация — прикладная наука о точном, надёжном и безопасном вождении в воздухе летательных аппаратов; на ранних этапах развития именовалась «Аэронавигация» (дисциплина, которая учит, как можно определить направление полёта аэроплана или дирижабля, не пользуясь картой)
  • Инерциальная навигация — метод определения параметров движения и координат объекта, не нуждающийся во внешних ориентирах или сигналах
  • Информационная навигация — процесс вождения пользователя по логически связанным данным
  • Космическая навигация — управление движением космического летательного аппарата; включает в себя подвид — Астроинерциальная навигация — метод навигации космического летательного аппарата, комбинирующий средства инерциальной системы навигации и астрономической навигации.
  • Морская навигация — основной раздел судовождения
  • Радионавигация — теоретические приёмы вождения судов и летательных аппаратов с помощью радиотехнических средств и устройств
  • Спутниковая навигация — практическое применение средств спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС) для определения местонахождения и направления движения
  • Подземная навигация — практическое применение различных средств измерений, для определения местонахождения и направления движения подземных проходческих комплексов
  • Геонавигация — управление процессом бурения с целью ориентирования ствола скважины в заданном интервале пласта горных пород

Морская навигация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Основные навигационные приборы для расчёта курса

Морска́я навига́ция — раздел навигации, изучающий судовождение, разрабатывающий теоретические обоснования и практические приёмы вождения судов. Долгое время вождение кораблей обозначалось термином «навигация» (лат. navigatio, от лат. navigo — плыву на судне), но, в связи с развитием техники и появления дисциплин, изучающих маршруты объектов в воздушном и космическом пространстве, а также многих подразделов навигации, основанных на различных принципах определения местоположения в пространстве, навигация разделилась на множество подразделов, а морская навигация стала лишь одним из них. Также, в судоходстве до словосочетания

морская навигация сокращают период года с условиями, в которых возможна морская навигация.

Морская навигация зародилась в глубокой древности. К первым мореплавателям относят египтян (судоходство в Древнем Египте) и финикийцев, однако и другие народы того времени имели навыки путешествий по морю.

Основы морской навигации в современном понимании были созданы при начале использования магнитной стрелки компаса для определения курса судна. Первые упоминания об этом традиционно относятся к XI веку. Важным этапом развития навигации стало начало составления карт в прямой равноугольной цилиндрической проекции (Г. Меркатор, 1569), в более ранние времена в картографии не было единого стандарта. Большим шагом вперёд послужило изобретение в XIX веке механического лага — прибора, измеряющего скорость судна.

В конце XIX — начале XX веков успехи в развитии физики и исследовании электричества послужили основой создания электронавигационных и радиотехнических приборов судовождения.

В России первое учебное пособие по морской навигации было написано в 1703 году Л. Ф. Магницким, преподавателем «Школы математических и навигацких наук», основанной Петром I двумя годами ранее. Большой вклад в разработку морской навигации внесли и другие русские мореплаватели и учёные: С. И. Мордвинов, Л. Эйлер, М. В. Ломоносов и другие.

Кругосветные плавания и географические научные экспедиции способствовали дальнейшему развитию науки судовождения. Новый этап в развитии навигации и штурманского дела открыло изобретение радио.

  • Линкольн Пейн. Море и цивилизация. Мировая история в свете развития мореходства / Переводчик: Майгурова И.. — М.: АСТ, 2017. — 832 с. — (Цивилизация: рождение, жизнь, смерть). — ISBN 978-5-17-103238-8.

Навигация на Москве-реке начнется 24 апреля — Российская газета

Летняя пассажирская навигация на Москве-реке начнется 24 апреля. Как рассказал «РГ» глава столичной ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов, перевозить туристов и горожан будут около 130 теплоходов, причем их маршруты пройдут не только по центру города.

Дата открытия навигации, как рассказали в пресс-службе Канала имени Москвы, устанавливается распоряжением федерального агентства морского и речного транспорта. К обозначенному числу специалисты полностью подготовят шлюзы и заполнят их водой. Судовладельцы готовят к запуску теплоходы, законсервированные на зиму. В летний период бывает настолько много, что иногда на реке возникают даже заторы, как пробки на дорогах. Некоторые теплоходы превращаются на теплое время года в рестораны на воде, где желающие устраивают банкеты по разным поводам — у кого юбилей, а у кого свадьба. Этим судам спешить некуда — идут по реке, представляя возможность отдыхающим насладиться свежим воздухом. А вот туристические теплоходы идут по расписанию, их капитанам нужно уметь вовремя сориентироваться и прибыть вовремя, одновременно не забывая о безопасности.

Самыми популярными маршрутами скорее всего останутся традиционные, пролегающие по центральной части Москвы. Всегда востребована прогулка от Новоспасского моста до Воробьевых гор. Туристы любуются Кремлем, храмом Христа Спасителя, памятником Петру I. Особенно пользуется спросом это маршрут по вечерам в выходные.

Впрочем, не менее интересна и прогулка по югу столицы. Одна из компаний решила перевозить пассажиров между причалами в Марьине, Братеево и Коломенском — рядом с заповедником, судно сделает разворот. Кроме достопримечательностей Коломенского за полтора часа можно увидеть Братеевский каскадный парк и парк 850-летия Москвы. Кроме того, в этом году завершится реконструкция Северного речного вокзала, что дополнительно привлечет пассажиров. Пока о цене на будущий летний сезон перевозчики не говорят — продажа билетов еще не открыта. По предварительным прогнозам, тарифы вряд ли серьезно повысятся: в последнее время ассоциация судовладельцев отмечает падение рынка.

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Сергей Бабкин

Навигация — Сайт для моряков МОРЯКАМ.РФ

[title=Навигация] [description=Основы навигации] [keywords=Основы, навигации, для, моряков]

Система ограждения МАМС

Система ограждения Международной ассоциации маячных служб (МАМС) Система МАМС — единая система ограждения навигационных опасностей плавучими знаками, принята на конференции Международной ассоциации маячных служб (МАМС) в 1980 году. Система МАМС включает несколько типов знаков

Читать далее

протрактор

Протрактор — это инструмент для измерения или построения углов на чертежах. Существует несколько типов протракторов различной формы.

Читать далее

В Российской Федерации действует система адмиралтейских пятизначных номеров морских навигационных карт. Адмиралтейский номер присваивается каждой морской карте. Ставится адмиралтейский номер в углу карты. Номер состоит из пяти цифр. Ниже приведены значения каждой из этих цифр.

Читать далее

Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО). В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.

Читать далее

Морская навигационная карта – это карта, предназначенная для обеспечения задач судовождения. Картой называется изображение на плоскости части или всей земной поверхности. Навигационные карты применяются для графического учета движения судна во время плавания, на ней прокладываются курсы и пеленги на ориентиры.

Читать далее

Дисциплина «Навигация и лоция» решает задачу выбора безопасного и выгодного пути судна и обеспечения плавания по выбранному маршруту с учетом преобладающих гидрометео условий.

Читать далее

Речной транспорт — Википедия

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире). Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.

В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что, будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).

История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне (см. Коноводное судно).

В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.

Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы (например, песок), уголь, кокс, зерно и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.

Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). Баржи используются в основном для насыпных грузов.

Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов. Например, российские суда типа «Волго-Дон» имеют длину 138,7 м, ширину 16,5 м, осадку 3,5 м и грузоподъёмность 5000 тонн.

Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде. В Западной Европе довольно распространены (прежде всего во Франции, Бельгии и Нидерландах) сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами. Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзов и каналов, принятыми во Франции, и, следовательно, могут использоваться почти на всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша — длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией — 3,5 м. Пениш берёт на борт 300—400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек — мужа и жены, которые одновременно являются и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию (их дети учатся в интернатах).

Калоша на Разливе.JPG

Традиционные речные суда, даже современной постройки, отличаются низкой по современным меркам скоростью (редко более 25 км/ч), поэтому они не могут конкурировать на равных с автомобильным и железнодорожным транспортом. Поэтому крупные пассажирские суда в наши дни практически всегда используются для перевозки туристов (речные круизы), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение.

Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке могут развивать скорости до 80 км/ч, однако они отличаются высоким расходом топлива, а, следовательно, и высокой стоимостью перевозок.

Традиционные (без воздушной подушки или подводных крыльев) суда небольших размеров (так называемые «речные трамваи») используются в режиме общественного транспорта для городских и пригородных перевозок.

К таким судам относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.

В России в настоящее время существует единственное профессиональное отраслевое издание — международный журнал «Речной транспорт (XXI век)». Он является правопреемником старейшего транспортного журнала страны, учрежденного еще в октябре 1886 года — «Русское судоходство на реках, озерах и морях». Открываем первый номер и читаем: «Начиная издание журнала, являющегося единственным в Российской Империи по своей программе и главнейшей цели – способствовать развитию отечественного торгового судоходства на реках, озерах и морях, — считаем необходимым с полной искренностью высказать наши общие взгляды на предстоящее дело».

Журнал «Русское судоходство на реках, озерах и морях» существовал вплоть до 1918 года. На смену ему пришел журнал «Водный транспорт», сначала – печатный орган Главного управления, затем – Народного Комиссариата водного транспорта. 9 апреля 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о разделении ведомства на два наркомата. Народным комиссаром речного флота СССР был назначен легендарный Зосима Алексеевич ШАШКОВ (до этого – заместитель наркома водного транспорта и ответственный редактор журнала «Водный транспорт»). После этого журнал, еще под указанным названием, выходил до декабря 1940 года – уже как печатный орган двух наркоматов. Наконец, в январе 1941 года появляется современное название главного печатного издания речной отрасли страны.

2002 год был кризисным в жизни издания, тогда вышло всего 2 номера. По инициативе и при поддержке заместителя министра транспорта РФ, руководителя Государственной службы речного флота Николая Григорьевича СМИРНОВА была проведена реорганизация журнала. В редакцию приходит новая «команда» и с января 2003 года по сей день выходит в свет обновленное издание, соответствующее информационным технологиям XXI века – журнал «Речной транспорт( XXI век)». Современный журнал постепенно «завоевал» практически всю территорию России, затем – ряд стран СНГ, и недавно вышел на дальнее зарубежье – начал распространяться в Европейском Союзе. Эти успехи (да и само существование журнала) стали возможным лишь благодаря поддержке многих десятков наиболее авторитетных субъектов хозяйственной деятельности отрасли речного транспорта.

Водные GPS карты для навигации

В продаже специализированного магазина навигационных решений «Сусанин» появились карты водоемов России в формате совместимом с BlueChart g2 Vision производства компании Navicom.

Карты для GPS-навигаторов «Водоемы России» содержат наиболее свежую и полную информацию о водных просторах России. Компания «Навиком» планирует ежегодное обновление электронных карт. Только покупая карты «Дороги России» и «Водоемы России», Вы получите актуальную информацию для Ваших GPS-навигаторов.

Водные GPS карты для навигации -

Водные GPS карты для навигации —

Состав картографической информации

— Береговая линия
— Глубины и изобаты
— Навигационная обстановка
— Судовой ход
— Береговая инфраструктура, с возможностью поиска объектов.

Зона покрытия карты

Вы можете просматривать и загружать карты всех регионов, представленных ниже. Электронные карты поставляются на SD/MicroSD-картах памяти. Продукт протестирован и работает со всеми GPS навигаторами и картплоттерами Garmin.
Регион № 1. Рыбинское водохранилище. Картридж №1.
Регион № 2. Корпино – Дубна. (Река Волга, Углическое водохранилище). Картридж №2.
Регион № 3. Тверь – Дубна. (Река Волга, Иваньковское водохранилище). Картридж №3.
Регион № 4. Пестово – Дубна. (Канал им. Москвы, Пестовское и Икшинское водохранилища). Картридж №4.
Регион № 5. Водохранилища севера Московской области. (Канал им. Москва, Пироговское водохранилище, Учинское водохранилище, Аксаковский рукав, Пестовское водохранилище, Тишковский и Михайлевский рукава). Картридж №5.
Регион № 6. Москва – Пестово. (Канал им. Москвы, Химкинское и Клязьминское водохранилища). Картридж №6.

Водные GPS карты для навигации -

Водные GPS карты для навигации —

В настоящий момент реально доступны только водные карты первого региона – Рыбинское водохранилище
 

11 ноября 2007 г.

Водный транспорт Санкт-Петербурга — Википедия

В торговом порту Санкт-Петербурга

Водный транспорт Санкт-Петербурга — система перевозки пассажиров и грузов по рекам и каналам Санкт-Петербурга, а также по Невской губе.

История и возможности водного транспорта Санкт-Петербурга[править | править код]

Санкт-Петербург возводился Петром I в 1703 году как морской, портовый город. Требованием ко всем постройкам и районам города была максимальная доступность водным транспортом.[1][2] До строительства тракта Санкт-Петербург ↔ Москва транспортное сообщение с остальной Россией осуществлялось по Неве через Верхневоложскую водную систему.

В городе были возведены пристани, причалы, порты. Практически вся береговая линия имела различные причалы, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Все крупные предприятия города имели выход к воде.

По состоянию на начало XXI века город обладал большим количеством пристаней, причалов и портов. Раздельно осуществлялось пассажирское и грузовое морское сообщение, речное прогулочное, пассажирское и грузовое сообщение, речная связь с другими городами.

Акватория Санкт-Петербурга допускает круглогодичную навигацию. С конца ноября — начала декабря и до конца марта — начала апреля Невская губа в прибрежных районах покрыта льдом. В этот период движение судов обеспечивается с помощью ледоколов.

На территории Санкт-Петербурга находится несколько морских портов. Основным и старейшим из них является порт Санкт-Петербург.

Система морских грузовых портов Санкт-Петербурга[править | править код]

Всеми морскими перевозками занимается Большой порт Санкт-Петербург, который обеспечивает организацию торгового мореплавания в морском порту Санкт-Петербург и за его пределами в установленных зонах ответственности Российской Федерации.

Пассажирское судоходство[править | править код]

Пассажирское морское сообщение осуществляется паромными и круизными судами. В 1982 году для приема морских судов был открыт Морской вокзал. Однако поскольку заход судов в пассажирский порт Петербурга затруднен, некоторые суда прибывали в торговый порт.

В 2006 году в ходе реализации проекта «Морской Фасад» было начато строительство нового круизно-паромного комплекса на намывных территориях Васильевского острова.[3][4]. Первое судно прибыло в новый порт в сентябре 2008 года[4]. По состоянию на 2011 год, с терминала регулярно отправляются круизные суда, а также паромы Princess Maria и SPL Princess Anastasia.

Также в период с 1969 по 2011 годы существовала местная паромная линия между Ломоносовом и Кронштадтом. Из порта Ломоносов по этому маршруту ходили 2 парома ледокольного типа «Андрей Коробицын» и «Николай Каплунов», при этом паромное сообщение производилось круглогодично. Переправа работала вплоть до февраля 2011 года и была прекращена из-за повреждения корпуса парома «Андрей Коробицын».

Основная доля перевозок водным транспортом приходится на речные перевозки по Неве, связывающей город с Ладожским озером и являющейся конечным отрезком Волго-Балтийского водного пути. Обычно навигация на Неве открывается в середине апреля и закрывается в октябре — ноябре; в год по реке в среднем проходит около 7 тысяч судов[5]. Даты открытия и завершения навигации на Неве, а также часы разведения и сведения мостов определяются каждый год решениями федерального государственного учреждения «Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (ГБУ «Волго-Балт»). Пропускная способность Невы должна возрасти после завершения строительства Орловского тоннеля, который позволит увеличить время разводки мостов.

Судоходный сезон для малого судоходного флота в Санкт-Петербурге длится примерно с конца апреля по ноябрь.[6]

Сообщение река-море[править | править код]

Экскурсионные поездки по рекам и каналам[править | править код]

Нева между Троицким и Биржевым мостами

Развито малое судоходство по рекам и каналам Петербурга. Многочисленные прогулочные суда обслуживают туристов, предлагая экскурсии по водным артериям города. Мест посадки на прогулочные суда очень много, у каждого причала стоит множество теплоходов, катеров и моторных лодок.[6]

Существует два основных прогулочных направления:

  • Речная прогулка по Неве (обычный маршрут кольцевой — от Благовещенского моста до Смольного собора),
  • Прогулки по маленьким рекам и каналам.

Кроме этого, судоходные компании оказывают услугу составления индивидуального маршрута.[6]

Речные круизы по Северо-Западу и далее по России[править | править код]

Речной автобус[править | править код]

Нева между Троицким и Биржевым мостами Судно Hitek 85C на Приморской линии

С начала XXI века неоднократно совершались попытки по организации внутригородского водного транспорта. В 2004 году в Петербурге был запущен проект «речных автобусов». Эти суда ходили ежедневно по расписанию с остановками в красивых местах. На их маршруте находились причалы в Петропавловской крепости, канале Грибоедова у Невского проспекта, Строгановского дворца и Дворцовой пристани. При этом, по мнению экспертов отрасли, они использовались не как вид общественного транспорта, а пассажиры использовали их для речных прогулок.[6] В 2008 году открылось движение «Метеоров» до Кронштадта. В августе 2010 года система городских водных маршрутов включала уже 4 маршрута.[7] По состоянию на 2011 год аквабусы ходили по 5 линиям, однако в следующем году система была признана убыточной, произошло её сворачивание, и к 2014 году все линии, кроме Приморской, были упразднены. Линия будет работать по 29 октября 2014 года[8].

Также от пристаней у Эрмитажа, Медного всадника и Кунсткамеры в Петергоф ходят быстроходные суда на подводных крыльях — «Метеоры» и «Ракеты», которые не включены в систему городского транспорта (маршруты считаются туристическими).

Грузовое речное сообщение Санкт-Петербурга[править | править код]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *