Тойминцы кто это — Все карты мира
Башкиры
Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».
На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.
Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.
По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.
На этом версии происхождения башкирского народа не ограничиваются. Увлеченный филологией и археологией, общественный деятель Салават Галлямов, выдвинул гипотезу, согласно которой предки башкир когда-то вышли из древней Месопотамии и через Туркменистан достигли Южного Урала. Впрочем, в научной среде эту версию считают «сказкой».
Source: russian7.ru
Почитайте еще:
Народ тойминцы краткие сведения — Все карты мира
Содержание статьи:Ненцы
Северный народ – проживает на побережье Северного Ледовитого океана. Те, кто расселены в Архангельской области, называются европейскими ненцами, а народы, проживающие в Тюменской области и Красноярском крае – сибирские ненцы. Малочисленные ненецкие поселения есть в Ханты-Мансийском округе, в Республике Коми и Мурманской области. В России насчитывается около 41 тысячи ненцев. Большая часть из них проживает на Ямале (около 27 тысяч). Основной язык – ненецкий.

История ненецкого народа
В летописном труде монаха Нестора есть упоминание о далеких племенах Севера – ненцах. В России в старину ненцев называли непривлекательным словом «самояды», что означало «поедающие сами себя». Дикие обряды людоедства, по одной из версии, были обычным делом у северных племен. Предки ненцев не видели ничего дурного, если тело их слабого соплеменника шло в расход к остальным нуждающимся жителям. Мало того, приносивший себя в жертву, человек считался счастливцем. Он освобождал потомков от ухода за больным и слабым, давал им дополнительное пропитание. Варварский, на наш взгляд, ритуал отцеубийства исполняли под заклинания шаманов дети. После жертвоприношения тело шло на пропитание соплеменникам. Такой теории придерживаются не все историки, ведь «самояд» могло расшифровываться и как «сырояд», что обозначало поедание сырого мяса. В любом случае, мрачные догадки окутывают историю далеких северных племен.
Российская держава оказала сильнейшее влияние на развитие народов Арктики. В 16 веке здесь строятся городки и остроги. Среди них Березов, Обдорск и Сургут. Торговля с местными оленеводами пошла на пользу и русским, и ненцам. Быт ненцев существенно облегчился, потому что от русских к ним стали поступать изделия из металла, оружие, ткани.
Образ жизни ненецкого народа
По месту и роду занятий ненцев можно разделить на тундровых и лесных. В лесах проживает немного людей, около полутора тысячи. Их места расселения простираются вдоль рек Пур и Таз, а также в некоторых районах территории автономных округов. Остальная часть, а это большинство, для постоянного места жительства выбрали тундру в Ямало-Ненецком и в Ханты-Мансийской округах.
Предки ненцев контактировали с хантами, коми, энцами, русскими, поэтому в их культуре переплетены традиции других народов.
Олени для ненцев – это не просто животные, это образ их жизни, поведенческий характер, смысл существования. Про себя ненцы говорят, что они «дети оленя». На оленьих упряжках добираются до нужных мест, перевозят тяжелые грузы. Оленина спасает от голода, а шкурки идут на пошив верхней одежды. Когда пастбище для оленей опустошено, ненцы передвигаются по тундре дальше в поисках новых мест. Для перегона стада ненцам помогают собаки особой породы – оленегонные лайки. Рыбная ловля – еще одно занятие на Севере. Летом добыть рыбу можно с помощью сетей. Зимой в лунку на крючок приманивается рыба, а потом забивается острогами.
Мировоззрение ненцев представляет собой философию единения с природой. Смерти не придают особого трагического значения, считая, что дух умершего найдет себе новое пристанище. Усопших хоронят на родовых кладбищах, изготавливая для них специальный чум.
Добро пожаловать в чум!
Чум имеет конусную форму не случайно. Отверстие наверху символизирует связь с Солнцем и Луной. Чем богаче семья, тем просторнее их чум, а значит, его форма будет тупоконечной. В чуме есть священное место «си», предназначенное только для мужчин. В тайном ларце хранятся семейные реликвии, и как считают местные, святые духи. Внутри жилища нет мебели. Для младенцев приготовлена люлька с подстилками из оленьей шкуры и мха.
Женщины занимаются розжигом огня, готовкой и присмотром за детьми. Еда проста и незамысловата: жирная оленина, вареная рыба, грибы, ягодные морсы. До сих пор местные жители употребляют сырое мясо, свежую кровь оленя, деликатесом считаются необработанная печень и почки. Непривычная для нас еда спасает жителей суровых краев от авитаминоза. Оленью кровь даже добавляют в блины. Мужчины много время проводят в уходе за оленями. С охоты мужчины приносят диких зверей: мясо пойдет на угощение, а шкура и мех украсят одежду.
Source: goturist.ru
Почитайте еще:
ТОЙМИНЦЕВ — значение фамилии
Раскройте тайну фамилии ТОЙМИНЦЕВ (в латинском транслите TOYMINCEV) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.
Первая буква Т фамилии ТОЙМИНЦЕВ расскажет о характере
Страстность и сексуальность. Вам свойственны увлечения с первого взгляда, из-за этого по неосмотрительности возможны ошибки в выборе партнера. Во время Вашего кризиса среднего возраста это может сыграть свою негативную роль, когда Ваш избранник(ца) уйдет от Вас или откажется слушать нудные излияния по поводу Ваших проблем.Характерные черты фамилии ТОЙМИНЦЕВ
- единение с природой
- непостоянство
- отсутствие систематичности
- болтливость
- жизнестойкость
- проницательность
- страстность
- эмоциональность
- энергичность самовыражения
- впечатлительность
- миролюбие
- тонкая духовность
- заботливость
- застенчивость
- педантичность
- трудолюбие
- интерес к здоровью
- острый ум
- творческие амбиции
- большая эмоциональность
- таинственные волнения
- поиск идеала
- чувствительная творческая личность
- заносчивость
- притязания на лидерство
ТОЙМИНЦЕВ: число взаимодействия с миром «2»
Люди, числом взаимодействия с миром которых является двойка, редко переживают по мелочам. Они уверены, что любой конфликт можно уладить, а добрые отношения с оппонентом, даже несимпатичным и агрессивно настроенным – залог успеха в общем деле. В компании, где появляется «двоечник», любое дело становится общим — таково уж свойство этого человека; при этом, что немаловажно, он никому не навязывает свою волю, не вступает в ссоры, да и голос повышает лишь изредка. Друзей у «двоечника» немного, но все они, как правило, испытывают друг к другу искреннюю привязанность; кроме того, у человека двойки наверняка есть не один десяток приятелей и знакомых, которые обращаются к нему в случае малейших трудностей, но никогда не позволяют себе лишнего и не «садятся на шею».
«Двоечники» способны работать в любом коллективе и, чаще всего, влияют на него благотворно, сплачивая коллег и способствуя установлению неформальных отношений. Правда, руководству все же придется приглядывать за трудовым процессом, иначе в один прекрасный момент может выясниться, что человек двойки в одиночку выполняет всю работу, а остальные лишь дают ему советы – и не всегда, надо признать, толковые.
«Двоечники» — люди добрые и неравнодушные к чужим проблемам, из-за чего, порой, и страдают, становясь жертвой хитрых манипуляторов или вполне заурядных мошенников. При этом они неплохо разбираются в людях, всегда анализируют ситуацию, учитывают массу факторов, но совершенно забывают о логике, как только видят человека, которому нужна помощь.
Доброжелательность «двоечников» никогда не бывает навязчивой, их чувство такта и дипломатичность достойны подражания. Вряд ли кто-то сможет упрекнуть человека двойки в том, что он лезет не в свое дело, дает непрошенные советы и оказывает медвежьи услуги. «Двоечник» почти никогда не напомнит об оказанной помощи, но обычно все же ждет за нее благодарности. Просить такие люди не умеют, но своим близким доставляют немало беспокойства: они часто нуждаются в моральной поддержке, но не всегда могут объяснить, чего именно ждут от окружающих.
Настроение «двоечников» не отличается стабильностью: они стремятся к гармонии во всем, но понимают, что всеобщее счастье – явление редкое и недолгое, поэтому редко расстаются с ощущением внутренней тревоги и ожиданием неприятностей.
ТОЙМИНЦЕВ: число душевных стремлений «5»
Рожденные под влиянием пятерки с удовольствием провели бы всю жизнь в путешествиях и поисках своей мечты. С детства они чрезвычайно любознательны, однако в школе редко преуспевают ввиду своей непоседливости. Вот почему эти люди предпочитают учиться на собственных ошибках и выбирают практику, а не голословную теорию.
Даже если пятерочник живет в роскошной квартире, он довольствуется малым, не уделяя большого внимания бытовым удобствам. Его обитель сложно назвать уютной, а если уж она оказывается чистой, то точно не благодаря стараниям хозяина.
В юном возрасте люди, находящиеся под влиянием пятерки, стремятся добиться расположения окружающих, не забывая при этом о собственной свободе. После 30 они избегают отношений, потому что начинают быстро уставать от них. Их брак будет счастливым только в том случае, если партнер смирится с непостоянством пятерочника и будет в одиночку справляться со всеми возникающими проблемами.
Чего точно не стоит делать, так это пытаться перевоспитать человека пятерки или обременять его какими-либо требованиями. Амурные отношения играют огромную роль в его жизни. Срок у таких связей, как правило, недолгий, но они всегда наполнены искренними эмоциями и переживаниями.
Рожденным под воздействием пятерки очень важно выражать свои чувства, из-за чего многим их поведение кажется чересчур наигранным. Если в юности эти люди сталкиваются с непониманием, они уходят в себя, продолжая при этом надеяться на встречу с искренним человеком, который не будет скрывать своих чувств.
Несмотря на то что люди пятерки не особо вникают в денежные вопросы и нюансы даже самых интересных дел, им удается достичь успеха в работе, поскольку в наличии рассудка им точно не откажешь. Преисполненным уверенности в себе пятерочникам нравится выступать на публике, поэтому часто они выбирают адвокатскую деятельность, связи с общественностью или актерское поприще.
У них много знакомых, и, находясь в благоприятном расположении духа, эти люди проявляют себя как замечательные собеседники и деловые партнеры. Однако если пятерочник столкнулся с черной полосой в жизни, то он, как правило остается один в этот период, поскольку немногие способны вынести его вспышки гнева в таком состоянии.
ТОЙМИНЦЕВ: число истинных особенностей «6»
Когда на человека оказывает влияние шестерка, главной его целью в жизни становиться мир, покой и безмятежность. Причем для него важен не только покой душевный, личный. Для него имеет значение спокойствие близких людей, и даже порой совсем незнакомых. Такая потребность делает людей «шестерочников» очень ранимыми.
Ведь приходится переживать буквально за всех и вся. В отличие от большинства такие люди не стремятся разбогатеть, стать знаменитыми и успешными. Для них такие желанные для всех атрибуты счастливой жизни будут лишь источниками лишнего беспокойства и проблем.
Местожительство таких людей чаще всего небольшие уютные города, деревни и поселки. Жизнь в многомиллионном мегаполисе с толкотней и вечной спешкой не для них. Даже если они и будут жить в таком городе, комфортно им там не будет никогда. А вот неспешный уклад, с однообразными делами и заботами – то, что им нужно. Скучно им точно не будет.
Честолюбие и амбиции это не про людей под знаком шестерки. Главное для них это найти любимое дело, которое действительно приносит им удовлетворение. И вот тогда они реально могут добиться значительных успехов. Такие люди мечтатели, но при этом верят, что их мечты вполне можно претворить в жизнь. Поэтому даже неудачи не могут остудить их пыл. Пройдет время, и они снова попробуют осуществить свою мечту.
Иногда, такое упорство мешает в жизни. Ведь мимо них незамеченными могут пройти блестящие перспективы. Однако даже в этом случае «шестерочники» считают себя вполне любимчиками фортуны, и верят в лучшее. Даже сложная жизненная ситуация не заставит их растерять оптимизм и смотреть на мир через черные очки. Он убежден, что все плохое кончится, а награда за трудности не заставит себя ждать.
С человеком под знаком шестерки очень приятно общаться. В его доме всегда найдется место для гостей, в нем уютно и комфортно. Он отличный хозяин, но не делает из порядка и роскоши культа. Для него главное именно душевный комфорт, а вещи должны быть просты и удобны.
В заботе о своих родных такой человек иногда не знаете меры. И порой становится несколько назойлив. А вот о своих интересах он, к сожалению, иногда забывает.
Вам может быть интересно
Возможно вас это заинтересует
Болгары — Википедия
Болгары | |
---|---|
Современное самоназвание | българи |
Численность | 9 млн[21] |
Расселение | |
Язык | болгарский |
Религия | в основном — православие; также ислам, католицизм, протестантизм |
Входит в | южные славяне |
Родственные народы | македонцы |
Этнические группы | помаки, бессарабские болгары, банатские болгары |
Происхождение | союз семи славянских племён, северцы, смоляне, струмяне, тимочане, фракийцы, булгары |
![]() |
Болга́ры (болг. българи) — южнославянский[22][23][24]народ, возникший в эпоху раннего Средневековья в результате слияния булгар и славянских племён с остатками местного населения Балкан, прежде всего фракийцев. Своё название этноним получил от булгар. Основное население Болгарии. Живут также на юге Украины и Молдавии, в пограничных с Болгарией районах Северной Македонии, Греции, Сербии, Румынии, а также в США, Канаде, Южной Америке и Австралии. В 2011 году составляют 85% населения Болгарии.
Язык — болгарский. В основе письменности лежит кириллица.
Основная часть верующих — православные, имеются также мусульмане, католики и протестанты.
Болгарский народный танецБолгары проживают в Болгарии, США, странах Европейского союза, на Украине, в Молдавии, России (см. болгары в России), Сербии, Казахстане, Венгрии (см. Болгары в Венгрии) и в других странах. Общая численность около 7 млн.
См. также статью: Антропологические и генетические исследования болгар[bg]
Современные болгары возникли в результате смешения трёх существовавших ранее этносов: булгар, племён славян, обитавших на землях нынешней Болгарии, куда пришли булгары, и фракийцев, живших на тех же землях до прихода славян.
К началу октября 1917 года на территории Российской империи проживали около 300 тысяч болгар-колонистов (в основном, потомки тех, кто переселился в Россию в XVIII — первой половине XIX века, когда болгарские земли находились под властью Оттоманской империи), до 15 тысяч сезонных сельхозрабочих-«огородников» и свыше 1,5 тысяч военнопленных и интернированных[25].
Болгарские генетики, изучавшие митохондриальные гаплогруппы 13 человек из трёх некрополей в Болгарии, живших в VIII—X веках, выявили генетическое сходство между древними и современными болгарами. Митохондриальные гаплогруппы, аналогичные древнеболгарским, найдены в современных европейских и западно-евразийских популяциях[26]. Митохондриальная гаплогруппа H, имеющая у современных болгар частоту 41,9 %, выявлена у 7 из 13 прото-болгарских образцов. Крупное репрезентативное обследование существующих мужских линий в Болгарии показало, что гаплогруппы C, N и Q, характерные для алтайских и среднеазиатских популяций, присутствуют с незначительной частотой всего 1,5 %[27]. Наиболее распространенные субклады Y-хромосомных гаплогрупп у болгар это I2a1b-M423 (20,2%), E1b1b1a1b-V13 (18,1%), R1a1a-M17/M198 (10,0%), R1a1a1b1-M458 (7,5%), R1b1a2a-L23* (5,2%), I1-M253 (4,3%), J2b2-M241 (3,8%), J2a-M530 (2,4%), E1b1b1c1-M34 (1,9%), G2a2b2a1b-L497 (1,9%), J2a1-Page55* (1,7%), T1a-M70 (1,6%)[28]. Современные болгары показывают дополнительный слой кавказской примеси, которая отсутствует у балканского населения бронзового века (BAB), являющегося смесью ямных мигрантов и ранних европейских земледельцев (EEF). Кавказскую примесь у современных болгар удалось расколоть на три компонента. Самый сильный кавказский компонент, который отличает современных болгар от других балканских народов, был получен протоболгарами от алан салтово-маяцкой культуры. Минойский компонент современные болгары получили в основном за счёт обмена населением с Византией, а фракийский компонент бронзового века — через смешение с раннесредневековыми славянами[27].
Болгарский язык — относится к южной подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. Общее количество говорящих на болгарском языке в мире — более 12 миллионов человек.
На письме используется болгарский алфавит, основанный на кириллице. В нём отсутствуют буквы «Э», «Ы» и «Ё», а буква «Ъ» обозначает гласный звук [ɤ], близкий к безударному звуку в русском слове «табор».
В отличие от большинства славянских языков, в болгарском языке падежи почти исчезли, зато используются определённый, неопределённый и так называемый «нулевой» артикли.
Фонетика болгарской речи отличается более редким использованием палатализованных согласных в сравнении с остальными славянскими языками.
Лексически болгарский язык довольно близок к церковнославянскому и македонскому, и до сих пор содержит множество слов, которые считаются архаичными в восточнославянских языках.
Ввиду многовекового турецкого владычества, болгарский язык содержит много слов тюркского происхождения.
Болгарский язык — официальный язык Республики Болгария. На болгарском языке написана обширная художественная и научная литература. На бессарабской Украине и в Молдавии он является официальным языком болгарской общины.
-
Этническая карта европейской Турции, Гийом Лежан (1861)
-
Карта славянского мира, Иос Эрбан, 1868
-
Карта Генри Уилкинсона с 1876 года
-
Этническая карта европейской Турции в 1877 году, австро-венгерский консул Карл Сакс[en]
-
Венгерская этническая карта Европы, 1897
-
Карта A. Scobel, Андреес Хандатлас, 1908
-
Распространение европейских народов в 1914 году, согласно Л. Равенштейну
-
Швейцарская этнографическая карта Европы, опубликованная в 1918 году Юозасом Габрисом
-
Распределение преобладающих этнических групп в Болгарии в соответствии с переписью 2011 года
-
Распределение болгар в Румынии в соответствии с переписью 2002 года
-
Распределение болгар в Молдавии в соответствии с переписью 2004 года
- ↑ Ethnic composition: 2011 census
- ↑ Bulgarian in United States | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Ukraine | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Germany | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Spain | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in United Kingdom | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Moldova | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Italy | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Greece | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Russia | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Netherlands | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Canada | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Serbia | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Australia | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Sweden | Joshua Project
- ↑ Ethnic composition: 2011 census
- ↑ Bulgarian in Hungary | Joshua Project
- ↑ Ethnic composition: 2009 census
- ↑ Bulgarian in Czechia | Joshua Project
- ↑ Bulgarian in Ireland | Joshua Project
- ↑ Bulgarian | Joshua Project
- ↑ Slav | History & Facts (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения 6 января 2019.
- ↑ James Minahan. One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups. — Greenwood Publishing Group, 2000. — С. 134—135. — 808 с. — ISBN 9780313309847.
- ↑ Mikołaj Serafin. Cultural Proximity of the Slavic Nations (англ.).
- ↑ Болгарская группа РКП (б) // Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / редколл., гл. ред. С. С. Хромов. — 2-е изд. — М., «Советская энциклопедия», 1987. стр.70-71
- ↑ D Nesheva, S. Karachanak-Yankova, M. Lari, Y. Yordanov, A. Galabov. Mitochondrial DNA Suggests a Western Eurasian origin for Ancient (Proto-) Bulgarians // Human Biology Open Access Pre-Prints. — 2015-03-02.
- ↑ 1 2 Todor Chobanov, Svetoslav Stamov. Genetic evidence suggests relationship between contemporary Bulgarian population and Iron Age steppe dwellers from Pontic-Caspian steppe, 2019
- ↑ Sena Karachanak et al. Y-Chromosome Diversity in Modern Bulgarians: New Clues about Their Ancestry, 2013
- Болгары // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Болгары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Болгары // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- Болгары: очерк традиционной народной культуры. София, 1984.
- Болгары // Народы мира: историко-этнографический справочник / редколл., гл. ред. Ю. В. Бромлей. — М., «Советская энциклопедия», 1988. стр.105-107
- Болгары // Большая Российская Энциклопедия / редколл., предс. Ю. С. Осипов. том 3. — М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2005. стр.707-709
![]() | |
---|---|
Согласно переписи населения 2001 года[1] | |
Национальное большинство | Болгары (6 655 210 или 83,94% населения Болгарии) |
Крупные национальные меньшинства (1% — 10%) |
|
Малые национальные меньшинства (0,1% — 1%) |
|
Прочие национальные меньшинства (менее 0,1%) | |
происхождение народа, где и как живут, фото
Йеменцев называют арабами Йемена. Они являются основным народом, населяющим одноименное государство Йемен. За свою историю народ сформировал уникальные традиции и культуру, хотя во многом их жизненный уклад определяется исламом.
Где живут (территория)
Жизненный ареал йеменцев не слишком широк. В основном они проживают в Йемене и Саудовской Аравии. Небольшая часть живет в Великобритании.
История
История страны изобилует завоеваниями. Изначально цивилизация представляла собой объединенные общины, занимающиеся преимущественно земледелием. На территории современного Йемена сменилось несколько царств, а первые поселения возникли здесь в 1 тысячелетии до н.э. С приходом персов здесь создается провинция, принадлежавшая долгое время Сасанидам. 16 век стал переломным для страны — она оказалась под контролем османов. В течение нескольких веков Османская империя контролировала земли Йемена до тех пор, пока на юг не вторглись англичане. В итоге независимость страна обрела только в 1918 году. Причем с того времени и до 1990 года страна делилась на южный и северный Йемен, а сейчас обе части объединены и являются республикой.
Язык
В Йемене распространены следующие диалекты:
- Севернойеменский;
- Южнойеменский;
- Мехрийский;
- Хадрамаутский;
- Сокотрийский.
Таким образом, диалекты преобладают среди населения, хотя относятся к арабскому языку.
Жизнь
- Архаичность и сохранение старых традиций — две главные черты общественной жизни йеменцев. Самым почитаемым сословием считаются «сейиды», называющие себя потомками пророка Мухаммеда. Вместе с ними большим уважением пользуются «кади», которые воспринимаются в народе богословами. Землевладельцев называют «кабили».
- Торговцев, ремесленников, а также прочих людей йеменцы называют «слабыми». Они не могут быть кабили, а значит, не могут владеть землей. Зачастую «слабым людям» приходится подчиняться кабили, как вождям.
- На принадлежность к племени или конкретному сословию указывают особенности одежды и оружия. Большинство кабили хранило в домах оружие. Это не только автоматы, но и противотанковые гранатометы. Некоторые располагают легкой артиллерией.
- Большинство йеменцев занимается земледелием.
Более пригодными территориями для земледелия являются долины на юго-западе. Население северо-востока страны ведет кочевнический образ жизни и пасет стада. Заготовкой кофе занимаются в малых объемах — большинство кофейных плантаций было уничтожено в 1990 году, когда вспыхнула война. Одной из самых популярных культур для выращивания остается кат — вечнозеленый кустарник, весьма популярный среди местных из-за наркотических свойств.
Религия
99% местного населения являются мусульманами. Лишь малая часть исповедует иудаизм и христианство. Есть также небольшая община, исповедующая индуизм. Положение иноверцев достаточно сложное: государство не преследует их, однако и не обеспечивает защитой.
Около половины мусульман — шииты. Большая часть из них не является радикалами, а считает себя последователями Зейда ибн Али (именуется зейдитами).
Культура
Значительную роль в жизни йеменцев играет ислам. Население соблюдает нормы шариата, следует правилам, сложившимся еще при родоплеменном строе. Этот факт повлиял на культурный облик страны — здесь насчитывается множество мечетей и храмов. Примечательно отношение к науке.
Образование длительное время находилось во власти религиозных деятелей. Только вы последние десятилетия государство стремится вести политику просвещения и позволяет женщинам приобщаться к знаниям. Уровень грамотности в стране среди женского населения достаточно низкий — примерно 30% женщин умеет читать и писать, этот показатель среди мужчин несколько выше и достигает 70%. Университеты сосредоточены в городах Сана, Аден.
Наиболее развитый вид искусства Йемена — музыка. С давних времен музыканты и поэты почитаются в обществе, а в последнее время значительной популярности на этом поприще добились йеменские евреи. Литературные произведения Йемена считаются шедеврами и внесены в список ЮНЕСКО.
Традиции
Традиционный уклад в Йемене специфичен. Он резко отличается от других арабских стран в отношении к женщинам. Иерархия ценностей такова, что семья в ней является самым главным. Важную роль в жизни общества играют предводители общин, слово которых часто выше слова государственных деятелей.
В Йемене практикуется подбор невесты родителями жениха. Сам жених тоже имеет полное право выбирать женщину и даже покупать. Женщина обязана быть покорной мужу во всем, а в случае неповиновения он имеет право подать на развод.
Мужчины всегда жаждут наследников. Рождение девочки воспринимается без энтузиазма. Из-за этого женщине часто приходится воспитывать ребенка-девочку одной и оставаться без внимания. Жена обязана спрашивать у супруга разрешения выйти на люди.
В Йемене сохраняется традиция продажи женщин. Это практикуется в отношении бедных семей, причем до сих пор распространены случаи продажи несовершеннолетних. Родители сами назначают сумму и инициируют брак. Привилегии женщине будут дозволены только после рождения сына.
В последние годы правительство пытается изменить традиционные устои и дать женщинам больше свобод. Однако переменам препятствуют родоплеменной строй и главенствующая роль «вождей».
Свадьба
Свадьбы проводятся в традициях исламских обрядов. Руки и ноги невесты должны быть разрисованы хной, служащей ритуальным благовонием и обеззараживающим средством. Когда невеста выходит к гостям, над ее головой должны держать Коран и бахор — небольшую вазу с благовониями. Одновременно читают молитвы и мантры. На сам праздник устраивают обед. К столу приглашают родственников и соседей. Основным блюдом является рис с бараниной. Расходы на празднество, а также подготовку невесты в салоне красоты оплачивает семья жениха.
Еда
В йеменской кухне есть множество морепродуктов. Самым популярным блюдом является шурпа. В блюда постоянно добавляют приправы. Большим спросом пользуются салаты, хумус.
Одним из лучших, по мнению самих йеменцев, национальных блюд можно считать сальту. Это блюдо готовится из курицы в казане. К нему подают чечевицу, кориандр, бобы.
Фарш замешивают с различными специями, чтобы получить араду.
Второе место после шурпы в рейтинге популярности занимает ханид — мясо ягненка с рисом.
Йеменцы редко используют соусы, предпочитая приправы и специи. Соусы принято заменять растительным маслом и уксусом. В повседневной жизни йеменцы пьют чай, а на празднике позволяют себе мокко — довольно дорогой кофе, который раньше был доступнее из-за широкой распространенности кофейных плантаций. В мокко добавляют имбирь, кориандр и пьют вместе со сладостями.
Внешность
Одежда
Йеменцы носят довольно простую одежду. В основном это рубашки и пиджаки. Голову мужчины закрывают плотной материей белого или красно-белого цветов, на ноги надевают сандалии.
Особым предметов национального костюма является джамбия — ритуальный кинжал, имеющий характерную форму лезвия, подобную искривленному когтю. Ширина джамбии довольно велика, а в длину кинжал может достигать 20 см, что делает оружие внушительным. Мальчики с детства мечтают о таком оружии, а еще более почетным считается изготовление ритуального кинжала. Некоторые мужчины становятся подмастерьями в 16 лет и регулярно выполняют заказы на изготовление джамбии.
Кинжал носят на красивом поясе в ножнах. Это своеобразный способ показать статус. Фанатизм вокруг джамбии настолько велик, что йеменские мужчины часто говорят: «Без кинжала чувствую себя неодетым». В наши дни правительство Йемена начинает вводить запреты на ношение такого оружия, что вызывает массу недовольств. Тем не менее некоторые мужчины уже начали носить пояс с ножнами, но без кинжала. Одновременно от джамбии не стремятся избавляться — кинжал можно хранить дома, с гордостью демонстрируя гостям. Богатые йеменцы хранят целые коллекции, которые передают по наследству. По преданию, рукоятка кинжала выполнялась из рога носорога, хотя такой факт кажется сомнительным, поскольку на территории Йемена эти животные встречались нечасто. Самыми дорогостоящими экземплярами джамбии являются те, что были изготовлены более 100 лет назад. Подобное ритуальное оружие не продают, ведь оно имеет сугубо духовную ценность, хотя некоторые коллекционеры готовы предлагать за него десятки тысяч долларов США. Форма джамбии неслучайно является кривой — прямой кинжал мог бы ранить мужчину во время свадебного танца.
как в Сибири появился этот народ — Рамблер/новости
Место обитания во многом определяет особенности домашнего быта, уклада и способы ведения хозяйства людей. Климат и природные условия оказывают большое влияние на их жизнь. В Сибири, например, есть такой малочисленный народ, как чалдоны. И хотя его представители являются потомками русских переселенцев, их обычаи и традиции после переезда стали заметно отличаться от тех, что соблюдали их предки. Как же выходцы из европейской части нашей страны стали чалдонами?
Кто они такие?
Чалдоны — это потомки русских, прибывших на обширные сибирские территории в период конца XVI — XVII столетия. В настоящее время представители этой малочисленной этнической группы живут в отдаленных деревнях. И их самобытная культура нуждается в сохранении. Например, в Новосибирске работает государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны». Примечательно, что многие представители этой народности были язычниками. Первые русские переселенцы в красных углах своих избушек устанавливали статуэтки различных божков. Потом они массово приняли христианство под влиянием усилившегося потока мигрантов из России.На смену божкам пришли православные иконы, но определенные пережитки языческих верований сохранились у первых русских переселенцев до сих пор. Возможно, из-за постоянного общения с соседями — коренными народами Сибири. Многие исследователи замечали среди икон в красных углах чалдонских избушек небольшие статуэтки идолов, вырезанные из костей различных животных.
Эти люди часто противопоставляли себя русским, перебиравшимся в Сибирь намного позднее их. Они сторонились ссыльных, каторжан, беглых крестьян и прочих выходцев из европейской России, живя своим устоявшимся веками укладом.
Странное слово «чалдон»
Этимология слова «чалдон» вызывает споры среди лингвистов и по сей день. Сами представители этой народности называют четыре основные версии происхождения этнонима:
чалдон — это человек с Дона;
чалдоны — это люди, прибывшие на челнах с Дона;
чалдон — это человек с реки, ведь слово «дон» в переводе со скифо-сарматского языка означает «река»;
чалдоны — это выходцы из местности, располагающейся между рекой Чалкой (Чалой) и Доном.
Все версии имеют право на существование, тем более что чалдонские деревушки действительно стоят на берегах рек.
Отдельные лингвисты считают, что слово «чалдон» имеет монгольское происхождение: заимствовано из некого местного сибирского диалекта. Например, на это указывал известный филолог Владимир Иванович Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка.
Другие специалисты полагают, что название народа возникло от слова «челядь» (слуги). Дескать, они — потомки беглых крепостных крестьян.
Происхождение народа
Сами чалдоны уверены, что они пришли на свои земли раньше, чем казаки атамана Ермака Тимофеевича (1532-1585 гг.), которого называют легендарным завоевателем Сибири. Вероятно, некоторые русские переселенцы действительно мигрировали за Урал и далее на восток еще во времена княжеской Руси. На это указывает жизненный уклад людей, сохранивших языческую веру далеких предков, хотя и влияние казацких обычаев на быт и мировоззрение чалдонов отрицать нельзя.
Внешний вид представителей данного народа мало отличает их от русских. Это типичные европеоиды, у них светлые глаза. Правда, отдельные черты коренных народов Сибири в облике чалдонов все же проступают. Не случайно более поздние переселенцы иронично называли этих людей «желтопупыми».
Лица типичных представителей данного народа шире и смуглее, чем у русских. А их голубые и зеленые глаза в детстве бывают узкими, отдельные монголоидные черты в их облике проявляются и в зрелые годы.
Соседи считают чалдонов упрямыми людьми. Они, как правило, медлительны, добросовестны и независимы.
По мнению большинства ученых, этногенез чалдонов происходил на основе русских переселенцев (язычников и старообрядцев), казаков атамана Ермака Тимофеевича, беглых людей с Дона и представителей коренных народов Сибири.
Обычаи и традиции
Изначально чалдоны занимались рыболовством, охотой и другими промыслами. Это они первыми начали строить небольшие домики, так называемые заимки. Там для случайных путников оставляли небольшой запас провизии и спички, чтобы можно было отдохнуть и перекусить по дороге. Впоследствии обычай обустраивать в тайге охотничьи заимки переняли у чалдонов другие народы Сибири.
Их незамужние девушки носили белые и красные платки, а женщины — черные с вышивкой. Показаться в обществе без платка считалось недопустимым. А если волосы еще и не заплетены в косу, то это уже позор.
У большинства народов России принято было усаживать гостей на самые почетные места за столом, выказывая им особое уважение, у чалдонов же все не так. Даже если гостем являлся начальник, его положение было ниже, чем у хозяина дома и уважаемого члена местной общины (соседа). Вероятно, такой обычай сложился из-за неприятия чалдонами более поздних переселенцев из России, пришлых людей: каторжников и бродяг, которые воспринимались коренными сибиряками как гости на их земле.
Вообще, чалдоны живут общинами, для них характерен приоритет коллективных нужд над частными потребностями отдельного человека.
Одной из наиболее отличительных особенностей этого народа является жесткое разделение гендерных ролей. Мужчина не имеет права даже заходить на женскую половину избы, брать в руки предметы кухонной утвари, чтобы «не осквернить» их своей энергетикой. То же самое касается и женщин. Они не могут прикасаться к молоткам, топорам, косам и другим предметам, относящимся к мужскому обиходу.
Нередко возле кухни устанавливают бачок с водой, чтобы хозяин дома мог хотя бы попить самостоятельно. Очевидно, эта традиция своими истоками уходит к обычаям казаков, которые также четко разграничивают бытовые дела на мужские и женские.
Сибирский характер
Чалдоны всегда подчеркивают, что они никогда не были крепостными людьми. Вольность и личная свобода — краеугольный камень их самоуважения. Они не жалуют тех, кто угождает властям. Поговорка «Чалдон шапки не ломает» появилась неспроста.
Если представитель этого народа получает указание по работе от непосредственного руководителя, то он не спешит его выполнять, дабы не унизить свое достоинство. Поэтому создающееся иногда впечатление, что чалдоны ленивы, ошибочно.
Эти коренные сибиряки гордятся тем, что они — исконно русские, то есть потомки людей, которые перебрались на вольные земли еще до реформ, начатых царем Алексеем Михайловичем Романовым (1629-1676 гг.), в результате которых Русь превратилась в Россию.Манкурт — Википедия
Манку́рт — согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни[1][2].
В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своём родстве или наоборот, человека помнящего о таком родстве, но ненавидящего свой собственный народ[источник не указан 100 дней]. В этом значении слово «манкурт» стало нарицательным[3] и уже используется в публицистике[4]. В русском языке появились неологизмы «манкуртизм»[5], «манкуртизация», «деманкуртизация».
Слово, по указаниям лингвистов, возможно, сконструировано Айтматовым на основе местных корней.
Если сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к древнетюрскому munqul «неразумный, глупый, лишённый рассудка»[6]. В современном киргизском языке встречается слово munju в значении «калека» (без руки или рук, без ноги или ног), то есть изувеченный человек. В монгольском языке находим форму мангуу, фиксируемую в двух значениях: 1) тупой, глупый, слабоумный, 2) идиот, от которого образуется глагол мангуурах — «становиться глупым, тупым»[7].
Но данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно, слово манкурт могло образоваться и путём слияния двух древнетюркских корней man — «надевать пояс, опоясываться» и qurut — «высушенный», то есть человек, на голову которого надевается пояс и высушивается[8].
Согласно Айтматову, предназначенному в рабство пленнику обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной (шейной) части только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли, и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, собственные волосы продолжали расти и врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой.
Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.
В романе рассказывается о том, как молодого кочевника Жоламана, сына Доненбая, попавшего в плен к жуаньжуанам, сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он её не узнал. Более того, он убил её по приказу своих хозяев.
В тексте Айтматов даёт подробное определение образа:
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «Я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…
По указаниям исследователей[8], легенда имеет реальный фольклорный источник. Сам писатель в одном из интервью отмечает, что «в эпосе „Манас“, одном из величайших сказаний киргизской истории, сказании тысячелетней давности, энциклопедии духовной жизни моего народа, есть строки, в которых один угрожает другому в случае победы натянуть ему на голову шири — сыромятную верблюжью кожу — и этой страшной пыткой уничтожить его память, отнять прошлое. Кроме этих сведений, больше ничего ни в литературе, ни в фольклоре, не сохранилось».
По публикации в журнале «Наука и жизнь», это пример слова, введённого в русский литературный язык в недавнее время: манкурт — это человек, «который после мощного внешнего воздействия на свою психику забыл о своём прошлом и о прошлом своих предков, став одновременно покорным рабом своего хозяина. В последнее время это слово весьма широко употребляется, сохранив в своей содержательной части лишь информацию об утрате памяти о предках и потеряв важные части, сообщающие, что это, во-первых, произошло не само по себе, а в результате внешнего вмешательства и, во-вторых, это изменение превратило человека в раба своего хозяина»[9].
У других авторов[править | править код]
Константин Крылов «уточняет» «характерное» использование этого слова в 1980-х годах[10]:[значимость?]
Одной из самых странных черт этой самой «гласности» была, если кто помнит, странная зацикленность на прошлом — при полном игнорировании настоящего и будущего. Всем вдруг стало безумно важно, что же именно произошло тридцать, сорок, пятьдесят, и, в особенности, семьдесят лет назад. В журналах, выходящих миллионными тиражами, печатались Замятин и Набоков, а в университетских аудиториях спорили про «сталинизм», «троцкизм», и про то, насколько Ленин извратил Маркса. Печатались какие-то цифры с шестью нулями — количество «погибших от репрессий». Всё это подавалось как нечто сверхважное, суперактуальное, без чего «нельзя жить». Страна упивалась позавчерашними новостями, от которых голова у всех шла кругом. Для тех, кто не очень интересовался этими звоночками из прошлых веков, «вяликий пясатель» Чингиз Айтматов (помните такого персонажа?) придумал специальное слово «манкурт». Всякие «национал-возрожденцы» тогда очень любили это словечко.
Российский журналист, публицист Владимир Соловьёв о манкуртизме пишет:[11]
Стало модно пренебрежительно отзываться о своей Родине. Не о правительстве, а именно о Родине. Для меня эти люди не существуют. С ними не о чем говорить. Они — генетическая мутация. Историческая память, уважение к памяти предков — для них пустые слова. Конечно, они дышат, ходят, едят и потребляют. Но людьми для меня не являются — манкурты. Прав был Чингиз Айтматов. Свою ущербность они проявляют агрессией — у них все виноваты, конечно, кроме них самих. Их довольно много и они считают, что количество их оправдывает.
- Олег Дивов употребляет его как синоним слова «зомби» («Молодые и сильные выживут», 1998).
- Сатирик Задорнов называет манкуртами «офисный планктон»[12].