Минприроды и Госдума готовят поправки в закон «Об охоте» — Рамблер/новости
Shutterstock/Fotodom
Зверские правила: Минприроды и Госдума готовят поправки в закон «Об охоте»Минприроды готовит концепцию нового эффективного подхода к охотхозяйству, заявил глава ведомства Дмитрий Кобылкин, выступая на заседании парламентской рабочей группы по совершенствованию правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. «Охота в России — это не только отрасль, в которой занято 30 тысяч профильных специалистов, не только более 4 миллионов охотников — это часть национальной культуры Российской Федерации, — подчеркнул он. — Для реализации норм закона об охоте Минприроды России с 2010 года издано порядка 60 нормативных правовых актов по совершенствованию законодательства. Этого явно недостаточно. Совершенствование отношений в сфере охотничьего хозяйства придаст импульс формированию объектов охотничьей инфраструктуры, позволит создать новые рабочие места, усилит привлечение инвестиций и, конечно, защиту биоресурсов».В свою очередь, парламентарии представили министру законопроекты, касающиеся охотхозяйственных соглашений, вольерной охоты и годового сбора за пользование объектами животного мира. Отрасль плохо отрегулирована, считают в Госдуме, и поэтому в обществе возникает так много спекуляций на эту тему.
Монолитный документ
Охотхозяйственное соглашение должно изменяться и пролонгироваться, как любое другое, считает член Совета Федерации Владимир Лебедев, в прошлом заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства. «На сегодняшний момент охотхозяйственное соглашение — это некий договор, который, по сути, нельзя никуда ни отнести, никак квалифицировать, — на него не распространяются положения Гражданского кодекса, он не подходит ни под какое лицензионное соглашение. Огромное количество охотпользователей говорит о том, что назрела необходимость определиться, что такое охотхозяйственное соглашение, возможно или невозможно вносить в него изменения. Я считаю, что это одна из ключевых позиций, которая влияет в том числе и на инвестиции, которые на сегодняшний момент и были, и должны поступать в охотничье хозяйство», — заявил сенатор. Кроме того, по его мнению, необходимо дать возможность пролонгации охотхозяйственного соглашения. На сегодняшний день это, наверное, единственная сфера, где продление соглашения вообще не предусмотрено для добросовестных пользователей, отметил он.Глава Минприроды поддержал предложение Лебедева. Охотхозяйственное соглашение не может оставаться монолитным документом на весь период его действия, заявил он.
Как и в других смежных отраслях, должен быть установлен порядок его пролонгации, причем на основании прозрачных и понятных критериев, которых должно быть минимальное количество.
«Чем больше критериев, тем больше появляется возможности у уполномоченных органов их по-разному интерпретировать. Поэтому, как по лесу, мы сделали два критерия: соблюдение лесохозяйственного регламента и выполнение обязательств по арендной плате. И то на основании двух этих критериев в субъектах, к сожалению, сейчас очень много возникает различного правоприменения, и мы сейчас унифицируем эту практику», — пояснил Кобылкин.
Скандальная тема
Депутат Госдумы Владислав Резник предложил решение нашумевшей проблемы уплаты годового сбора за пользование объектами животного мира. «Тема эта скандальная, конфликтная, неоднократно рассматриваемая в судах, и нет одинаковых решений — разные взгляды у разных ведомств. Здесь пора поставить точку», — заявил он.На сегодняшний день лица, заключившие охотхозяйственные соглашения, платят следующие платежи: единовременная оплата за право заключения соглашения, ежегодная плата по договорам аренды за предоставляемые лесные и земельные участки, сборы за пользование животным миром в соответствии с Налоговым кодексом.
Однако с 2016 года начала формироваться судебная практика, в соответствии с которой уполномоченные органы пытаются взимать с охотпользователей дополнительно так называемый годовой сбор за пользование объектами животного мира. Данный годовой сбор, как отдельный платеж, не определен ни в Налоговом кодексе, ни в Бюджетном кодексе, ни в каких законах, отсутствует порядок его определения, исчисления, оплаты, пояснил Резник.
Оплата всех лицензий за год — это и есть оплата за пользование объектом животного мира, пояснил он. Считать, что помимо платежей за лицензию существует еще какой-то отдельный годовой сбор, позволила неудачная формулировка в законе.
«С целью исключения разночтений и для формирования единообразной правоприменительной практики необходимо скорректировать нормы закона «Об охоте», в частности, статьи 27 и 42, а именно: исключить ссылки на платность в виде сборов за пользование объектами животного мира, устанавливаемые охотхозяйством в соглашении. Данные платежи могут устанавливаться исключительно Налоговым кодексом. Нет никакого годового сбора, а есть платежи, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, только так. Это поставит точку в бесконечных конфликтах», — считает Резник.
Тема вольерной охоты вызывает резонанс везде и всегда, сказал Николаев. Зачастую в обществе бытует абсолютное непонимание, что это такое. «В понимании людей вольер — это некая небольшая клетка в зоопарке, куда загоняют животных из леса и там их добивают», — рассказал депутат. По его словам, такие спекуляции рождает отсутствие какого-либо регулирования, поэтому нужно прописать в законе порядок ведения такой формы охотхозяйств, которые на самом деле занимают десятки, а иногда и сотни гектаров.
Необходимо четко расписать в законе, что такое вольерная охота и в каких условиях она проводится, поддержал депутат Максим Щаблыкин. Обязательно нужно добавить понятийный аппарат, например, добыча охотничьих ресурсов, и утвердить минимально возможные размеры вольеров.
Предъявите билет!
Депутат Николай Говорин рассказал об инициативе заксобрания Забайкальского края в части внесения изменений в ФЗ‑209, который касается выдачи и регистрации охотничьих билетов. «Эти билеты выдаются органами исполнительной власти бесплатно. И, к сожалению, отмечается такая тенденция в ряде субъектов Сибирского федерального округа и теперь Дальневосточного, что органы исполнительной власти несут все больше и больше расходы за выдачу этих документов в связи с тем, что значительная часть охотников теряет их или они приходят в негодность», — рассказал он.
Субъекты подсчитали эти расходы. Получилось: в Иркутской области за 2018 год на это потратили 2,3 миллиона, в Бурятии — 2 миллиона, в Забайкальском крае — практически 1,5 миллиона. Поэтому родилось предложение внести изменения, согласно которым за выдачу охотничьего билета уплачивается государственная пошлина. Размер должно впоследствии установить правительство РФ.Глава Минприроды поддержал инициативу. Законопроект вынесут на голосование в ближайшем будущем. Ко второму чтению стоит рассмотреть поправки, привязывающие стоимость охотничьего билета к проверке охотминимума, а министерство установит порядок и стоимость такой проверки знаний. Все рассмотренные инициативы будут доработаны и согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии РФ в течение месяца, сообщил по итогам заседания рабочей группы Николай Николаев.
Владельцев охотничьего оружия ждет несколько приятных нововведений
В Госдуме возобновили работу над законопроектом, который снимает ряд ограничений по приобретению, использованию и ремонту гражданского огнестрельного оружия. Документ в июле прошлого года внесла группа депутатов‑единороссов во главе с председателем комитета ГД по безопасности Василием Пискаревым. Поправки в закон «Об оружии» направлены на развитие отечественной оружейной отрасли и стимулирование развития стрелковых видов спорта, утверждают авторы. Предполагается, что в результате продажи такого оружия увеличатся на 100 тыс. единиц минимум.
Впрочем, это не очень большая цифра по сравнению с общим количеством оружия, находящегося сейчас на руках у населения (около 6,3 млн единиц). Поэтому ущерб общественной безопасности нанесен не будет, считают авторы законопроекта. Если он пройдет все этапы принятия без существенных изменений, то нарезное оружие станет доступнее, а ремонт официально разрешат проводить коммерсантам. Кроме того, депутаты хотят вернуть обязательный экзамен на знание охотминимума.
Продавать больше
Законопроект смягчает ограничения на общее количество приобретенного гражданского оружия: и гладкоствольного, и с нарезным стволом. Сейчас это пять единиц каждого вида (за исключением травматического), что необоснованно, учитывая специфику стрелкового спорта и охоты, а также значительный износ оружия, считают авторы. И предлагают увеличить его вдвое – до 10 единиц. «В настоящее время максимально возможным количеством единиц гражданского длинноствольного оружия владеют порядка 20 тысяч граждан, которые являются потенциальными приобретателями большего числа единиц такого оружия», – говорится в пояснительной записке.
Нововведение призвано увеличить продажи такого оружия без ущерба общественной безопасности. По подсчетам, производителям удастся дополнительно реализовать порядка 100 тыс. единиц. Это незначительное число относительно общего количества оружия, находящегося у граждан, подчеркивается в документе.
Поправки действительно поддержат отечественных производителей – массовый потребитель приобретает именно отечественное оружие, так как оно при вполне удовлетворительном качестве сильно выигрывает в цене у зарубежного, говорит председатель правления охотничьего клуба «Сафари» Леонид Сонин. При этом о накале криминальной обстановки речи не идет – для совершения преступления количество единиц не важно, достаточно всего одного ружья. В этом смысле гораздо важнее повышать уровень подготовки и ответственности владельцев, считает он.
Необходимо добавить поправку, позволяющую доверенному лицу совершать продажу оружия, считает управляющий партнер юридической группы «Яковлев и партнеры», член исполнительного комитета Федерации практической стрельбы России Андрей Яковлев.
«Бывает, что человек находится за границей – например, на длительном лечении – и не может быстро вернуться, чтобы сдать или продать свою коллекцию оружия. А ему срочно нужны деньги или срок лицензии истекает. Мы в федерации сталкивались с такими ситуациями», – пояснил он.
Также авторы законопроекта предлагают разрешить приобретать боевое ручное стрелковое оружие организациям, производящим патроны к нему. Действующий закон не позволяет им это делать.
Производители гражданского боеприпаса и так получают лицензии, которые свидетельствуют о прохождении ими всех необходимых проверок, указывают авторы законопроекта. Значит, можно доверить им и осуществление отдельных операций, связанных с оборотом оружия и патронов. Но не всем – перечень организаций, а также порядок и нормы приобретения ими оружия должно будет определить правительство РФ.
Нарезное сделать доступнее
Также предлагается сократить стаж владения гладкоствольным оружием, который необходим для приобретения оружия с нарезным стволом. Сейчас охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом могут приобрести только те охотники, которые не менее пяти лет непрерывно владеют гладкоствольным длинноствольным оружием. На практике это правило зачастую приводит к тому, что охотник, продавший гладкоствольное после покупки нарезного, еще одно нарезное оружие купить уже не сможет – стаж прервался, и все нужно начинать сначала.
Законопроектом предлагается дать право покупать оружие с нарезным стволом охотникам, не менее трех лет владевшим гладкоствольным оружием или уже имеющим в собственности нарезное оружие. Покупку можно будет осуществить также в течение года после продажи того или другого вида оружия.
Аналогичные поправки касаются спортивного оружия с нарезным стволом и охотничьего, приобретаемого для занятий спортом.
Трех лет вполне достаточно, чтобы научиться правильно обращаться с оружием, однако вводить какие-либо послабления в отношении нарезного оружия стоит максимально осторожно, отмечает Сонин. Дальность полета пули из него в сотни раз больше, соответственно, выше уровень опасности, поэтому такое оружие требует более осторожного и ответственного обращения.
«Существующие ограничения сдерживали бездумное владение нарезным оружием в основном как раз на охоте. Оно дает больше возможностей для поражения дичи на дальнем расстоянии, и процент добычливости становится выше, поэтому у охотника зачастую возникает азарт и чувство вседозволенности, а уровень самосознания и ответственности растет не всегда», – говорит Сонин.
К тому же до того, как нарезное оружие стало доступно массовому охотнику, было меньше и несчастных случаев на охоте. В советское время оно имелось у единиц, нужно было быть промысловым охотником или спортсменом, собрать кучу рекомендаций и характеристик.
Ремонт доверить малому бизнесу
Законопроект изменит и порядок ремонта и сервисного обслуживания гражданского и служебного оружия. Действующий закон разрешает делать это только производителям. Сейчас же законодатели хотят разрешить и ремонт, и сервис производить любым организациям, имеющим соответствующую лицензию. По сути, это узаконивание давно существующих практик. При этом владельцу, как и сейчас, потребуется получить направление в органах лицензионно-разрешительной работы. Это послужит действенной поддержкой малого и среднего бизнеса, заявляют авторы поправок.

Поправки в закон «Об оружии» облегчат жизнь спортсменам и компаниям, которые специализируются на ремонте оружия и сервисных услугах
API/Alamy Stock Photo/Vostock PhotoЧто касается сервисного обслуживания гражданского оружия, то сейчас это понятие вовсе не урегулировано. Предлагается установить, что к нему относятся чистка и смазка оружия, регулировка прицельных приспособлений и ударно-спускового механизма, замена комплектующих (за исключением основных частей) и «иные действия, на осуществление которых не требуется получения разрешения или лицензии». Этим смогут заниматься как сами производители, так и компании, имеющие лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием.
Изменения направлены не только на то, чтобы облегчить жизнь стрелкам, сделав мастерские доступнее, но и ликвидировать нелегальные компании, а деятельность сертифицированных контролировать, поясняет Сонин.
То же самое касается и сервисных услуг – сейчас их часто оказывают в профильных магазинах, но это формально не разрешено. Дело в том, что официально заниматься такой деятельностью нельзя, но она очень нужна владельцам оружия. Поправки должны урегулировать ситуацию и законодательно закрепить фактически сложившийся порядок.
В законопроекте недостаточно урегулированы положения, касающиеся ремонта неосновных частей оружия, отмечает Яковлев.
«Я считаю, что владельцам оружия стоит разрешить самостоятельно сменить, например, приклад. Такой ремонт можно доверить, например, и самозанятым – в присутствии владельца», – говорит он.
Увеличить емкость магазина
©Shutterstock/FotodomДепутаты предлагают снять ограничение по емкости магазина охотничьего оружия, используемого на учебных и тренировочных стрельбах и соревнованиях по стрелковым видам спорта. Сейчас оно установлено на уровне 10 патронов, исключение сделано лишь для спортивного оружия. Эти изменения затронут, например, соревнования по карабину в трех классах.
Действующие ограничения носят искусственный характер, считает Яковлев. В зависимости от класса оружия некоторые упражнения в соревнованиях по практической стрельбе могут требовать до 30 выстрелов. Иногда за одну тренировку спортсмен расстреливает до тысячи патронов. Для повышения спортивных результатов нужно иметь магазин большей емкости.
Предполагается, что поправки вступят в силу через полгода после официального опубликования – столько времени нужно лицензионно-разрешительным органам на организацию всех необходимых процедур. Законопроект уже поддержало правительство РФ, высказав при этом несколько замечаний. Так, необходимо более четко разграничить определения «ремонт гражданского оружия», «обслуживание гражданского оружия» и «сервисное обслуживание гражданского оружия». При этом следует уточнить перечень действий, входящих в понятие «сервисное обслуживание оружия», чтобы владелец спортивного оружия самостоятельно мог модернизировать неосновные части (изменять эргономику) в связи, например, с изменениями правил стрелковых видов спорта. И для адаптации под потребности спортсмена.
Однако в кабмине считают, что авторы законопроекта не привели достаточной аргументации необходимости сокращения срока непрерывного владения гладкоствольным оружием для приобретения права на покупку нарезного и для увеличения максимально разрешенного количества единиц оружия, приобретенного гражданином.
В мае комитет по безопасности рассмотрел законопроект и рекомендовал авторам доработать его с учетом замечаний правительства. Обновленная редакция будет готова уже осенью, после думских каникул, рассказали в комитете.
Возврат проверки охотминимума
Отдельным документом (изменения вносятся в статью 21 закона «Об охоте») депутаты предлагают вернуть обязательную проверку знания охотничьего минимума для получения охотничьего билета. Сейчас для этого достаточно всего лишь под роспись ознакомиться с требованиями охотминимума. На практике никакой проверки фактических знаний не происходит, что превращает процедуру в формальную роспись в журнале, указывают авторы поправок.
«Получение документа, позволяющего заниматься охотой с применением огнестрельного оружия, которое по своему предназначению представляет достаточно серьезную опасность, без изучения требований безопасности, правил охоты, основ биологии животных является недопустимым», – убеждены они. Порядок проведения проверки знания охотминимума должно установить правительство РФ. Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2020 года.
Изменения поддерживают сами охотники, а также представители общественных организаций. Возвращение обязательной проверки знаний правильно и очень важно, убежден Леонид Сонин.
«Это можно сравнить со знанием ПДД – можно научиться водить автомобиль, но выпускать человека на дорогу без проверки его реальных знаний просто опасно. Он может причинить вред не только самому себе и другим охотникам, но и окружающей среде, – пояснил он. – Общение вооруженного человека с объектами животного мира требует определенных и обширных знаний. Дисциплина в охотугодьях очень важна. Например, весна – период размножения, и охота в это время должна быть предельно ограничена. Не зря существует так много ограничений по добыче. Некоторые любители пострелять не могут отличить селезня от утки, а одна убитая весной самка – минус целый выводок».
Следует вернуть старые правила, считает Сонин, когда перед получением охотничьего билета кандидат должен был пройти обучение и год ходить на охоту со старшими товарищами и без оружия (это положение было записано в устав Росохотрыболовсоюза в 1978 году). И лишь после этого его допускали к теоретическим экзаменам и к стрельбе на стенде. Сейчас и порядок оформления охотбилетов, и система выдачи оружия изменились кардинальным образом, но это положение лучше бы вернуть. И экзамен должна принимать государственная комиссия, чтобы снизить возможность коммерческой заинтересованности.
Вернуть действенное, а не формальное изучение охотминимума крайне необходимо, согласен Яковлев. «К сожалению, случаи ранения соседних стрелков во время загонных охот не сокращаются – у начинающих охотников нет ни теоретических знаний, ни практических навыков», – утверждает он. По его мнению, без проверки знаний по безопасности и требований к проведению коллективной охоты охотника не следует допускать в охотхозяйство.
Предлагаемые изменения позволят снизить масштаб теневого бизнеса в сфере оружия и значительно облегчат жизнь добросовестных охотников, полагает юрист юридической компании «Глазунов и Семенов» Вадим Паутов. Вместе с тем положения о проведении проверки знаний охотничьего минимума и получении лицензий на сервисное обслуживание сторонними организациями могут содержать в себе коррупционные риски, отметил юрист. Необходимо четко отрегулировать обе процедуры и добиться максимальной прозрачности в их проведении.
В Минприроды обсудили новые правила охоты

фото: Fotolia.com
Прошло 9 лет со дня утверждения Правил охоты в Российской Федерации.
За это время многое изменилось.
В Правила регулярно вносили отдельные изменения.
Наконец, было решено кардинально их переработать и подготовить новый вариант для утверждения в Минюсте.
Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России провел огромную работу.
Были собраны предложения от специалистов охотничьего хозяйства и органов охотничьей власти субъектов Российской Федерации.
Представляя проект Правил, директор Департамента А.А. Филатов отметил, что по некоторым пунктам у регионов подчас были диаметрально противоположные мнения. Работа по подготовке документа велась около пяти месяцев.
В результате возник проект Правил охоты, который был вынесен на обсуждение научно-технического Совета.
В соответствии с законом, он будет опубликован в электронном виде на официальном сайте regulation.gov.ru для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
Рассматривался каждый пункт Правил. Члены Совета вносили свои замечания.
Первым пунктом дана расшифровка понятия охоты с учетом положений, предусмотренных ФЗ «Об охоте».
«Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами».
Были обсуждены многие злободневные проблемы охотничьего хозяйства, требующие изменения прежних Правил.
Например, резко увеличивается численность бурого медведя. Запрет зимней охоты и снижения охотничьего пресса на него постепенно привело к появлению медведей, не боящихся человека, а также агрессивно настроенных к нему.
Растет число трагических случаев встречи человека с медведем. Необходимо увеличить квоты добычи медведя и ввести соответствующие изменения в Правила охоты.
В последние годы резко возросла численность енотовидной собаки. В некоторых охотничьих хозяйствах она стала настоящим бедствием для дикой фауны. При определении мер борьбы с хищниками этого зверя надо приравнять к волку, шакалу и лисице.
Много вопросов возникло по пунктам, регламентирующим проведение коллективной охоты. Предлагается при коллективной охоте на копытных выписка одного разрешения и одной путевки, которая находится у ответственного лица.
А как быть при коллективной охоте на лисиц и зайцев? Мнения разделились.
По многочисленным просьбам регионов введен пункт, устанавливающий обязанность всех охотников на коллективной охоте на копытных, медведей, волков и шакалов носить специальную сигнальную одежду с повышенной видимостью красного, желтого либо оранжевого цвета, а на любой охоте в темное время суток носить такую же одежду со световозвращающимися (так записано в проекте) элементами.
По предложению М.А. Кречмара, «начало темного времени суток следует считать через полчаса после захода солнца». Так принято в других странах.
Обсуждали и использование на охоте световых устройств, тепловизоров и приборов ночного видения.
Сейчас их можно использовать только при охоте из засидок на копытных животных, медведей, волка и шакала, а также при доборе подранков. Применение их при охоте с подхода и других видах охоты было отклонено большинством голосов членов Совета.
В соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации, при установлении ограничительных мероприятий (карантина) для предупреждения распространения и ликвидации очагов африканской чумы свиней, запрещена добыча кабанов загоном, нагоном, с применением собак охотничьих пород, за исключением добора раненых кабанов.
Были введены также требования по охоте с метательным стрелковым оружием (луком и арбалетом).
Регламентирована охота на зайца-беляка, волка и шакала с применением петель.
В соответствии с предложениями регионов, уточнены сроки охоты на все виды охотничьих зверей и птиц.
Приведены в норму сроки и регламент охоты с собаками охотничьих пород.
Запрещается нахождение в охотничьих угодьях вне сроков охоты, предусмотренных настоящими Правилами, с собаками, не находящимися на привязи, за исключением нахождения с собаками охотничьих пород в зонах нагонки и натаски, которые определены в документах территориального охотустройства и (или) внутрихозяйственного охотустройства.
Нахождение с собаками, не находящимися на привязи, в зонах нагонки и натаски собак охотничьих пород, выделенных на территории закрепленных охотничьих угодий в соответствии с документами территориального охотустройства и (или) внутрихозяйственного охотустройства, осуществляется при наличии путевки.
Из прежних Правил убраны сроки натаски (теперь они круглогодичные, но только на участках нагонки и натаски). В этих участках охотиться в сроки охоты можно (ранее был запрет).
Были предложения и по оптимизации сроков весенней охоты и ее регламентации.
Каждый охотник может ознакомиться с проектом новых Правил охоты и внести свои предложения по их совершенствованию. Для этого надо зайти и зарегистрироваться на государственном портале regulation.gov.ru.
Сергей Фокин 13 декабря 2019 в 09:06
![]() Правила охоты в России снова меняют: Новый проект приказа о внесении изменений в Правила охотыМинприроды России представило доработанную редакцию поправок в Правила охоты в РФ, касающихся требований к охоте с собаками охотничьих пород и ловчими птицами, запретов охоты на отдельные виды животных, а также сроков охоты. ![]() Так, проектом планируется увеличить сроки охоты с собаками охотничьих пород. Одновременно из Правил охоты будут исключены нормы, касающиеся обучения (натаски и нагонки) собак охотничьих пород, а также обучения (вынашивания) ловчих птиц. Предусматривается установить запрет на нахождение в охотничьих угодьях вне сроков охоты, предусмотренных Правилами, с собаками, не находящимися на привязи. При этом для проведения в охотничьих угодьях обучения и испытаний собак предусмотрена возможность их нахождение в специальных зонах нагонки и натаски. Такие зоны должны быть определены в документах территориального или внутрихозяйственного охотустройства. Для компенсации ущерба охотничьим ресурсам при испытаниях, натаске и нагонке собак в специальных зонах предполагается запретить в них охоту, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, а также научно-исследовательской, образовательной деятельности. Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 01.09.2014 Адреса электронной почты для отправки участниками обсуждений своих заключений: dkondratyeva@mnr.gov.ru Почтовый адрес для отправки участниками обсуждений своих заключений: 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6 ![]() О внесении изменений в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Стало известно, какие изменения в законах ждут охотников этой осенью
«Человек, идущий в лес, должен знать, что такое Красная книга»
Два законопроекта об охоте были приняты во втором чтении на заседании Госдумы во вторник, 23 июля, а уже в среду, без сомнения, пройдут и третье. Согласно документам, размер годового сбора за пользование охотничьими ресурсами должен будет указываться непосредственно в охотхозяйственном соглашении, а закупать лекарства от эпидемий для диких животных станут ответственные органы государственной власти. Принятие этих правовых норм стало последним в сфере охоты в эту законотворческую сессию. Но, по мнению председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, осенью перед парламентариями встанут еще как минимум две важные задачи.
Первая — это поправки в регламент сдачи охотминимума. С их введением человек, желающий получить охотничий билет, должен будет сдать экзамены по биологии диких животных, требованиям правил охоты, а также технике безопасности при осуществлении охоты. Министерство природы уже подготовило проект, но пока процедура согласования в правительстве еще не окончена. Тем не менее эти изменения представители охотничьей отрасли ждут давно. Тема поднималась не единожды как на заседаниях профильного комитета Госдумы, так и на многочисленных «круглых столах».
— Мое мнение — необходимо ввести эту норму, — прокомментировал «МК» Николай Николаев. — Охотничий билет не должен быть просто ваучером на получение оружия. Мы не знаем целей того, кто таким образом вооружается. А если снова Керчь? (законодатель имел в виду бойню в колледже. — Прим. авт.) Помимо этого человек, идущий в лес, должен понимать, что его там ждет, знать, что такое Красная книга. Другой момент: сейчас непонятно, кто будет принимать такие экзамены и сколько все это будет стоить. Нам нельзя допустить, чтобы сдача испытаний на охотминимум превратилась в отдельный бизнес. Это может делать государство, но тогда понадобятся дополнительные средства на обучение чиновников. Целесообразнее будет использовать опыт соседей из Белоруссии, опираться на само охотничье сообщество. Например, введение саморегулируемой организации охотников, чтобы государство могло передать полномочия по приему экзаменов ей.
Немаловажной задачей на сессию станет для законотворцев и рассмотрение законопроекта о вольерной охоте. Пока общественность рисует себе достаточно жестокие картины, когда слышит это словосочетание. На самом же деле все иначе. Охотхозяйства сейчас вносят основной вклад в биоразнообразие. Они играют роль не только в сохранении ресурсов, но и приумножении их.
— Законопроект о вольерной охоте был переработан на днях, — рассказывает Николаев. — Основные вопросы, которые волнуют всех — это минимальные размеры вольеров, цель их создания и собственность. Если речь идет об истреблении или использовании природного ресурса, который является общегосударственным, — это одно. А если человек вырастил оленя — это его собственность, как баран или корова. Мы определили, что в вольерах должны быть только те животные, которые действительно являются собственностью. Когда охотник идет на охоту, он получает разрешение от государства добыть какое-то животное. По факту он получает разрешение сделать собственностью свою добычу. То есть не обязательно убивать это животное, можно начать его разводить. Привести в вольер площадью минимум 50 га, заботиться о нем и его потомстве.
Изменения в Правила охоты вынесены на общественное обсуждение
Правила охоты будут изменены
В связи с введением в действие новых форм бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов и в целях повышения проведения работ по живоотлову диких копытных животных Минприроды России планирует внести изменения в Правила охоты. В данный момент Проект приказа вынесен на общественное обсуждение. Можно принять участие и высказать свое мнение, направив письмо ответственому лицу.
Проект приказа «О внесении изменений в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512» предлагает:
- уточнить положения Правил охоты определяющих последовательность действий охотников в случаях добычи, или ранения охотничьих животных, а также в тех случаях, когда разрешения на добычу охотничьих ресурсов считается использованным;
- уточнить сроки, в течении которых допускается осуществление охоты на диких копытных животных в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов и в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.
Общественное обсуждение пройдет с 23 июня по 08 июля 2015. Участник обсуждения могут направлять свои предложения на электронную почту ldv@mnr.gov.ru или же письмом по адресу ул. Б. Грузинская, д. 4/6, Москва, 125993. ответственное лицо — Лихтин Дмитрий Владимирович. Контактный телефон ответственного лица: (499) 254-74-38
Проект приказа
О внесении изменений в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 16 ноября 2010 г. № 512
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г.
№ 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, № 23, ст. 2793; 2011, № 1, ст. 10; № 25, ст. 3530; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 50, ст. 7343; 2013, № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4034; № 52, ст. 6961; 2014, № 26, ст. 3377; № 42, ст. 5615) и с подпунктом 5.2.51.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088; № 49, ст. 5976; 2010, № 5, ст. 538; № 14, ст. 1656; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; ст. 4268; № 38, ст. 4835; 2011, № 14, ст. 1935; № 36, ст. 5149; 2012, № 7, ст. 865; № 11, ст. 1294; № 19, ст. 2440; № 28, ст. 3905; № 46, ст. 6342; № 51, ст. 7223; 2013; № 24, ст. 2999; № 30, ст. 4113; № 33, ст. 4386; № 38, ст. 4827; № 44, ст. 5759; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5944; 2014, № 2, ст. 123; № 16, ст. 1898; № 46, ст. 6370; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661), приказываю:
Внести в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512 «Об утверждении Правил охоты» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 года, регистрационный № 19704), с изменениями, внесенными приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 апреля 2012 г. № 98 (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2012 года, регистрационный № 24394), от 5 сентября 2012 г. № 262 (зарегистрирован Минюстом России 8 октября 2012 года, регистрационный № 25628), от 8 ноября 2012 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2013 года, регистрационный № 26743), от 10 декабря 2013 г. № 581 (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2014 г., регистрационный № 31761), от 4 сентября 2014 г. № 383 (зарегистрирован Минюстом России 27 октября 2014 г., регистрационный № 34455), от 29 сентября 2014 г. № 420 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2014 г., регистрационный № 34788), изменения согласно приложению.
Министр С.Е. Донской
Приложение
к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от «___» ___________ 20____ г. № ______
Изменения, которые вносятся в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512
1. Дополнить пунктом 3.8 следующего содержания:
«3.8. По истечении срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов, либо в случаях добычи указанного в разрешении количества охотничьих ресурсов, а также в случаях, когда в соответствии с настоящими Правилами разрешение на добычу охотничьих ресурсов считается использованным, в предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов сроки заполнить и направить сведения о добытых охотничьих ресурсах, предусмотренные разрешением на добычу охотничьих ресурсов, по месту его получения.».
2. Дополнить пунктом 18.1 следующего содержания:
18.1. Сразу после добычи копытного животного, до начала его первичной переработки и (или) транспортировки, охотник отделяет от разрешения поле «ДОБЫЧА» и заполняет раздел «Сведения о добыче копытного животного».
3. Пункт 19 изложить в следующей редакции:
«19. В случае ранения копытного животного охотник отмечает в разделе «Сведения о добыче копытного животного» дату ранения и дополнительно отделяет поле «РАНЕНИЕ», после чего осуществляется добор раненного животного.».
4. Пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. Охота на копытных животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, регулирования численности охотничьих животных и в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется в течение всего календарного года с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами.».
5. Дополнить пунктом 25.1 следующего содержания:
«25.1. Сразу после добычи медведя, до начала его первичной переработки и (или) транспортировки, охотник отделяет от разрешения поле «ДОБЫЧА» и заполняет раздел «Сведения о добыче медведя.».
6. Пункт 26 изложить в следующей редакции:
«26. В случае ранения медведя охотник отмечает в разделе «Сведения о добыче медведя» дату ранения и дополнительно отделяет поле «РАНЕНИЕ», после чего осуществляется добор раненного животного.».
Пояснительная записка
к проекту приказа Минприроды России «О внесении изменений в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512»
Проектом приказа Минприроды России «О внесении изменений в Правила охоты, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512» (далее – Проект приказа) предлагается уточнить положения Правил охоты определяющих последовательность действий охотников в случаях добычи, или ранения охотничьих животных, а также в тех случаях, когда разрешения на добычу охотничьих ресурсов считается использованным. Указанные изменения необходимы в целях гармонизации требований Правил охоты и содержания форм бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 29 августа 2014 г. № 379.
Кроме того, проектом приказа предлагается уточнить сроки, в течении которых допускается осуществление охоты на диких копытных животных в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов и в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.
В соответствии с положениями статей 22 и 23 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которые включают в себя сроки охоты, в том числе при осуществлении охоты на копытных животных.
Правилами охоты, в действующей редакции, установлено, что сроки охоты на копытных животных в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов и в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания и совпадают со сроками охоты в целях спортивной и любительской охоты на копытных животных.
В настоящее время живоотлов диких копытных животных осуществляется преимущественно с применением дистанционной химической иммобилизации. На эффективность воздействия применяемых для дистанционной иммобилизации препаратов большое влияние оказывает физиологическое состояние организмов животных, которое в свою очередь зависит от времени года. Успешность применения данного метода, в том числе и минимизация доли погибших при отлове животных, напрямую зависит от климатических условий, в первую очередь наличия устойчивого снежного покрова, обеспечивающего быстрый поиск обездвиженного животного и возможность его дальней транспортировки в новые места обитания.
Однако иммобилизация и живоотлов диких копытных животных в период с 1 октября по 31 декабря отрицательно сказывается на качестве этих работ. В первой половине этого периода у взрослых особей диких копытных животных из-за гона повышен гормональный фон, что делает менее эффективным воздействие иммобилизирующих препаратов на организм животного. В последнее десятилетие, вследствие климатических изменений, практически до конца декабря на территории европейской части России и в регионах юга Сибири отсутствует устойчивый снежный покров, что затрудняет поиск обездвиженных животных. Ограничение сроков охоты на диких копытных животных в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов и в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания только осеннее-зимним периодом также делает невозможным отлов молодых особей в возрасте до 6 месяцев.
Таким образом, в целях повышения проведения работ по живоотлову диких копытных животных при осуществлении охоты в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов и в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания предлагается внести в Правила охоты, дополнения, которые позволят эффективно осуществлять живоотлов диких копытных животных в указанных целях в течение календарного года.