1 Задание и условия эксплуатации
1.1 Задание
1.2 Условия эксплуатации
Ресурс машинного агрегата определяется по формуле
,
где Lh– ресурс агрегата, ч;
LГ – срок службы агрегата, годы;
tс – продолжительность смены, ч;
Lc – число смен.
Работа в одну смену, режим работы – нормальный, продолжительность смены tс = 8 ч.
.
Приняв время простоя агрегата 15% от ресурса, получим
.
Рабочий ресурс агрегата принимаем Lh= 20×103 ч.
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Условия работы и ресурс агрегата
Место установки | LГ,годы | Lс | tс,ч | Простой механизма | Lh,ч | Режим работы |
цех | 8 | 1 | 8 | 15% | 20×103 | Нормальный |
2 Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчет привода
2.1 Определяем общий кпд привода по формуле
,
где h2- кпд муфты;
h3- кпд закрытой червячной передачи;
h4- кпд открытой ремённой передачи;
h5 - кпд пары подшипников качения.
По таблице 2.2 [1, стр. 40] назначаем следующие значения КПД элементов двигателя: η1 = 0,98; η2 = 0,85; η3 = 0,97; η4 = 0,993.
.
2.2 Определяем мощность на валу рабочей машины по формуле
,
где Рм – мощность на валу рабочей машины, кВт;
F– тяговая сила шнека, кН;
V– скорость перемещения смеси, м/с.
.
2.3 Определяем мощность электродвигателяпо формуле
,
где Р*дв – мощность на валу рабочей машины, кВт;
Рм – мощность на валу рабочей машины, кВт;
hобщ- общий кпд привода.
.
2.4 Определяем частоту вращения вала рабочей машины по формуле
,
где nм – частота вращения вала рабочей машины, об/мин;
V– скорость перемещения смеси, м/с;
D – диаметр тарелки питателя, мм.
.
2.5 По таблице К9 [1, стр. 384] выбираем электродвигатель 4АМ100L4У3, для которого nд= 1430 об/мин и Рд= 4,0 кВт.
2.6 Определяем передаточное число привода по формуле
,
где nд – частота вращения вала двигателя, об/мин;
nм – частота вращения вала рабочей машины, об/мин.
.
2.7 Определим передаточные числа ступеней привода
Принимаем передаточное число закрытой передачи u2 = 10, тогда передаточное число открытой передачи найдем по формуле
,
.
2.8 Определяем мощности Рi, кВт, на валах привода по формулам
,
,
,
,
,
,
.
2.9 Определяем частоты вращения ni, об/мин, и угловые скорости ωi, рад/с, валов привода
. ,
.
, ,
. .
, ,
. .
. .
2.10 Определяем крутящие моменты на валах привода по формуле
,
где Ti – крутящие моменты на валах, Н·м;
Pi – мощности на валах, кВт;
ωi – угловая скорость вращения валов, рад/с.
,
,
,
.
Результаты расчетов сводим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Кинематические и силовые параметры привода
Тип передачи | Передаточное число, u | Частота вращения, об/мин | Угловая частота, рад/с | Мощность, кВт | Крутящий момент, Н·м | ||||
n1 | n2 | ω1 | ω2 | Р1 | Р2 | Т1 | Т2 | ||
Ременная передача | 2,32 | 1430 | 616,38 | 149,67 | 64,5 | 4,0 | 3,85 | 26,73 | 59,7 |
Червячная передача | 10 | 616,38 | 61,6 | 64,5 | 6,4 | 3,85 | 3,25 | 59,7 | 507,8 |
3 Расчет открытой плоскоременной передачи
3.1 Проектировочный расчет
3.1.1 Определяем диаметр ведомого шкива
Из условия долговечности для проектируемых кордшнуровых ремней d1≥ 70δ, мм, определяем
,
.
Полученное значение d1 , мм, округляем до ближайшего стандартного значения по табл. К40 [1, стр. 426]:
.
3.1.2 Определяем диаметр ведомого шкива d2 , мм
,
где u1 – передаточное число открытой передачи [см. табл. 2.1];
ε= 0,02 – коэффициент скольжения.
.
Полученное значение d2 , мм, округляем до ближайшего стандартного значения по табл. К40 [1, стр. 426]:
.
3.1.3 Определяем фактическое передаточное число uф и определяем его отклонение Δu от заданного u по формулам
,
,
,
.
3.1.4 Определяем ориентировочное межосевое расстояние а, мм
,
.
3.1.5 Определяем расчетную длину ремня l, мм
,
.
Полученное значение l, мм, округляем до стандартного значения
.
3.1.6 Уточняем значение межосевого расстояния a, мм, по стандартной длине l
,
.
3.1.7 Определяем угол охвата ремнем ведущего шкива α1, град, по формуле
,
.
3.1.8 Определяем скорость ремня v, м/с, по формуле
,
где [v] = 35 м/с – допускаемая скорость.
.
3.1.9 Определяем частоту пробегов ремня U, с-1
,
где [U] = 15 c-1 – допускаемая частота пробегов;
v – скорость ремня, м/с;
l – стандартная длина ремня, м.
.
3.1.10 Определяем окружную силу, передаваемую ремнем
,
где Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H;
Pд – номинальная мощность двигателя, кВт [см. табл. 2.1];
v – скорость ремня, м/с.
.
3.1.11 Определяем допускаемую удельную окружную силу
,
где [kП] – допускаемая удельная окружная сила, Н/мм2;
[k0] – допускаемая приведенная удельная окружная сила, Н/мм2;
Cθ – коэффициент угла наклона линии центров шкивов к горизонту;
Сα – коэффициент угла охвата α1на меньшем шкиве;
Сv – коэффициент влияния натяжения от центробежной силы;
Сp – коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы;
Сd – коэффициент влияния диаметра меньшего шкива;
СF – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между кордшнурами и уточными нитями плоского ремня.
По таблице 5.2 [1, стр. 78] назначаем следующие значения коэффициентов: Cθ = 1; Сα = 0,96; Сv= 0,95; Сp= 1; Сd= 1,2; СF= 0,85.
По таблице 5.1 [1, стр. 77] назначаем допускаемую приведенную удельную окружную силу [k0] = 1,96 Н/мм2.
.
3.1.12 Определяем ширину ремня и шкива
,
где b – ширина ремня, мм;
Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H;
δ – толщина ремня, мм;
[kП] – допускаемая удельная окружная сила, Н/мм2.
.
Ширину ремня округляем до стандартного значения
мм,
мм,
где B – стандартное значение ширины шкива, мм.
3.1.13 Определяем площадь поперечного сечения ремня
,
где A– площадь поперечного сечения ремня, мм2;
δ – толщина ремня, мм;
b – ширина ремня, мм.
.
3.1.14 Определяем силу предварительного натяжения ремня
,
где F0– сила предварительного натяжения ремня, Н;
A– площадь поперечного сечения ремня, мм2;
σ0 – предварительное натяжение, Н/мм2.
По таблице 5.1 [1, стр. 77] назначаем значение предварительного натяжения σ0 = 2 Н/мм2.
.
3.1.15 Определяем силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня
,
,
где F1 – сила натяжения ведущей ветви ремня, Н;
F2 – сила натяжения ведомой ветви ремня, Н;
F0– сила предварительного натяжения ремня, Н;
Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H.
,
.
3.1.16 Определяем силу давления ремня на вал
,
где Fоп – сила давления ремня на вал, Н;
F0– сила предварительного натяжения ремня, Н;
α1 – угол обхвата ремнем ведущего шкива, град.
.
3.2 Проверочный расчет
3.2.1 Проверяем прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви
,
,
,
,
где σmax – максимальные напряжения в сечении ведущей ветви, Н/мм2;
σ1 – напряжения растяжения, Н/мм2;
σи – напряжения изгиба, Н/мм2;
σv – напряжения от центробежных сил, Н/мм2;
[σ]р – допускаемое напряжение растяжения, Н/мм2;
Здесь [σ]р = 8 Н/мм2.
F0– сила предварительного натяжения ремня, Н;
A– площадь поперечного сечения ремня, мм2;
Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H;
Еи – модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней, Н/мм2;
Здесь Еи = 90 Н/мм2.
δ – толщина ремня, мм;
d1 – диаметр ведущего шкива, мм;
ρ – плотность материала ремня, кг/м3;
Здесь ρ = 1100 кг/м3.
v – скорость ремня, м/с.
,
,
,
.
Результаты расчетов сводим в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Параметры плоскоременной передачи
Параметр | Значение |
Тип ремня | Прорезиненный ремень плоского сечения |
Межосевое расстояние а, мм | 982 |
Толщина ремня δ, мм | 2,8 |
Ширина ремня b, мм | 63 |
Длина ремня l, мм | 3000 |
Угол обхвата ведущего шкива α1, град | 165,5 |
Число пробегов ремня U, с-1 | 4,99 |
Диаметр ведущего шкива d1, мм | 200 |
Диаметр ведомого шкива d2, мм | 450 |
Максимальное напряжение σmax, Н/мм2 | 4,27 |
Начальное натяжение ремня F0, Н | 352,8 |
Сила давления ремня на вал Fоп, Н | 700 |
4 Расчет закрытой червячной передачи
4.1 Выбираем материал червяка и червячного колеса
В зависимости от передаваемой мощности по таблице 3.1 [1, стр.49] выбираем для червяка сталь 40Х, твердость ³ 45 HRCэ, термообработка – улучшение + закалка ТВЧ, полирование червяка для повышения КПД червячной передачи.
Для выбора материала зубчатого венца для червячного колеса определяем скорость скольжения по формуле
,
где Vs – скорость скольжения, м/с;
ω2 – угловая скорость тихоходного вала, 1/с;
u2 – передаточное число червячной передачи;
Т2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м.
.
Используя полученное значение скорости скольжения, по таблице 3.5 (1, стр.54) из группы II выбираем относительно дешевую бронзу БрА10Ж4Н4, полученную способом центробежного литья: [s]В= 700 Н/мм2;[s]Т = 460 Н/мм2.
4.2 Определяем допускаемые напряжения
4.2.1 Определяем допускаемые контактные напряжения по формуле из таблицы 3.6 [1, стр. 55]
,
где [σ]н – допускаемые контактные напряжения, Н/мм2;
Vs – скорость скольжения, м/с.
Т. к. червяк расположен вне масляной ванны, то значение допускаемых контактных напряжений необходимо уменьшить на 15%. Окончательно получим
.
4.2.2 Определяем коэффициент долговечности при расчете на изгиб
,
,
где KFL– коэффициент долговечности при расчете на изгиб;
N – наработка, циклы;
ω2 – угловая скорость тихоходного вала, 1/с;
Lh– ресурсагрегата, ч.
,
.
4.2.3 Определяем допускаемые изгибные напряжения по формуле из таблицы 3.6 [1, стр. 55] для нереверсивной передачи
,
где [σ]F – допускаемые изгибные напряжения, Н/мм2;
σВ – предел прочности, Н/мм2;
σТ – предел текучести, Н/мм2;
KFL– коэффициент долговечности при расчете на изгиб.
.
Результаты расчетов сводим в таблицу 4.1.
Таблица 4.1 – Механические характеристики червячной передачи
Элемент передачи | Марка материала | Dпред | Термообработка | HRCЭ | sВ | sТ | [s]Н | [s]F |
Способ отливки | Н/мм2 | |||||||
Червяк | Сталь 40Х | 125 | У+ТВЧ | 45…50 | 900 | 750 | – | – |
Колесо | БрА10Ж4Н4 | – | Ц | – | 700 | 460 | 208,3 | 106 |
по формуле из таблицы 3.6 (1. ности при расчете на изгиб
уле из таблицы 3.6 (1, стр.55)
4.3 Проектировочный расчет
4.3.1 Определяем главный параметр – межосевое расстояние по формуле
,
где аω – межосевое расстояние, мм;
Т2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м;
[σ]н – допускаемые контактные напряжения, Н/мм2.
.
По таблице 13.15 [1, стр. 312] полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего значения из ряда нормальных линейных размеров. В итоге получим
.
4.3.2 Выбираем число витков червяка z1.
z1 зависит от передаточного числа червячной передачи u2.
При u2 = 10 z1 = 4.
4.3.3 Определяем число зубьев червячного колеса
,
где z2 – число зубьев червячного колеса;
z1 – число витков червяка;
u2 – передаточное число червячной передачи.
.
4.3.4 Определяем модуль зацепления
,
где m – модуль зацепления, мм;
аω – межосевое расстояние, мм;
z2 – число зубьев червячного колеса.
.
Значение модуля округляем в большую сторону до стандартного
.
4.3.5 Из условия жесткости определяем коэффициент диаметра червяка
,
где q – коэффициент диаметра червяка;
z2 – число зубьев червячного колеса.
.
Полученное значение q округляем до стандартного
.
4.3.6 Определяем коэффициент смещения инструмента
,
где х – коэффициент смещения инструмента;
аω – межосевое расстояние, мм;
m – модуль зацепления, мм;
q – коэффициент диаметра червяка;
z2 – число зубьев червячного колеса.
.
По условию неподрезания и незаострения зубьев колеса значение х допускается в пределах . Т. к. это условие не выполняется, то варьируем значениями q и z2. Принимаем следующие значения
,
.
Повторно определяем коэффициент смещения инструмента
.
Условие выполняется.
4.3.7 Определяем фактическое передаточное число и проверяем его отклонение от заданного
,
,
где uф– фактическое передаточное число;
z2 – число зубьев червячного колеса;
z1 – число витков червяка;
u – заданное передаточное число.
,
.
4.3.8 Определяем фактическое значение межосевого расстояния
,
где аω – межосевое расстояние, мм;
m – модуль зацепления, мм;
q – коэффициент диаметра червяка;
z2 – число зубьев червячного колеса;
х – коэффициент смещения инструмента.
.
4.3.9 Определяем основные геометрические размеры передачи
4.3.9.1 Основные размеры червяка:
Делительный диаметр d1, мм
, .
Начальный диаметр dw1, мм
, .
Диаметр вершин витков dа1, мм
, .
Диаметр впадин витков df1, мм
, .
Делительный угол подъема линии витков γ , град
, .
Длина нарезаемой части червяка b1, мм
, , т. к.
.
4.3.9.2 Основные размеры венца червячного колеса:
Делительный диаметр d2, мм
Начальный диаметр dw1, мм
, .
Диаметр вершин зубьев dа2, мм
, .
Наибольший диаметр колеса dам2, мм
, .
Диаметр впадин зубьев df2, мм
, .
Ширина венца b2, мм, при z1 = 4
, .
Радиусы закруглений зубьев, мм
, .
, .
Условный угол охвата червяка венцом колеса 2δ, град
, ,
.
4.4 Проверочный расчет
4.4.1 Определяем коэффициент полезного действия червячной передачи
,
где γ – делительный угол подъема линии витков, град;
φ – угол трения. Определяется в зависимости от фактической скорости скольжения по таблице 4.9 [1, стр.74]
,
где vs– фактическая скорость скольжения, м/с;
uф– фактическое передаточное число;
ω2 – угловая скорость вала червячного колеса, 1/с;
d1 – делительный диаметр червяка, мм;
γ – делительный угол подъема линии витков, град.
,
,
.
4.4.2 Проверяем контактные напряжения зубьев колеса
,
где σН – контактные напряжения зубьев колеса, Н/мм2;
q – коэффициент диаметра червяка;
х – коэффициент смещения инструмента;
z2 – число зубьев червячного колеса;
аω – межосевое расстояние, мм;
К – коэффициент нагрузки. Принимается в зависимости от окружной скорости колеса.
T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м.
[σ]Н – контактные напряжения зубьев колеса, Н/мм2. Уточняется по фактической скорости скольжения по формулам таблицы 3.6 [1, стр.55].
,
где v2– окружная скорость колеса, м/с;
ω2 – угловая скорость вращения вала червячного колеса, рад/с;
d2 – делительный диаметр червячного колеса, мм.
,
,
,
.
Определяем недогрузку (перегрузку) передачи. Допускается недогрузка передачи не более 15% и перегрузка не более 5%.
,
.
Условие выполняется.
4.4.3 Проверяем напряжения изгиба зубьев колеса
,
где σF – напряжения изгиба зубьев колеса, Н/мм2;
YF2 – коэффициент формы зуба колеса. Определяется по таблице 4.10 [1, стр.75] в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса;
Ft2 – окружная сила на колесе, Н;
b2 – ширина венца червячного колеса, мм;
m – модуль зацепления, мм;
К – коэффициент нагрузки;
[σF ] = 106 – допускаемые напряжения изгиба зубьев колеса, Н/мм2.
,
где T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м;
d2 – делительный диаметр, мм.
.
,
где zv2 – эквивалентное число зубьев червячного колеса;
z2 – число зубьев червячного колеса;
γ – делительный угол подъема линии витков, град.
,
,
.
Результаты расчетов сводим в таблицу 4.2.
Таблица 4.2 – Параметры червячной передачи
Проектировочный расчет | |||
Параметр | Значение | ||
Межосевое расстояние аω, мм | 140 | ||
Модуль зацепления m, мм | 6 | ||
Коэффициент диаметра червяка q | 9 | ||
Делительный угол подъема витков червяка γ, град | 23,96 | ||
Угол обхвата червяка венцом 2δ, град | 91 | ||
Число витков червяка z1 | 4 | ||
Число зубьев колеса z2 | 39 | ||
Ширина зубчатого венца колеса b2, мм | 45 | ||
Длина нарезаемой части червяка b1, мм | 106,1 | ||
Диаметры червяка, мм делительный d1 начальный dw1 вершин витков da1 впадин витков df1 | 54 45,96 66 39,6 | ||
Диаметры колеса, мм делительный d2 =dw2 вершин зубьев da2 впадин зубьев df2 наибольший daм2 | 226 230 203,5 235 | ||
Проверочный расчет | |||
Параметр | Допускаемые значения | Расчетные значения | Приме-чание |
Коэффициент полезного действия η | 0,89 | ||
Контактные напряжения σН, Н/мм2 | 254 | 216 | Недо- грузка 14,9% |
Напряжения изгиба σF, Н/мм2 | 106 | 16,4 | Недо- грузка |
5 Нагрузки валов редуктора
5.1 Определяем силы в зацеплении закрытой передачи
Значения сил определяются по таблице 6.1 [1, стр.97]
Таблица 5.1 – Силы в зацеплении закрытой передачи
Вид передачи | Силы в зацеплении | Значение силы, Н | |||
на червяке | на колесе | на червяке | на колесе | ||
Червячная | Окружная | 2211 | 4340 | ||
Радиальная | 1579,6 | ||||
Осевая | 4340 | 2211 |
где T1 – вращающий момент на валу червяка, Н·м;
T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м;
d1 – делительный диаметр червяка, мм;
d2 – делительный диаметр червячного колеса, мм;
α = 20° – угол зацепления.
5.2 Определяем консольные силы
Значения сил определяются по таблице 6.2 [1, стр.97]
Таблица 5.2 – Консольные силы
Вид передачи | Характер силы по направлению | Значение силы, Н | |
Плоскоременная | Радиальная | 700 | |
Муфта на тихоходном валу | Радиальная | 5633,6 |
Схема нагружения валов червячного одноступенчатого редуктора
vunivere.ru
техническое задание на курсовую работу
Разработать привод к шнеку-смесителю 1, состоящий из электродвигателя 2, одноступенчатого редуктора 3 с цилиндрической передачей, соединенных между собой муфтами 4.
Кинематическая схема привода.
Исходные данные для проектирования.
1.Мощность на ведомом валу Р2 − 1,4 кВт;
2.Частота вращения ведомого вала n2 − 280 мин-1;
.Синхронная частота вращения вала электродвигателя nc − 1000 мин-1;
.Материал зубчатых колес и валов редуктора − конструкционная сталь 45, термообработка − улучшение.
.Срок службы привода Lh − 20000 час.
Содержание
Введение
. Выбор двигателя и кинематический расчет привода
. Выбор материала зубчатой передачи и определение допускаемых напряжений
. Проектный расчет зубчатой передачи
. Проверочный расчет зубчатой передачи
. Определение нагрузок на валах редуктора
. Проектный расчет валов редуктора и предварительный выбор подшипников качения
7. Эскизная компоновка редуктора
8. Расчетная схема быстроходного вала редуктора. Определение реакций в опорах. Расчет изгибающих моментов. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
. Проверочный расчет быстроходного вала
. Проверочный расчет подшипников быстроходного вала
. определение толщины стенки редуктора и его конструктивных элементов
. выбор масла и системы смазки редуктора
. расчет шпоночного соединения вала и его колеса
Список литературы
Введение
В данной курсовой работе мной рассчитывается привод рабочей машины − шнека-смесителя, с заданной мощностью и частотой вращения рабочего вала. Привод рабочей машины состоит из электродвигателя, зубчатого колесного редуктора и соединительных муфт.
Зубчатый редуктор предназначен для получения на рабочем валу необходимой частоты вращения и увеличения крутящего момента от двигателя, что позволяет применять двигатели с меньшей мощностью. Редуктор имеет достаточно большую надежность и долговечность.
Целью курсовой работы является определение параметров зубчатой передачи колесного редуктора. Рассчитываются диаметры валов по условию прочности, выбираются подшипники, определяются размеры корпуса редуктора и его элементов. Выбирается компоновка редуктора и система смазки.
На основании расчетов строится сборочный чертеж редуктора.
Конструктивные размеры стандартных элементов редуктора принимаются на основании ГОСТов.
1.ВЫБОР ДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
Определяем общий коэффициент полезного действия
где− коэффициент полезного действия закрытой передачи; = 0,97
− коэффициент полезного действия муфты; = 0,98
− коэффициент полезного действия подшипников качения;
= 0,99
Определяем требуемую мощность двигателя Рдв, кВт:
кВт.
Определяем номинальную мощность двигателя Рном, кВт :
,2 кВт 1,53 кВт.
Выбираем тип двигателя [1, стр.406, табл.К9].
Принимаем тип двигателя: 4АМ100L6У3 с номинальной частотой nном = 950 об/мин., как наиболее выгодный по мощности, передаточному числу и габаритам.
Определяем передаточное число для всех приемлемых вариантов типа двигателя:
Принимаем стандартное uзп = 4.
Определяем силовые и кинематические параметры привода
Мощность на валах Р, кВт:
Рдв = 1,53 кВт
кВт;
кВт;
кВт.
Частота вращения валов n, об/мин:
n1 = nном =950 об/мин;
об/мин;
nрм = n2 =238 об/мин.
Угловые скорости валов :
1/с;
=99,43 1/с;
1/с;
24,85 1/с.
Вращающие моменты валов Т, Н∙м:
;
Т1 = Тдв ∙∙ =15,39∙ 0,98 ∙ 0,99 =14,93 Нм;
=14,93∙ 4∙ 0,97 ∙ 0,99 =57,35 Нм;
=57,35∙ 0,98∙ 0,99 =55,67 Нм.
Силовые и кинематические параметры привода
Таблица 1
Силовые и кинематические параметры привода.
Тип двигателя 4АМ100L6У3; Рном = 2,2 кВт; nном = 950 об/мин.параметрпередачаПараметрВалзакрытая (редуктор)Двига-теляредуктораПривод-ной рабочей машиныБыстро-ходныйТихо-ходныйПередаточ-ное число U4Расчетная мощность Р, кВт1,531,481,421,38Угловая скорость , 1/с99,4399,4324,8524,85КПД 0,97Частота вращения n, об/мин950950238238Вращающий момент Т, Н∙м15,3914,9357,3555,64
. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Определяем твердость материала шестерни и колеса при этом НВ1 ср - НВ2 ср = 20 … 50:
Колесо - сталь 45; твердость (235 … 262) НВ2; НВ2ср=248,5
Термообработка - улучшение. Заготовка колеса Sпред 80 мм
Шестерня - сталь 45; твердость(269 … 302) НВ1; НВ1ср=285,5
Термообработка - улучшение. Заготовка шестерни Dпред 80 мм
Определение допускаемых контактных напряжений [] Н/мм2:
а) Определение коэффициента долговечности для зубьев шестерни и колеса
=1 и =1, т. к. N1 > Nно1 и N2 > Nно2,
гдеN1 и N2 - число циклов перемены напряжений за весь срок службы шестерни и колеса;
Nно1= 22,5 ∙106 и Nно2 = 16 ∙ 106 - число циклов перемены напряжений.
N1 = 573 = 573 ∙ 99,43 ∙ 20 ∙ 103 = 113,4∙ 107
N2 = 573 ∙= 573 ∙ 28 ∙ 20 ∙ 103 =32∙ 107
б) Определяем допускаемые контактные напряжения при Nно1 и Nно2:
[]но1 = 1,8 НВ1 ср + 67= 1,8 ∙ 285,5 + 67 = 580,9 Н/мм2
[]но2 = 1,8 НВ1 ср + 67= 1,8 ∙ 248,5 + 67 = 514,3 Н/мм2
в) Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни и колеса:
[]н= К[]но= 1 ∙ 580,9 = 580,9 Н/мм2.
[]н= К[]но= 1 ∙ 514,3 = 514,3 Н/мм2.
Определяем допускаемые напряжения изгиба []F1, Н/мм2
а) Коэффициент долговечности =1 и =1, т. к. N1 > NFO и N2 > NFO
где NFO = 4 ∙ 106 ц
www.studsell.com
техническое задание на курсовую работу
Разработать привод к шнеку-смесителю 1, состоящий из электродвигателя 2, одноступенчатого редуктора 3 с цилиндрической передачей, соединенных между собой муфтами 4.
Кинематическая схема привода.
Исходные данные для проектирования.
1. Мощность на ведомом валу Р2? 1,4 кВт;
2. Частота вращения ведомого вала n2? 280 мин-1;
3. Синхронная частота вращения вала электродвигателя nc? 1000 мин-1;
4. Материал зубчатых колес и валов редуктора? конструкционная сталь 45, термообработка? улучшение.
5. Срок службы привода Lh? 20 000 час.
Содержание
Введение
1. Выбор двигателя и кинематический расчет привода
2. Выбор материала зубчатой передачи и определение допускаемых напряжений
3. Проектный расчет зубчатой передачи
4. Проверочный расчет зубчатой передачи
5. Определение нагрузок на валах редуктора
6. Проектный расчет валов редуктора и предварительный выбор подшипников качения
7. Эскизная компоновка редуктора
8. Расчетная схема быстроходного вала редуктора. Определение реакций в опорах. Расчет изгибающих моментов. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
9. Проверочный расчет быстроходного вала
10. Проверочный расчет подшипников быстроходного вала
11. определение толщины стенки редуктора и его конструктивных элементов
12. выбор масла и системы смазки редуктора
13. расчет шпоночного соединения вала и его колеса
Список литературы
Введение
В данной курсовой работе мной рассчитывается привод рабочей машины? шнека-смесителя, с заданной мощностью и частотой вращения рабочего вала. Привод рабочей машины состоит из электродвигателя, зубчатого колесного редуктора и соединительных муфт.
Зубчатый редуктор предназначен для получения на рабочем валу необходимой частоты вращения и увеличения крутящего момента от двигателя, что позволяет применять двигатели с меньшей мощностью. Редуктор имеет достаточно большую надежность и долговечность.
Целью курсовой работы является определение параметров зубчатой передачи колесного редуктора. Рассчитываются диаметры валов по условию прочности, выбираются подшипники, определяются размеры корпуса редуктора и его элементов. Выбирается компоновка редуктора и система смазки.
На основании расчетов строится сборочный чертеж редуктора.
Конструктивные размеры стандартных элементов редуктора принимаются на основании ГОСТов.
1. ВЫБОР ДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
Определяем общий коэффициент полезного действия
где? коэффициент полезного действия закрытой передачи; = 0,97
? коэффициент полезного действия муфты; = 0,98
? коэффициент полезного действия подшипников качения;
= 0,99
Определяем требуемую мощность двигателя Рдв, кВт:
кВт.
Определяем номинальную мощность двигателя Рном, кВт:
2,2 кВт 1,53 кВт.
Выбираем тип двигателя [1, стр. 406, табл. К9].
Принимаем тип двигателя: 4АМ100L6У3 с номинальной частотой nном = 950 об/мин., как наиболее выгодный по мощности, передаточному числу и габаритам.
Определяем передаточное число для всех приемлемых вариантов типа двигателя:
Принимаем стандартное uзп = 4.
Определяем силовые и кинематические параметры привода
Мощность на валах Р, кВт:
Рдв = 1,53 кВт
кВт;
кВт;
кВт.
Частота вращения валов n, об/мин:
n1 = nном =950 об/мин;
об/мин;
nрм = n2 =238 об/мин.
Угловые скорости валов:
1/с;
=99,43 1/с;
1/с;
24,85 1/с.
Вращающие моменты валов Т, Н•м:
;
Т1 = Тдв •• =15,39• 0,98 • 0,99 =14,93 Нм;
=14,93• 4• 0,97 • 0,99 =57,35 Нм;
=57,35• 0,98• 0,99 =55,67 Нм.
Силовые и кинематические параметры привода
Таблица 1
Силовые и кинематические параметры привода.
Тип двигателя 4АМ100L6У3; Рном = 2,2 кВт; nном = 950 об/мин. | |||||||
параметр | передача | Параметр | Вал | ||||
закрытая (редуктор) | Двига-теля | редуктора | Привод-ной рабочей машины | ||||
Быстро-ходный | Тихо-ходный | ||||||
Передаточ-ное число U | 4 | Расчетная мощность Р, кВт | 1,53 | 1,48 | 1,42 | 1,38 | |
Угловая скорость, 1/с | 99,43 | 99,43 | 24,85 | 24,85 | |||
КПД | 0,97 | Частота вращения n, об/мин | 950 | 950 | 238 | 238 | |
Вращающий момент Т, Н•м | 15,39 | 14,93 | 57,35 | 55,64 | |||
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Определяем твердость материала шестерни и колеса при этом НВ1 ср — НВ2 ср = 20 … 50:
Колесо — сталь 45; твердость (235 … 262) НВ2; НВ2ср=248,5
Термообработка — улучшение. Заготовка колеса Sпред 80 мм
Шестерня — сталь 45; твердость (269 … 302) НВ1; НВ1ср=285,5
Термообработка — улучшение. Заготовка шестерни Dпред 80 мм
Определение допускаемых контактных напряжений [] Н/мм2:
а) Определение коэффициента долговечности для зубьев шестерни и колеса
=1 и =1, т. к. N1 > Nно1 и N2 > Nно2,
где N1 и N2 — число циклов перемены напряжений за весь срок службы шестерни и колеса;
Nно1= 22,5 •106 и Nно2 = 16 • 106 — число циклов перемены напряжений.
N1 = 573 = 573 • 99,43 • 20 • 103 = 113,4• 107
N2 = 573 •= 573 • 28 • 20 • 103 =32• 107
б) Определяем допускаемые контактные напряжения при Nно1 и Nно2:
[]но1 = 1,8 НВ1 ср + 67= 1,8 • 285,5 + 67 = 580,9 Н/мм2
[]но2 = 1,8 НВ1 ср + 67 = 1,8 • 248,5 + 67 = 514,3 Н/мм2
в) Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни и колеса:
[]н= К[]но= 1 • 580,9 = 580,9 Н/мм2.
[]н= К[]но= 1 • 514,3 = 514,3 Н/мм2.
Определяем допускаемые напряжения изгиба []F1, Н/мм2
а) Коэффициент долговечности =1 и =1, т. к. N1 > NFO и N2 > NFO
где NFO = 4 • 106 циклов
б) Допускаемое напряжение при числе циклов перемены напряжений: []FO, H/мм2
[]FО= 1,03 • НВ1 ср = 1,03 • 285,5 = 294,1 Н/мм2
[]FО= 1,03 • НВ2 ср= 1,03 • 248,5 = 255,9 Н/мм2
в) Определяем допускаемые напряжения изгиба []F, Н/мм2
[]F= КFL[]FО= 1 • 294,1 = 294,1 Н/мм2.
[]F= КFL[]FО= 1 • 255,96 = 255,9 Н/мм2
Механические характеристики материалов зубчатой передачи
Таблица 2
Механические характеристики материалов зубчатой передачи.
Элемент передачи | Марка стали | Dпред | Термообработка | НВ1 ср | []н | []F | |||
Sпред | НВ1 ср | Н/мм2 | |||||||
Шестерня колесо | Cт. 45 Ст. 45 | 80 80 | Улучшение Улучшение | 285,5 248,5 | 890 780 | 380 335 | 580,9 514,3 | 294,1 255,9 | |
3. ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Определяем главный параметр — межосевое расстояние аw, мм:
где Ка = 43 — вспомогательный коэффициент для косозубых передач;
— коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28 … 0,36;
[]н — допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, Н/мм2;
КН — коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающихся зубьев КН = 1.
Принимаем аw = 80 мм.
Определяем модуль зацепления m, мм:
m
где Кm = 5,8 — вспомогательный коэффициент. Для косозубых передач;
d2 = - делительный диаметр колеса, мм;
d2 = мм
b2 = - ширина венца колеса, мм;
b2 = 0,32 • 80 = 25,6 мм; Примем b2 = 25 мм.
— допускаемое напряжение изгиба материала колеса с менее прочным зубом, Н/мм2.
mмм;
Значение модуля m округляем до стандартного m = 1 мм.
Определяем угол наклона зубьев для косозубых передач:
= arcsin =;
Принимаем =8о.
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса:
Z
Где Z1 — число зубьев шестерни;
Z2 — число зубьев колеса.
Z
Полученное значение округляем в меньшую сторону до целого числа, Z= 158
Уточняем действительную величину угла наклона зубьев для косозубых передач:
Определяем число зубьев шестерни и колеса:
Z1 = =
Значение Z1 округляем до ближайшего целого наименьшего числа; Z1 = 31
Z2 = Z =158−31=127
Определяем фактическое передаточное число uф и проверяем его отклонение от заданного u:
uф = =
u=
u =, что удовлетворяет требованию.
Определяем фактическое межосевое расстояние:
мм
Определяем фактические основные геометрические параметры передачи, мм:
Определяем основные геометрические параметры шестерни, мм:
а) делительный диаметр:
мм;
б) диаметр вершин зубьев:
мм;
в) диаметр впадин зубьев:
мм;
г) ширина венца: b1= b2 + (2…4) мм;
мм.
Определяем основные геометрические параметры колеса, мм:
а) делительный диаметр:
мм;
б) диаметр вершин зубьев:
мм;
в) диаметр впадин зубьев:
мм;
г) ширина венца: b2 == 0,32 • 80 = 25,6 мм; Примем b2 = 25 мм.
4. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Проверяем межосевое расстояние:
aw = =; Принимаем аw = 80 мм.
Проверяем пригодность заготовок колес:
Условие пригодности заготовок колес:
Dзаг
где и — предельные значения.
Диаметр заготовки шестерни:
Dзаг = da+ 6 мм = 33,4+ 6 = 39,4 мм.
Толщина диска заготовки колеса закрытой передачи:
Sзаг = b+ 4 мм = 25+ 4 =29 мм;
Dзаг = 39,4;
Условие пригодности заготовок колес соблюдается
Проверяем контактные напряжения Н/мм2:
где К — вспомогательный коэффициент, для косозубых передач К = 376.
Ft — окружная сила в зацеплении, H:
Ft= = Н.
Кнб — коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Определяется по графику в зависимости от окружной скорости колес и степени точности передачи. Степень точности равна 8 [1,с. 64, табл. 4. 2].
Определяем окружную скорость колес, м/с:
= = м/c
По полученным данным Кнб =1,06 [1,с. 66, рис. 4. 2];
Кнх — коэффициент динамической нагрузки; Кнх = 1,03 [1,с. 64, табл. 4. 3].
? коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба, для прирабатывающихся зубьев =1
Н/мм2
Определяем фактическую недогрузку или перегрузку передачи:
=; =
Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса, Н/мм2:
= YF2 Y
где YF2 — коэффициент формы зуба колеса; определяем по таблице в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса при Принимаем YF2 = 3,6 [1, стр. 67, табл. 4. 4];
Y? коэффициент, учитывающий наклон зуба: Y= 1? = 1 — 90/1400 = 0,936;
КF? коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; для косозубых передач КF= 1 [1, стр. 66, п. 14 (б)];
КF? коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба; для прирабатывающихся зубьев КF=1;
КF? коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи; принимаем КF= 1,07 [1, стр. 64, табл. 4. 3].
Н/мм2, что удовлетворяет:
где YF1 — коэффициент формы зуба шестерни при
принимаем YF1 = 3,78 [1,стр. 67, табл. 4. 4];
Н/мм2.
Определяем фактическую недогрузку или перегрузку шестерни
.
4.7 Определяем фактическую недогрузку или перегрузку колеса
.
Таблица 3
Параметры зубчатой цилиндрической передачи.
Проектный расчет | ||||
Параметр | Значение | Параметр | Значение | |
Межосевое расстояние | 80 мм | Угол наклона зубьев в | 9о | |
Модуль зацепления m | 1 мм | Диаметр делительной окружности: шестерни d1 колеса d2 | 31,4 128,6 | |
Ширина зубчатого венца: шестерни b1 колеса b2 | 27 мм 25 мм | |||
Число зубьев: шестерни z1 колеса z2 | 31 127 | Диаметр окружности вершин: шестерни da1 колеса da2 | 33,4 130,6 | |
Вид зубьев | Косозубые | Диаметр окружности впадин: шестерни df1 колеса df2 | 29 126,2 | |
Проверочный расчет
Параметр | Допускаемые значения | Расчетные значения | Примечания | ||
Контактные напряжения, Н/мм2 | 514,3 | 467,2 | недогрузка 9,2% | ||
Напряжения изгиба Н/мм2 | F1 | 294,1 | 135,1 | недогрузка 54,1% | |
F2 | 255,9 | 128,6 | недогрузка 49,7% | ||
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗОК НА ВАЛАХ РЕДУКТОРА
Окружная сила:
На колесе:
Ft2=Н.
На шестерне:
Ft1 = Ft2 =891,91 H.
Радиальная сила:
На колесе:
Fr2 =Н.
На шестерне:
Fr1 = Fr2 =328,74 H.
Консольные силы муфт:
На быстроходном валу:
Fm1 = 50=50 Н.
На тихоходном валу:
Fm2=125 H.
Осевая сила Fа, Н:
На колесе:
Fа2 = Ft2 · tg = 891,91· tg 9?= 141,26 H.
На шестерне:
Fа1 = Fа2 = 141,26 Н.
Рис1. Схема нагружения валов.
Таблица 4
Нагрузки на валах
Параметр | Быстроходный | Тихоходный | |
Окружная сила Ft, Н | 891,91 | ||
Радиальная сила Fr, Н | 328,74 | ||
Осевая сила Fa, Н | 141,26 | ||
Крутящий момент Т, Нм | 14,93 | 57,35 | |
Угловая скорость щ, с-1 | 99,43 | 24,85 | |
Консольная сила Fm, Н | 193,2 | 946,62 | |
6. ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Выбираем материал валов:
Сталь 45, Н/мм2, Н/мм2, Н/мм2
Выбираем допускаемые напряжения на кручение:
Н/мм2; 25 Н/мм2.
Определяем геометрические параметры ступеней валов.
Вал шестерни — быстроходный.
1-я ступень под муфту:
зубчатый передача вал редуктор
; Принимаем d1= 16 мм.
L1=(1,0 … 1,5) d1= 1,2 • 16 = 19,2 мм; Принимаем L1= 19 мм.
2-я ступень под подшипник:
где t — Высота буртика [1, 113с., табл. 7. 1].
мм; Принимаем d2=20 мм.
L2мм.
3-я ступень под шестерню:
где r = 2 мм размер фаски под подшипник [1, 113с., табл. 7.1. ]
мм; Принимаем = 26 мм
L? определяем графически
4-я ступень под подшипник:
d4 = d2 = 20 мм.
мм
где B — ширина подшипников, В = 15 мм [1,432с., табл. К27];
С — размер фаски, С = 1 мм [1, 188с., табл. 10. 8].
L4 = мм.
Вал тихоходный.
1-я ступень под муфту:
мм; Принимаем d1= 23 мм.
L1=(1.0 … 1. 5) d1= 1,2 •23= 27,6 мм; Принимаем L1= 28 мм.
2-я ступень под подшипник:
мм; Принимаем d2=30 мм.
мм; Принимаем L2= 40 мм.
3-я ступень под колесо:
мм.
L-определяем графически.
4-я ступень под подшипник:
d4 = d2 = 30 мм
мм; Принимаем мм.
Таблица 5
Материал валов. Размеры ступеней. Подшипники.
Вал Материал — сталь 45 = 780…890 Н/мм2 =540…650 Н/мм2 =335…380 Н/мм2 | Размер ступеней, мм | Подшипники | |||||||
d 1 | d2 | d3 | d 4 | Типо-размер | dxDxB мм | Динами- ческая грузо- подъем- ность Сr, кН | Статическая грузоподъем-ность Сor, kH | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Быстроходный | 16 | 20 | 26 | 20 | 304 | 20×52×15 | 15,9 | 7,8 | |
19 | 34 | 66 | 16 | ||||||
Тихоходный | 23 | 30 | 36 | 30 | 306 | 30×72×19 | 29,1 | 14,6 | |
28 | 40 | 54 | 20 | ||||||
7. ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА
Определяем наружный диаметр ступицы, dст, мм:
dст = (1,55.. 1,6)d3 =мм; Принимаем dст =55 мм.
Определяем длину ступицы, ст, мм:
cт = (1,1.. 1,5) d3= мм; Принимаем =40 мм.
Определяем зазор между стенками корпуса редуктора и вращающихся поверхностей колеса, x:
L = da1+da2= 33,4+130,6=164 мм;
мм; Принимаем х = 8 мм.
Определяем расстояние от оси шестерни до внутренней поверхности корпуса, f, мм:
f = D/2 + x
где D — диаметр наружного кольца подшипника быстроходного вала;
f =52/2 +8= 34 мм.
8. Расчетная схема быстроходного вала редуктора. Определение реакций в опорах. Расчет изгибающих моментов. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
Определяем реакции в подшипниках.
Дано: Ft1=891,91 H, Fr1=328,74 H, Fa1=141,26 H, Fм1=193,2 H,
d1=31,4 мм, lб=81 мм, lм=45,5 мм
Вертикальная плоскость
Определяем опорные реакции, Н:
;? ? Fr1 RВy=0
RВУ=
;? RАy? + Fr1
RАy=
Проверка:;
RАy? Fr1+ RВУ=0
136,99?328,74+191,75 = 0.
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных точках 1…4; Н•м:
Мх1=0; Мх2 = 0;
Мх3 = RАy
Мх3 = RВУ
Горизонтальная плоскость
Определяем опорные реакции, Н:
=
RАx=
Проверка:
+ RАx- +Rвх=0
193,2+144,23?891,91+554,48 = 0
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси У в характерных точках 1…4; Нм:
Му1=0; Му2 =
Му4 = 0; Му3= Rвх
Строим эпюру крутящих моментов Нм:
Мк = Мz==14 Нм.
Определяем суммарные радиальные реакции, Н:
RА=
RВ =
Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях, Нм:
М2= Му2 = 8,79 Нм;
М3=
Рис 2. Эпюры изгибающих и вращающих моментов на быстроходном валу.
9. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ БЫСТРОХОДНОГО ВАЛА
Проверочный расчет валов на прочность выполняют на совместное действие изгиба и кручения.
Определяем напряжения в опасных сечениях вала, Н/ммІ:
,
где М? суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении, Н. м;
Wнетто — осевой момент сопротивления сечения вала, мм3;
При концентратором напряжений является переход галтелью.
;
Касательные напряжения изменяются по нулевому циклу, при котором амплитуда цикла фа равна половине расчетных напряжений кручения фк:
,
где Мк — крутящий момент, Нм;
Wснетто — полярный момент инерции сопротивления сечения вала, ммі;
Wснетто для вала-шестерни:
;
Определяем коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений для расчётного сечения вала:
; ,
где Ку и Кф — эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
Кd — коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
КF — коэффициент влияния шероховатости;
Ку — коэффициент влияния поверхностного упрочнения, т.к. вал без поверхностного упрочнения, то Ку=1.
Выбираем значения коэффициентов из табл. 11.2. ;11.3. ;11.4. ;11.5. 1]
;.
Определяем пределы выносливости в расчетном сечении вала, Н/ммІ:
; ,
где у-1 и ф-1 — пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения.
у-1 находится по таблице 3.2. 1]; ф-1 = 0,58 у-1.
;.
Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
;.
Определяем общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
;
10. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ
Проверочный расчет подшипников быстроходного вала.
Определяем отношения:
где V — коэффициент вращения, V = 1; [1, 143с., табл. 9. 1]
Rr? суммарная радиальная реакция.
Определяем отношения:
Через интерполирование находим е и У:
е =0,3; У= 1,81
По отношениям и выбираем соответствующие формулы для определения:
, Н
где Кб — коэффициент безопасности, Кб = 1,2 [1, 142с., табл. 9. 4]
КT — температурный коэффициент, КТ = 1 [1, 142с., табл. 9. 1]
Х=0,56? для радиальных шарикоподшипников
Н
Определяем динамическую грузоподъемность по большей эквивалентной нагрузке:
где m = 3 для шарикоподшипников.
Н15 900 Н
Определяем долговечность подшипника:
= Подшипник пригоден.
Таблица 5
Основные размеры и эксплуатационные характеристики подшипников.
Вал | Подшипник | Размеры d x D x B1 мм | Динамическая грузоподъемность, Н | Долговечность, ч | ||||
Принят предвари-тельно | Выбран оконча-тельно | Cгр | Сг | L10h | Lh | |||
Б | 305 | 305 | 20×52×15 | 9463,88 | 15 900 | 94 815 | 20 000 | |
Т | 306 | 306 | 30×72×19 | -- | 29 100 | -- | 20 000 | |
11. определение толщины стенки редуктора и его конструктивных элементов
Рассчитываем толщину стенок корпуса и ребер жесткости редуктора д, мм:
мм.
мм; Примем д = 6 мм.
Рассчитываем подшипниковые бобышки:
Внутренние диаметры бобышек равны диаметрам внешних колец подшипников:
DБ= 52 мм; DТ= 72 мм.
Внешние диаметры:
мм;
мм.
Рассчитываем длину гнезда:
где h? высота крышки. [1, 418с., табл. К18]
мм;
мм.
Рассчитываем фланцевые соединения:
Конструктивные размеры фланцев принимаются в зависимости от размеров болтов и винтов используемых для соединения. Размеры болтов принимаются в зависимости от межосевого расстояния редуктора [1, 233с., табл. 10. 17].
Первый фланец, для крепления корпуса к станине, используется болт М12 ГОСТ 7787–70. Высота фланца:
h2= 2,4д= 2,4?6 = 14,4 мм.
К1= 32 мм,? ширина фланца;
Ширина опорной поверхности:
мм.
Второй фланец, для соединения подшипниковой бобышки основания и крышки корпуса. Используем винт М10 ГОСТ 11 738–84. Высоту фланца примем равной половине внешнего диаметра бобышки подшипника быстроходного вала, по всей длине корпуса редуктора:
h3= 35 мм.
n2= 3,? количество винтов на одну сторону редуктора;
К5= 22 мм.
Пятый фланец? под крышку смотрового люка. Используем винт М5 ГОСТ 17 473–84. Высота фланца: h5= 3 мм. Размеры сторон фланца, n5 и l5 устанавливаются конструктивно.
Для предотвращения смещения элементов корпуса при затяжке резьбовых соединений используем цилиндрические установочные штифты размером 6×20мм ГОСТ 3128–70 установленных горизонтально.
Проушины выполняются монолитно с крышкой. Толщину ребра проушин примем: мм.
12. выбор масла и системы смазки редуктора
Для редуктора применяем непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом.
Масло выбирается в зависимости от контактных напряжений и окружной скорости зубчатого колеса.
м/с.
Сорт масла выбираю — Индустриальное И-Г-А-68 ГОСТ 17 479. 4−87.
где И? индустриальное;
Г? для гидравлических систем;
А? масло без присадок.
Для контроля уровня масла применяем жезловый маслоуказатель установленный в нижней части корпуса.
При работе масло загрязняется продуктами износа деталей передач, и его сливают и меняют. Для этой цели в корпусе предусмотрено сливное отверстие, закрываемое пробкой.
При длительной работе в связи с нагревом масла и воздуха повышается давление внутри корпуса, это приводит к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Во избежание этого существует отдушина в верхней части корпуса редуктора, закрываемая пробкой.
Смазывание подшипников происходит из картера в результате разбрызгивания масла колесами, образованием масляного тумана и растекания масла по валам.
В качестве уплотнения у входного и выходного валов применяю манжеты.
13. расчет шпоночного соединения вала и его колеса
Для крепления зубчатого колеса на тихоходном валу используем призматическую шпонку 10×8×32 мм (bxhxl) ГОСТ 23 360–78 со скругленными концами.
Из условия прочности
где Т — крутящий момент на валу, Н;
d — посадочный диаметр под колесо, мм;
отсюда рабочая длина шпонки:
;
=130МПа.
Шпонка 10×8×32 ГОСТ 23 360–78 удовлетворяет условию прочности.
Материал для изготовления шпонки? сталь 45.
Список литературы
1. А. Е. Шейнблит «Курсовое проектирование деталей машин». — М.: «Высшая школа», — 1991 г.
2. М. Н. Иванов и др. Детали машин. — М.: Высшая школа, — 1991 г.
3. А. А. Эрдеди, Н. А. Эрдеди. Детали машин. — М.: Высшая школа, — 2002 г.
4. А. В. Кузьмин и др. Курсовое проектирование деталей машин. — Мн.: «Высшая школа»,-1982г.
5. В. Н. Кудрявцев и др. Курсовое проектирование деталей машин. — Ленинград.: «Машиностроение», — 1984 г.
Показать Свернутьr.bookap.info
техническое задание на курсовую работу
Разработать привод к шнеку-смесителю 1, состоящий из электродвигателя 2, одноступенчатого редуктора 3 с цилиндрической передачей, соединенных между собой муфтами 4.
Кинематическая схема привода.
Исходные данные для проектирования.
1.Мощность на ведомом валу Р2 ? 1,4 кВт;
2.Частота вращения ведомого вала n2 ? 280 мин-1;
.Синхронная частота вращения вала электродвигателя nc ? 1000 мин-1;
.Материал зубчатых колес и валов редуктора ? конструкционная сталь 45, термообработка ? улучшение.
.Срок службы привода Lh ? 20000 час.
Содержание
Введение
. Выбор двигателя и кинематический расчет привода
. Выбор материала зубчатой передачи и определение допускаемых напряжений
. Проектный расчет зубчатой передачи
. Проверочный расчет зубчатой передачи
. Определение нагрузок на валах редуктора
. Проектный расчет валов редуктора и предварительный выбор подшипников качения
7. Эскизная компоновка редуктора
8. Расчетная схема быстроходного вала редуктора. Определение реакций в опорах. Расчет изгибающих моментов. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
. Проверочный расчет быстроходного вала
. Проверочный расчет подшипников быстроходного вала
. определение толщины стенки редуктора и его конструктивных элементов
. выбор масла и системы смазки редуктора
. расчет шпоночного соединения вала и его колеса
Список литературы
Введение
В данной курсовой работе мной рассчитывается привод рабочей машины ? шнека-смесителя, с заданной мощностью и частотой вращения рабочего вала. Привод рабочей машины состоит из электродвигателя, зубчатого колесного редуктора и соединительных муфт.
Зубчатый редуктор предназначен для получения на рабочем валу необходимой частоты вращения и увеличения крутящего момента от двигателя, что позволяет применять двигатели с меньшей мощностью. Редуктор имеет достаточно большую надежность и долговечность.
Целью курсовой работы является определение параметров зубчатой передачи колесного редуктора. Рассчитываются диаметры валов по условию прочности, выбираются подшипники, определяются размеры корпуса редуктора и его элементов. Выбирается компоновка редуктора и система смазки.
На основании расчетов строится сборочный чертеж редуктора.
Конструктивные размеры стандартных элементов редуктора принимаются на основании ГОСТов.
1.ВЫБОР ДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
Определяем общий коэффициент полезного действия
где? коэффициент полезного действия закрытой передачи; = 0,97
? коэффициент полезного действия муфты; = 0,98
? коэффициент полезного действия подшипников качения;
= 0,99
Определяем требуемую мощность двигателя Рдв, кВт:
кВт.
Определяем номинальную мощность двигателя Рном, кВт :
,2 кВт 1,53 кВт.
Выбираем тип двигателя [1, стр.406, табл.К9].
Принимаем тип двигателя: 4АМ100L6У3 с номинальной частотой nном = 950 об/мин., как наиболее выгодный по мощности, передаточному числу и габаритам.
Определяем передаточное число для всех приемлемых вариантов типа двигателя:
Принимаем стандартное uзп = 4.
Определяем силовые и кинематические параметры привода
Мощность на валах Р, кВт:
Рдв = 1,53 кВт
кВт;
кВт;
кВт.
Частота вращения валов n, об/мин:
n1 = nном =950 об/мин;
об/мин;
nрм = n2 =238 об/мин.
Угловые скорости валов :
1/с;
=99,43 1/с;
1/с;
24,85 1/с.
Вращающие моменты валов Т, Н•м:
;
Т1 = Тдв •• =15,39• 0,98 • 0,99 =14,93 Нм;
=14,93• 4• 0,97 • 0,99 =57,35 Нм;
=57,35• 0,98• 0,99 =55,67 Нм.
Силовые и кинематические параметры привода
Таблица 1
Силовые и кинематические параметры привода.
Тип двигателя 4АМ100L6У3; Рном = 2,2 кВт; nном = 950 об/мин.параметрпередачаПараметрВалзакрытая (редуктор)Двига-теляредуктораПривод-ной рабочей машиныБыстро-ходныйТихо-ходныйПередаточ-ное число U4Расчетная мощность Р, кВт1,531,481,421,38Угловая скорость , 1/с99,4399,4324,8524,85КПД 0,97Частота вращения n, об/мин950950238238Вращающий момент Т, Н•м15,3914,9357,3555,64
. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Определяем твердость материала шестерни и колеса при этом НВ1 ср - НВ2 ср = 20 … 50:
Колесо - сталь 45; твердость (235 … 262) НВ2; НВ2ср=248,5
Термообработка - улучшение. Заготовка колеса Sпред 80 мм
Шестерня - сталь 45; твердость(269 … 302) НВ1; НВ1ср=285,5
Термообработка - улучшение. Заготовка шестерни Dпред 80 мм
Определение допускаемых контактных напряжений [] Н/мм2:
а) Определение коэффициента долговечности для зубьев шестерни и колеса
=1 и =1, т. к. N1 > Nно1 и N2 > Nно2,
гдеN1 и N2 - число циклов перемены напряжений за весь срок службы шестерни и колеса;
Nно1= 22,5 •106 и Nно2 = 16 • 106 - число циклов перемены напряжений.
N1 = 573 = 573 • 99,43 • 20 • 103 = 113,4• 107
N2 = 573 •= 573 • 28 • 20 • 103 =32• 107
б) Определяем допускаемые контактные напряжения при Nно1 и Nно2:
[]но1 = 1,8 НВ1 ср + 67= 1,8 • 285,5 + 67 = 580,9 Н/мм2
[]но2 = 1,8 НВ1 ср + 67= 1,8 • 248,5 + 67 = 514,3 Н/мм2
в) Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни и колеса:
[]н= К[]но= 1 • 580,9 = 580,9 Н/мм2.
[]н= К[]но= 1 • 514,3 = 514,3 Н/мм2.
Определяем допускаемые напряжения изгиба []F1, Н/мм2
а) Коэффициент долговечности =1 и =1, т. к. N1 > NFO и N2 > NFO
где NFO = 4 • 106 ц
geum.ru